Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (ООО «АЗНХ групп» ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1 Понятие стресса в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Понятие, сущность и причины профессионального стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов первичной диагностики
3. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЗНХ ГРУПП»
3.1 Программа профилактики профессионального стресса
3.2 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
В параметры стрессового сценария входит не только частота невроза, но и форма поведения, общение человека. Важная роль отводится стрессовой агрессии: она направлена на самого себя или на окружающих [9, с. 42]. Одни люди винят только себя, стремятся анализировать свои действия. Другие обвиняют окружающих (коллег, клиентов, руководство) и не смотрят на себя со стороны. Стрессовый сценарий запускается автоматически при незначительном нарушении условий профессиональной деятельности или ее ритма. Механизм начинает активно развиваться против воли самого человека. Работник становится конфликтным, раздражается от любой мелочи. Он начинает воспринимать коллег и коммуникативную ситуацию искаженно, придает значение деталям, на которые не обращал внимания в спокойном состоянии.
Ниже представлены основные стрессоры, которые оказывают воздействие на индивида в профессиональной деятельности.
Физические стрессоры: в них входят производственная вибрация, шум, загрязненная атмосфера и прочее. Чтобы уменьшить такое воздействие на человеческий организм, следует ограничить рабочее время сотрудника в такой атмосфере, точно регламентировать режим занятости и режим покоя и т. п. [10, с. 24].
Физиологические стрессоры: большое влияние на человека оказывает его график работы. Сменный график, отсутствие режимов занятости и отдыха, неправильный режим питания – способны вызывать у человека сильный стресс [12, с. 34]. Таким стрессорам нередко подвергаются врачи, руководители среднего и высшего звена и др.
Социально-психологические стрессоры: вбирают в себя ряд конфликтов, способных возникнуть в профессиональной деятельности (межличностные конфликты, мотивационные, ролевые, ролевая неопределенность), перегрузку или недогрузку сотрудников, неотлаженность информационных потоков, большую ответственную деятельность, недостаток времени и т. п. [13, с. 36].
Структурно-организационные стрессоры – чаще всего возникают из-за неграмотно построенной структуры компании, неправильного распределения должностных обязанностей, возложения непомерной ответственности на работников или, наоборот, нежелания таковых за что-либо нести ответственность, ошибочного распределения ресурсов, неграмотного делегирования и т. д. [16, с. 308].
Однако, ключевой стрессор, который вызывает дистрессовое состояние – это выдвижение на первый план стремления заработать большие деньги, при этом меньше трудиться. У человека должен быть интерес к своей профессиональной деятельности, в противном случае негативных последствий не избежать.
Ганс Селье говорит: «Необходимо, по меньшей мере «находиться на дружеской ноге» со своей профессиональной деятельностью, а в наилучшем случае желательно подыскать себе «игровую профессию», наиболее желанную, полезную и созидательную. Такая профессия будет самой лучшей отдушиной, предохранительным клапаном для самовыражения» [21, с. 64].
Избыточно сильное и долгое влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности может явиться причиной появления состояния профессионального выгорания [6].
Эмоциональное выгорание (от англ. burnout – выгорание, сгорание) является выработанным личностью механизмом психологической защиты, принимаемым форму полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие влияния. Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к исчерпыванию эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника. Профессиональное выгорание появляется из-за того, что у человека внутри накапливаются отрицательные эмоции, и он не находят «разрядки» от них [4, с. 71].
По мере того как обостряются влияния профессиональных стрессов, иссякают моральные и физические силы работника, он постепенно теряет свою энергичность, возникают проблемы со здоровьем. Истощение является причиной уменьшения взаимодействия с людьми вокруг, что ведет к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» работников понижается мотивация труда, появляется безразличное состояние к трудовой деятельности, понижается качество и производительность труда [18, с. 97].
Подведя итог, следует сказать, что профессиональный стресс способен проникнуть в деятельность любого человека, что отрицательно влияет как на самого работника, так и на компанию в целом, именно поэтому так важно знать пути устранения появления таких состояний и проводить в компании меры профилактики профессионального стресса.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ СОТРУДНИКОВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «АЗНХ ГРУПП»
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование по определению уровня профессионального стресса в управленческой деятельности проводилось на базе компании ООО «АЗНХ групп».
ООО «АЗНХ групп» (основано в 1994 г.) – специализированное предприятие по проектированию, изготовлению и монтажу производственных зданий из легких металлических конструкций, в том числе холодильных складов и камер. Предприятие располагает современными производственными мощностями, квалифицированными специалистами, многолетним опытом работы в области изготовления и строительства зданий из лёгких металлических конструкций, в том числе промышленного и коммерческого холода.
Компания АЗНХ групп осуществляет проектирование производственных зданий более 20 лет. Основной упор в работе делается на полнокомплектные поставки.
Цель исследования – выявить особенности профессионального стресса у работников ООО «АЗНХ групп».
Выборка исследования представлена сотрудниками компании в количестве 40 человек с разным стажем профессиональной деятельности (от 0 до 40 лет). Из них: 35 мужчин и 5 женщин. Средний возраст испытуемых составил39,6 лет.
Тестирование проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики:
1. «Шкала психологического стресса PSM25» (шкала PSM25 Лемура – Тесье–Филлиона). Шкала РSМ_25 Лемура – Тесье– Филлиона (Lemyr– Tessier– Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель – измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой [7, с. 106-115]. Опросник приведен в приложении 1.
2. «Шкала оценки стрессогенности ПТС на рабочем месте» (Н. Водопьянова, Е. Старченкова). Для получения общего индекса стрессогенности для шести ситуаций подсчитывается среднее значение по всем субшкалам:
1 – повторяемость (оценка временной характеристики ситуации);
2 – эмоциональная напряженность (субъективная оценка внутренних ресурсов);
3 – личная значимость (оценка полезности ситуации для будущего);
4 – неконтролируемость (неопределенность собственных ресурсов управления ситуацией);
5 – продуктивность (оценка внутренних ресурсов);
6 – неопределенность (оценка открытости пространства ситуации).
Общий индекс стрессогенности может быть использован для дифференциации исследуемой выборки на подгруппы с высокой, средней и низкой уязвимостью к стрессовым ситуациям на рабочем месте [7, с. 91-104]. Опросник приведен в приложении 2.
2.2 Анализ результатов первичной диагностики
В данной главе представлены результаты исследования уровня профессионального стресса и удовлетворенности трудом у работников ООО «АЗНХ групп».
По методике «Шкала психологического стресса PSM25», которая позволяет выявить интегральный показатель психической напряженности, было обнаружено, что среди работников ООО «АЗНХ групп» у 4 человек выявлен средний уровень стресса, у 36 – низкий уровень стресса (рисунок 1).
Рисунок 1 – Распределение по уровню выраженности психологического стресса
Таким образом, диагностика позволяет говорить о том, что большая часть работников (36 человек) психологически адаптирована к рабочим нагрузкам и не испытывает нервно-психического напряжения, связанного с решением профессиональных задач.
У четырех человек есть признаки психического дискомфорта и состояния дезадаптации, и если ситуация не будет меняться, это может привести к высокому уровню стресса, для преодоления которого необходимо будет применение широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.
Далее по методике «Шкала оценки стрессогенности ПТС на рабочем месте» была выявлена степень выраженности личных переживаний или отношение к различным ситуациям (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Распределение по степени выраженности личных переживаний или отношение к ситуациям, %
В результате было обнаружено, что среди работников ООО «АЗНХ групп» по разным показателям методики меньшая часть участников исследования (от 1 до 3 человек) попадает в зону высокой выраженности стресса, большая часть (от 27 до 33 человек) – попадает в зону риска и имеет средний уровень стресса, от 6 до 11 человек по разным шкалам имеют низкие показатели стресса.
Таким образом, диагностика позволяет говорить о том, что большая часть опрошенных работников находится в зоне риска, у них обнаружен средний уровень стресса при решении профессионально трудных ситуаций и наличие нервно-психического напряжения, связанного с решением профессиональных задач.
При этом, анализируя данные по всем показателям, были обнаружены следующие результаты (таблица 1, рисунок 3, приложение 3).
Таблица 1
Распределение показателей профессионального стресса по количеству людей
Кол-во человек |
Данные по всем 7 показателям профессионального стресса |
||
низкий уровень, количество шкал |
средний уровень, количество шкал |
высокий уровень, количество шкал |
|
2 |
7 |
0 |
0 |
3 |
6 |
1 |
0 |
1 |
5 |
2 |
0 |
1 |
4 |
3 |
0 |
5 |
3 |
4 |
0 |
2 |
2 |
5 |
0 |
14 |
1 |
6 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
2 |
0 |
6 |
1 |
6 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Итого |
34 |
45 |
5 |
Рисунок 3 – Комплексные результаты диагностики уровня профессионального стресса работников ООО «АЗНХ групп»
В результате можно говорить о том, что у одиннадцати человек из сорока (это респонденты, у которых присутствуют высокие показатели профессионального стресса) выявлены признаки восприятия профессиональных ситуаций как стрессогенных, что приводит к снижению эффективности работы, ухудшению психологического климата в коллективе, осложнению взаимоотношений с руководством и т.д.
Двадцать семь человек (это респонденты, у которых выявлено сочетание низких и средних показателей профессионального стресса, но отсутствуют высокие) находятся в зоне риска и в случае отсутствий изменений в восприятии профессиональных ситуаций как стрессогенных, возможно увеличение уровня стресса до высокого.