Файл: Нотариат в РФ (Тенденции развития нотариата в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект, который сохраняет, по сути, имеющуюся систему контроля в области нотариальной деятельностью, внесет одно значимую нововведение: он исключит понятие «профессиональная деятельность нотариуса». И на основании этого – право нотариальных палат контролировать законность и обоснованность нотариальных действий, и отказы нотариусов в их совершении. Что является верным, так как законность и обоснованность на основании Конституции Российской Федерации могут проверять и устанавливать только суды. Нотариальный акт, как и судебное решение, законен и обоснован, пока в определенном по законодательству порядке его не отменят либо изменят[26].

Следовательно, проектом четко регламентируется система контроля в области нотариальной деятельности: законность нотариальных действий, отказ в их совершении контролирует только суд; соблюдение нотариусами налогового законодательства – налоговыми инспекциями; организация приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архивов – территориальным органом Федеральной регистрационной службы с привлечением возможностей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (тут же и плановая проверка, и проверка по жалобе); точность уплаты обязательных членских взносов, соблюдение норм Кодекса профессиональной чести нотариусов и Устава Палаты – нотариальной палатой субъекта Российской Федерации.

Исходя, из положений Основ законодательства РФ о нотариате освобождать нотариусов от должности обладают возможностью только суды и только на основании ходатайства нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Но в проекте исправляют данное положение. Право на обращение с ходатайствами (исками) в суд о лишении нотариусов полномочий от нотариальных палат субъектов Российской Федерации передадут территориальным органам Федеральной регистрационной службы[27].

Передавав от нотариальных палат субъектов Российской Федерации государству в лице территориальных органов Федеральной регистрационной службы право на обращение в суд о лишении нотариусов полномочий, проектом, таким образом, вводятся некоторые новеллы.

Кроме нарушений нотариусами законов основаниями для обращения в суд будут: нарушения нотариусами присяги и периодическое совершение проступков, которые задевают честь и достоинство профессии нотариуса, которые установлены в Кодексе профессиональной этики нотариусов, принятом нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.


Основами законодательства РФ о нотариате не предусмотрен такой институт, как Кодекс профессиональной чести нотариусов. Проект введет данный институт, устанавливая ответственность нотариусов за нарушения его норм, а кроме этого присяги нотариусов[28].

Ещё одним новейшим институтом проекта, является прекращение полномочий нотариусов, которое тоже осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы. Тут следует сказать, что согласия нотариальных палат субъектов Российской Федерации в качестве обязательного условия принятия решений не нужно. Помимо этого, это может быть на основании представления Президента Российской Федерации, совета региональных палат.

В проекте есть и ещё один новейший институт – приостановление полномочий нотариусов. Существует несколько объективных причин, когда нотариусы продолжительное время не могут выполнять свои полномочия, допустим, избрание в законодательные (представительные) органы либо тяжелая болезнь. Проектом регламентируются данные вопросы. Приостановление полномочий в данных случаях тоже осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы при согласовании с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации в лице ее Совета[29].

Ещё одним принципиальным вопросом, является ответственность нотариусов за ущерб во время совершения нотариальных действий. Исходя из Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы за вред, который причинен нотариальными действиями, несут полную имущественную ответственность: за счет страховой суммы, личных сбережений и личного имущества. Когда у нотариусов были большие доходы, данная норма была очень действенной. Но, когда сделки с недвижимостью, которые приносили основную часть дохода нотариусам, стали не обязательными для нотариального сопровождения, ситуация поменялась. На сегодняшний день нотариусы объективно не смогут возмещать данный ущерб. Проектом разрешает данная проблема.

Ущерб, который причинен по вине нотариусов в результате нотариальных действий либо необоснованного отказа от совершения нотариальных действий, признаваемых в суде не соответствующим закону, будут подлежать возмещению за счет страховой суммы. Но в это же время ввели некоторые положения, которые обеспечивают в случаях возникновения ущерба его полное возмещение[30].

Размер обязательного страхования ответственности нотариусов значительно увеличится; в страховании ответственности нотариусов в качестве дополнительных видов страхования могут принимать участие нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Федеральная нотариальная палата.


Исходя из положений проекта с ходатайствами в суды о лишении нотариусов полномочий обращаются территориальные органы Федеральной регистрационной службы (по Основам законодательства РФ о нотариате – нотариальная палата), но только при наличии согласия советов нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Совместно разрешают вопрос прекращения, а кроме этого приостановления полномочий нотариусов.

Исходя, из проекта проверки (плановые, по жалобам) организации работы нотариусов осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы. Но, при этом им предоставляют право на постоянной либо развой основе привлекать к данной работе нотариальные палаты, которые могут и сами выполнять определенные проверки, допустим, по жалобам либо просьбе территориальных органов Федеральной регистрационной службы[31].

Согласно проекту в Российской Федерации не будет ни частного, ни государственного нотариуса, а будет небюджетный и бюджетный нотариат; нотариальную деятельность и одних и других в полной мере регулировать будет данный проект Федеральным законом; субъекты Российской Федерации смогут сами определять, будут ли на их территории только небюджетные нотариусы, либо только бюджетные, либо и те и другие одновременно, отталкиваясь из экономических возможностей регионов либо отдельных их районов. Тут и может проявляться инициатива, а не законодательное предложение Федеральной нотариальной палаты, и нотариальной палаты субъектов Российской Федерации[32].

Проектом уточняется кроме этого взаимосвязь нотариальных палат с Федеральной нотариальной палатой.

Вместо собраний представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации в качестве высшего представительного органа нотариусов Российской Федерации, проектом учреждается Всероссийский съезд нотариусов, при учете нормы представительства один представитель от сорока нотариусов – которые являются членами нотариальной палаты, но не меньше одного представителя от региональных нотариальных палат[33].

Съездом избирается не правление из одиннадцати представителей, как на сегодняшний день, а совет из пятнадцати членов с обновлением состава совета не менее чем на одну треть раз в два года.

Взаимодействие Федеральной нотариальной палаты и региональных палат регламентируют не только уставом, но и учредительными договорами. Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации будут являться членами Федеральной нотариальной палаты после подписания данных договоров.


Региональной нотариальной палатой по проекту не уплачиваются членские взносы, а производятся отчисления в Федеральную нотариальную палату с целью финансового обеспечения и исполнения ею своих функций. При этом данные отчисления не должны быть больше семи процентов доходных частей из бюджетов нотариальных палат субъектов Российской Федерации[34].

Проектом, с целью освобождения судов от несвойственных им дел и, в общем, для снижения нагрузку на судебную систему, вводится ряд новейших нотариальных действий, применяя не используемый до этого в полном объеме потенциал нотариата в урегулировании гражданских правовых отношений. Проектом дополнил перечень нотариальных действий, которые будут совершаться нотариусами, например такие как удостоверение соглашения о примирительной процедуре, удостоверение учредительного документа юридического лица, удостоверение протокола органа управления организации. Но на основании принципа невмешательства в частные дела и свободы воли субъектов гражданского оборота, данным действиям необходимо придать не обязательный нотариальный вид, а давать возможности субъектам данных отношений самим решать, хотят ли они обращаться к нотариусам за совершением подобных нотариальных действий[35].

Вывод. Проект довольно точно регламентирует правила совершения нотариального действия, как ранее определенных, так и вновь вводимых. Но, при этом авторами проекта предполагается, что уже на данный момент есть необходимость разработки и принятия Нотариально-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющего процессуальные стороны, процедур совершения нотариальных действий, порядок нотариального делопроизводства, ведения и содержания нотариальных архивов, процессуальный порядок поведения нотариусов и лиц, обращающихся к ним за совершением нотариальных действий. На данный момент проект предусматривает утверждение Минюстом России Правил нотариального делопроизводства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение опыта деятельности нотариата в Российской Федерации, позволяют сделать следующие выводы:

Нотариат является негосударственным социально-правовым институтом, которому делегировали ряд полномочий властного характера в области осуществления одной из важных функций – защита прав и законных интересов физических и юридических лиц.


Деятельностью нотариата, является совершение нотариусом от имени Российской Федерации на основании законодательно определенных полномочий в определенном процессуальном виде нотариальных действий, которые имеют властно-публичный характер и направлены на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и страны в целом.

На основании тенденции развития правовой системы Российской Федерации, возможно, заключить, что цели охраны субъективных прав физических и юридических лиц в большей степени отвечает именно нотариат, действующий в форме свободной профессии, то есть частнопрактикующие, независимые нотариусы латинского типа. Правоприменительной практикой уже созданы все предпосылки с целью передачи возможностей совершения всех без каких-либо исключений нотариальных действий нотариусам, которые занимаются частной практикой.

Определяющее воздействие нотариата на доступность правосудия в области гражданского оборота заключается в позитивной деятельности нотариусов в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, но при этом применение по отношению к нотариальной деятельности понятия «превентивное правосудие» не возможно признать правильным, так как в конституционно-правовом смысле правосудие относят только к суду как органу государственной судебной власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2018, N 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (по состоянию на 1.04.2018).
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (по состоянию на 1.04.2018).
  4. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (по состоянию на 1.04.2018).
  5. Абрамова Е.Н. Гражданское право: учебник / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева: в 3-х томах Том 2. Часть 2. – М., Юрист, 2014. – 792с.
  6. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ части первой, второй, третьей (постатейный) с постатейными материалами и практическими разъяснениями / А.Б.Борисов – М., 2015. – 1088 с.
  7. Гвоздева И.Н. Нотариат в организации гражданского права / И.Н. Гвоздева // Бюллетень нотариальной практики. - № 6. - 2015. - С. 32-36.
  8. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Л.Ю. Грудцина. – М.: Слово, 2014. - 489 с.
  9. Козлова Н.В. Гражданское право. Учебник / Н.В. Козлова, С.М. Корнеев и др.; под ред. Е.А. Суханова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 736 с.
  10. Калиниченко, Т.Г. Публично-правовая нотариальная деятельность / Т.Г. Калиниченко // Нотариальный вестник. - 2015. - № 3. – С. 32-39.
  11. Мохов А.А. Отечественный нотариат: понятие и сущность / А.А. Мохов, С.В. Калганов, П.В. Рабочий // Нотариус – 2014. - № 2. – С. 73-78.
  12. Ралько, В.В. Сущность и содержание правовой деятельности нотариата в современных правовых системах и семьях / В.В. Ралько // Нотариус. - 2015. - № 3 (50). – С. 3.
  13. Филиппова, О.В. Нотариат России в механизме защиты прав граждан / О.В. Филиппов // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 10. – С. 52-58.
  14. Черемных, Г.Г. Ещё раз о новом законе, о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности») / Г.Г. Черемных // Нотариус. – 2015. - № 9. – С. 26-33.
  15. Черемных, Г.Г. Комментарий к проекту Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» / Г.Г. Черемных // Нотариус. – 2015. – № 1. – С. 3–10.
  16. Юкша Я.А. Гражданское право: учебное пособие / Я.А. Юкша. – М., Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, Фак. политологии и права, Ч. 2., 2015. - 221 с.
  17. Яков В.В. Еще раз о новом Законодательстве о нотариате / В.В. Яков // Нотариус. - № 6. - 2014. - С. 33-39.