Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (ООО «АЗНХ групп» ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1 Понятие стресса в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Понятие, сущность и причины профессионального стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов первичной диагностики
3. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЗНХ ГРУПП»
3.1 Программа профилактики профессионального стресса
3.2 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
И только два человека воспринимают профессиональные ситуации без нервно-психического напряжения и не испытывают стресс (это респонденты, у которых присутствуют только низкие показатели профессионального стресса).
В результате можно сделать вывод, что у респондентов-сотрудников ООО «АЗНХ групп» в целом наблюдается достаточной высокий уровень подверженности профессиональным стрессам, что требует от руководства компании принятия эффективных профилактических мер по обеспечению комфортных условий труда и благоприятного социально-психологического климата в коллективе. С данной целью в следующей главе курсовой работы была разработана программа профилактики профессиональных стрессов.
3. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЗНХ ГРУПП»
3.1 Программа профилактики профессионального стресса
В данном параграфе рассматриваются возможности снижения профессионального стресса средствами социально-психологического тренинга с преимущественным использованием ролевой игры. Подобная форма реализации тренинговых занятий позволяет расширить или усовершенствовать ролевой репертуар личности, который будет использован в ситуациях развития профессионального стресса. Кроме этого, на занятиях происходит переосмысление ценностно-смысловой сферы сотрудников, и на данной основе возникают более позитивные коммуникативные навыки, повышающие сплоченность в коллективе.
Реализация тренинговых занятий проводилась на основе программы по профилактике профессионального стресса путем создания психологически комфортной среды на рабочем месте. При этом предполагалось, что в процессе проведения цикла занятий будут сформированы: позитивная коммуникативная компетентность, ассертивное поведение, умение конструктивно решать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности.
Социально-психологический тренинг разрабатывался в соответствии со следующими принципами поведения участников: принцип добровольности, принцип активности, принцип искренности, принцип «здесь и теперь». Результативность тренинга для каждого участника определялась степенью его личной включенности во все происходящие события, в которых моделировались различные ситуации, где участники демонстрировали как негативные, так и позитивные формы поведения.
Цель программы: профилактика профессионального стресса, а так же синдрома профессионального выгорания сотрудников компании через сплочение коллектива и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- Познакомить сотрудников компании с теорией синдрома профессионального выгорания и профессионального стресса, а так же с причинами его возникновения.
- Создать условия для развития самопознания и самопринятия участников группы.
- Создать условия стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации.
Программа направлена на создание положительного социально-психологического климата в организации посредством профилактических мероприятий по снижению профессионального стресса. Программа состояла из 8-ми занятий продолжительностью 2-3 часа каждое.
Формами работы с группой являлись: фронтальная работа; работа в подгруппах (3-4 чел.); работа в парах; индивидуальная работа, при этом применялись следующие методы работы с группой: беседа-дискуссия; игровые упражнения (психотехнические игры и упражнения, деловая и ролевая игра).
Каждое занятие социально-психологического тренинга включало следующие элементы (таблица 2).
Таблица 2
Элементы социально-психологического тренинга
Элемент тренинга |
Цели |
1. Ритуал приветствия |
Сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия |
2. Разминка |
Настройка на продуктивную совместную деятельность за счет воздействия на эмоциональное состояние и уровень активности |
3. Основное содержание занятия |
Ознакомление и обучение владению многофункциональными техниками, направленными одновременно на актуализацию личностных ресурсов и динамическое развитие группы. Большинство упражнений заканчивается минирефлексией: участникам задаются вопросы о том, что было трудно, а что легко в упражнении, какая может быть от него польза, что они поняли и почувствовали в ходе его выполнения |
4. Рефлексия занятия |
Двойная оценка: эмоциональная (понравилось – не понравилось и почему); содержательно-смысловая (чему научились, что поняли, какой можно сделать вывод для себя). |
5. Ритуал прощания |
По аналогии с ритуалом приветствия |
Содержание занятий представлено в виде тематического плана (таблица 3).
Таблица 3
Тематический план социально-психологического тренинга
Содержание
Тема |
Методы и приемы |
|
Знакомство |
Создание условий для раскрытия новых черт личности сотрудников. Вариативность поиска ресурсов. |
Самопрезентация, ролевые игры, рефлексия |
Вербальные и невербальные коммуникации |
Снятие психоэмоционального напряжения. Вариативность поиска ресурсов. |
Упражнения, мини-опрос, ролевая игра, рефлексия |
Я в мире коллег |
Создание условий для развития творческого потенциала. Повышение уровня психологического комфорта. Развитие коммуникативных навыков. |
Упражнение, ролевая игра, релаксация, невербальные методы, рефлексия |
Я и моя профессия |
Развитие рефлексии своей профессиональной деятельности. Снижение уровня фрустрации и напряжения в профессиональной деятельности. |
Невербальные методы, самопрезентация, ролевая игра, анкетирование, рефлексия |
Преодоление проблем во взаимоотношениях с сотрудниками |
Профилактика стресса на рабочем месте. Развитие рефлексии своей профессиональной деятельности. Снижение уровня стресса в процессе профессиональной деятельности. |
Упражнения, игра, мозговой штурм, рефлексия |
Преодоление проблем |
Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Снижение уровня тревожности. Повышение самооценки. Развитие целеполагания, коммуникативности. |
Игра, упражнение, дискуссия, рисование, работа в группах, решение проблемных ситуаций, рефлексия |
Старые знакомые |
Расширение зоны комфорта на рабочем месте. Снятие тревожности и напряженности в общении с коллегами и клиентами методами позитивной психологии (позитивное мышление, развитие творческого мышления). Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Расширение ролевого репертуара. Повышение уровня толерантности к окружающим. |
Игра, ролевая игра, медитация и рефлексия |
Хозяйка (хозяин) своей судьбы |
Повышение зоны комфорта на рабочем месте. Понимание своих жизненных установок. Изменение негативных установок на позитивные. Снижение уровня тревожности. Повышение самооценки. |
Упражнения, беседа, мозговой штурм, рефлексия |
Для выявления эффективности реализованной программы нами проведена повторная диагностика сотрудников компании. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики уровня профессионального стресса сотрудников компании представлен в следующем параграфе.
3.2 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
После проведения программы социально-психологического тренинга с сотрудниками компании нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик.
Обобщённые результаты первичной и повторной диагностики сотрудниками компании по двум методикам представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Эффективность применения программы профилактики по снижению уровня профессионального стресса сотрудников ООО «АЗНХ групп», %
Анализ результатов, представленных на рисунке 4, свидетельствует о снижении показателей уровня профессионального стресса сотрудников. Это значит, что работники стали удовлетворены собой не только как личностью, но и как профессионалом, стали позитивно оценивать свою профессиональную компетенцию и продуктивность, в следствие чего у сотрудников компании повысился уровень профессиональной мотивации.
Таким образом, проанализировав и сопоставив результаты первичной и повторной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что предлагаемая нами программа профилактики профессионального стресса является эффективной и может использоваться психологами в организациях для уменьшения риска возникновения профессиональных стрессов у сотрудников компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная социально-экономическая ситуация в России предъявляет новые требования к субъектам труда. Ускоряется темп профессиональной деятельности, возрастают требования к качеству и объему выполняемой работы, что нарушает эмоциональное равновесие и приводит к возникновению стресса.
Профессиональная деятельность не только требует полной отдачи сил в рабочее время, но и занимает внерабочее время, не оставляя возможностей жить для себя, своей семьи и друзей. Подобная ситуация приводит к серьезным негативным последствиям в форме профессионального стресса.
На основании изученной литературы можем сделать вывод, что профессиональный стресс – это связанное с профессиональной деятельностью напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов.
Проявления профессионального стресса характеризуются следующими симптомами: чувство усталости, перенапряжения и истощения; снижение активности, любопытства, креативности, высокая раздражительность, немотивированный гнев и агрессия, беспокойство и тревожность, негативная установка к работе; безразличие к результатам деятельности, отстраненность по отношению к коллегам и другим участникам взаимодействия, низкая эмпатия.
С целью изучения уровня риска возникновения профессионального выгорания и профессионального стресса у сотрудников компании нами было проведено экспериментальное исследование на ООО «АЗНХ групп». Выборка исследования представлена сотрудниками компании в количестве 40 человек.
Выявлено, что большая часть из опрошенных работников ООО «АЗНХ групп» находится в зоне риска, у них обнаружен средний уровень стресса при решении профессионально трудных ситуаций и наличие нервно-психического напряжения, связанного с решением профессиональных задач.
Проанализировав результаты первичной диагностики сотрудников компании, нами была составлена программа профилактики профессионального стресса у сотрудников компании. Целью программы являлась профилактика профессионального стресса, а так же синдрома профессионального выгорания сотрудников компании через сплочение коллектива и снятие психоэмоционального напряжения. Программа была построена в соответствии с особенностями профессиональной деятельности испытуемых. После реализации программы нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам.
Проанализировав и сопоставив результаты первичной и повторной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что предлагаемая нами программа профилактики профессиональных стрессов является эффективной и может использоваться психологами в компаниях для уменьшения риска возникновения профессиональных стрессов у сотрудников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Апчел В.Я., Цыган. В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган – СПб.: ВМА, 2016. – 86 с.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса/ В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2017. – № 2. – 113-123с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.Бодров. – М.: ПЕРСЭ. – 2017. – 350 с.
- Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб. : Сударыня, 2016. – 301 с.
- Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д.Брайт, Ф.Джонс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. – 352 с.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М. : Юрайт, 2017. – 343 с.
- Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Водопьянова – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 283 с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом 7-е изд. / Дж. Гринберг – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.
- Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. – Санкт – Петербург: Питер, 2016. – 218 с.
- Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда/ Л.Г. Дикая // Психологический Журнал. – 2014. – № 3. – С.24-41.
- Долгова, В. И. Психологическая защита : монография – Москва : Издательство Перо, 2014. – 160 с.
- Дружилов С.А. Профессиональное здоровье трудящихся и психологические аспекты профессиональной адаптации / С.А. Дружилов // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 6. – С.34-37.
- Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема / Е.П. Ильин //Психологический журнал. – 2017. – Том 2. – № 5. – С.35-42.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2019. – 943 с.
- Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти / Л.А. Китаев-Смык – М.: НПФ «Смысл», 2018. – 570 с.
- Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы / Р. Лазарус. – М.: Медицина, 2016. – 466 с.
- Макаренко О. В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 70 с.
- Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия / Е.А. Мишкина// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 96–100.
- Рогов Е. И. Организационная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Е. И. Рогова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 640 с.
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2016. – 224 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 2016. - 123 с.
- Суворова В. В. Психофизиология стресса. / В.В. Суворова. – М.: Педагогика, 2017. – 208 с.
- Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков – М.: Медицина, 2017. – 228с.