Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (ООО «АЗНХ групп» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «профессиональный стресс» появилось в психологии достаточно недавно, однако стало широко использоваться в лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность в основном связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, воспитателей, психологов и менеджеров.

Синдром профессионального стресса представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях, мотивационно-установочной деформации и ухудшении психофизического самочувствия. Стресс как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни людей. При этом наличие стресса отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также на здоровье всей организации.

Актуальность исследования профессионального стресса обуславливается его высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия сотрудника является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение данного феномена – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов.

В связи с актуальностью проблемы цель данной курсовой работы – рассмотреть теоретические и практические проблемы профессиональных стрессов в управленческой деятельности.

Объект исследования: сотрудники ООО «АЗНХ групп».

Предмет исследования: особенности проявления профессионального стресса сотрудников ООО «АЗНХ групп».

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация разработанной в работе программы профилактики способствует снижению риска возникновения профессионального стресса у сотрудников организации.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Рассомтреть понятие стресса в отечественной и зарубежной литературе.
  2. Рассмотреть понятие, сущность и причины профессионального стресса.
  3. Провести экспериментальное исследование уровня профессиональных стрессов сотрудников на примере компании ООО «АЗНХ групп».
  4. Разработать программу профилактики профессионального стресса.
  5. Проанализировать результаты первичной и повторной диагностики уровня профессионального стресса у работников компании.

Для достижения цели и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:

1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) Эмпирические: тестирование («Шкала психологического стресса PSM25» (шкала PSM25 Лемура – Тесье – Филлиона), «Шкала оценки стрессогенности ПТС на рабочем месте» (Н. Водопьянова, Е. Старченкова)).

3) Методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Методологической основой исследования явились работы по психологии стресса Г. Селье, Б. Р. Мандель, Л.А. Китаев-Смык, Ю. В. Щербатых, В. В. Суворова и др., стрессоустойчивости Ш. Мельник, В.Я. Апчел, В.Н.Цыган, И.А. Усатов, профессиональному выгоранию Х. Фрейденберг, В.В. Бойко, Е. А. Мишкиной, Е.А. Рогова и других.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1 Понятие стресса в отечественной и зарубежной литературе

Слово «стресс» в настоящее время является одним из важнейших не только в медико-биологических науках, но и вне их, в том числе часто употребляется в бытовых разговорах рядовых граждан. Нет такого человека, который бы не использовал сегодня это понятие: стрессом пытаются объяснить все. Он вошел в учебники, справочники, энциклопедии, словари и в ежедневный быт. И не всегда, употребляя это слово, мы задумываемся над тем, какое оно имеет происхождение и что оно означает.

Термин «стресс», означающий не что иное, как напряжение, впервые упоминается в 1303 г. в стихотворении Р. Маннинга [23, с. 65].

По мнению Джона Брайта, впервые термин «стресс» встречается в 1944 году, в журнале PsychologicalAbstract, но автора не называет. Ньютон 9 обнаружил определение стресса, близкого к современному пониманию, в Оксфордском словаре английского языка, который был издан в XVI и XVII веках. Но, безусловно, популярность данный термин приобрел в середине XX века [5, с. 5].

Дж. Брайт, описывая понятие стресса, указывает на то, что любые события, с которыми сталкиваются люди, являются стрессогенными, если события сопряжены с переживаниями любого рода. «…если вы относитесь к людям, которые постоянно ожидают самого худшего или обычно требуют от себя очень многого и имеют завышенные ожидания, то вы можете испытывать стресс при очень незначительных внешних воздействиях» [5, с. 7]. В этом и есть основная проблема определения понятия «стресс».


Наиболее популярной является теория стресса, предложенная Г. Селье. Г. Селье сформировал учение о стрессе как общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов, а у истоков исследования проблемы стресса стоял французский физиолог К. Бернар [21, с. 24].

В работе В.П. Апчела и В.Н. Цыгана хорошо показана эволюция взглядов Селье на стресс и трактовка им этого понятия. Под стрессом он понимал неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Ученый установил, что организм человека на неблагоприятные воздействия – холод, страх, боль – отвечает защитной реакцией. Причем отвечает реакцией не только конкретной для каждого воздействия, но и общим, однотипным комплексным реагированием, независимо от раздражителя [1, с. 18].

В.А. Бодров указывает на то, что под термином «стресс»«…объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д., стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности» [3, с. 36].

У Л.А. Китаев-Смыка мы обнаружили систематизацию понятия стресс, объединенных в четыре категории:

1. Стресс – это воздействие на человека, оказывающее сильное неблагоприятное, отрицательное влияние на организм человека или неприятное воздействие.

2. Стресс – сильное неблагоприятное для организма физиологическое или психологическое реагирование на действия стрессора [14, с. 148].

3. Стресс – это реакция (физиологическая, психологическая, социально-психологическая, рабочая), возникающая в организме в ответ на экстремальные воздействия внешней среды.

4. Стресс – это комплексная система реакций организма, схожих и одинаково действующих при разных адаптационных состояниях. (Селье уточнил, что симптомы подобных реакций тождественны как при негативных, так и при позитивных воздействиях; иначе говоря, симптомы одинаковы, но неспецифичны) [15, с. 20].

В. В. Суворова, как и многие другие психофизиологи, определяет стресс как «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [22, с. 6]. Но, согласно представлениям Селье о природе стресса, он может быть и полезным, осуществляющим мобилизацию всех сил организма, в том числе, и иммунной. При этом вводится понимание перевода первичного стресса в одну из двух его форм – эустресс (положительный) и дистресс (отрицательный).


Таким образом, прежде всего, стресс – это естественная и даже полезная составляющая нашей повседневной жизни. Именно стресс помогает быстрее реагировать в различных ситуациях. Но ежедневное напряжение, дефицит времени, постоянная занятость на работе и дома, отсутствие удовольствия от выполняемой работы, неумение и нежелание отдыхать могут привести к значительным эмоциональным и физическим проблемам.

1.2 Понятие, сущность и причины профессионального стресса

На сегодняшний день стресс является весьма актуальной проблемой современного общества. Данное явление глубоко проникло в повседневную жизнь социума, поэтому оно так пристально изучается специалистами различного рода. Считается, что испытать стрессовое состояние может любой человек независимо от пола, возраста, социального положения и пр.

Стресс распространен во всех сферах нашей жизни, включая профессиональную деятельность. Стрессовые ситуации, существующие в компаниях способны воздействовать на качество деятельности работников. В связи с этим, на пути выполнения поставленных задач и достижения целей организации появляются существенные трудности. Недостаток взаимосвязей коллективной деятельности на работе по причине профессионального стресса вызывает возрастание личной неудовлетворенности каждого сотрудника, снижает профессиональную эффективность, способствует текучести кадров и, как следствие, снижение доходов компании в целом [19, с. 314].

За последнее время сильно вырос интерес к исследованиям в сфере профессионального стресса. Возникновение стрессового состояния у людей в период профессиональной деятельности считается важной научной проблемой, так как стресс оказывает огромное влияние на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья сотрудника.

Профессиональный стресс является многоплановым феноменом, совокупностью физиологических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на непростую профессиональную ситуацию.
Психологическая особенность стресса находится в зависимости как от весьма сильного внешнего воздействия на индивида, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Вследствие этого трудовая деятельность, и определенная производственная ситуация, способны стать причиной появления стресса у индивида. Настоящая причина появления стрессового состояния зачастую скрывается в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений. Мировоззрение, установки, стереотипы восприятия, потребности, мотивы и цели – все это может влиять на появление стресса у человека [9, с. 45].


Существует несколько групп факторов, которые способствуют развитию неврозов, связанных с работой. К примеру, трудовые, заключающиеся чаще всего в перегрузках, реже в недогрузках. При повышенной нагрузке работник находится в состоянии тревоги, а при пониженной чувствует себя недооцененным или неполноценным [17]. Существует группа должностных факторов. К примеру, человек регулярно испытывает неопределенности из-за непонятных требований к исполнению работы. Тогда стресс в профессиональной деятельности вызван невозможностью предугадать, как будут оценены результаты его труда. Карьерные факторы – боязнь увольнения, а также задержка карьерного роста. Личностные, когда человек не может нормально распределить время на семью, работу, отдых [18, с. 96]. Однако кроме психологических существуют физические причины. В их число входит плохая неустроенность рабочего места, постоянный шум, вибрации, контакты с вредными веществами и т. п.

Стрессоры представляют собой разнообразные экстремальные воздействия, которые вызывают неприятные функциональные состояния – стрессы [11, с. 35].

Нервное перенапряжение во время выполнения трудовых обязанностей проявляется вспышками эмоций, спровоцированных экстремальными ситуациями. Постепенно этот порог снижается и тогда человека, находящегося в постоянном напряжении, не составляет особого труда вывести из себя. Иногда доходит до того, что эмоциональный всплеск возникает даже от резкого громкого звука или включившегося яркого света [17, с. 21].

Специалисты сферы психологии различают следующие виды профессиональных неврозов:

  1. Информационный. Развивается на фоне сложных задач, справиться с которыми невозможно в установленное время, из-за слишком большой ответственности за принятие решений. Напряженность усиливается при часто изменяющихся требованиях руководства. Часто такое случается на заключительном этапе работы, когда возникают факторы, требующие ее переделки;
  2. Эмоциональный. В основном возникает из-за длительных напряженных отношений в коллективе, с руководством. Важную роль играет угроза увольнения из-за несоответствия поставленным требованиям;
  3. Коммуникативный является разновидностью эмоционального. Развивается на фоне проблем в отношении с коллективом, клиентами [20, с. 84].

Спустя какое-то время нервный срыв может повториться. У каждого человека это время определяется индивидуально, это касается и поведения при стрессе, реакции на него. У одних профессиональные стрессы происходят чуть ли не каждый день, но с незначительными проявлениями, например, человек ведет себя не слишком агрессивно, не разрушает отношения с окружающими. Другие достигают стрессового состояния несколько раз в год, но их реакции выражены намного сильнее и влекут за собой более серьезные последствия: они теряют самоконтроль в общении; неожиданно начинают кричать на коллег, подчиненных; необдуманно подают заявление об уходе; разрывают документы и т. п. [8, с. 203].