Файл: Первичные документы в налоговом учете ( Значение и сущность НДС).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет
3. Первичные документы необходимые для налогового учета в системе НДС
3.1. Требования к счетам-фактурам
4. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур
4.1 Ведение журналов учета полученных счетов-фактур
4.2. Ведение журнала учета выставленных счетов-фактур
5. Порядок ведения книг продаж и покупок
5.1. Ведение книги продаж продавцом
5.2. Ведение книги покупок продавца
ВВЕДЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Основу для осуществления налогового учета на предприятиях составляют данные первичной документации. Большей частью информацию, необходимую для исчисления налогов, формируют данные первичных бухгалтерских документов, однако существует особый класс первичных документов, применяемых для целей налогового учета.
Изучению этого налога и его первичной документацией посвящена наша курсовая работа.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что налог на добавленную стоимость признан основным федеральным налогом. Он занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежам, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.
Целью курсовой работы является изучение первичных документов для исчисления налога на добавленную стоимость на конкретном предприятии, которое применяет налоговый учет в системе НДС
Задачами курсовой работы являются:
- изучение нормативного регулирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации;
- рассмотрение теоретических основ налога на добавленную стоимость;
- рассмотрение краткой характеристики организации Индивидуальный предприниматель Мерзляков Сергей Николаевич;
- рассмотрение организации бухгалтерского и налогового учета у ИП Мерзляков С.Н.;
- углубление и расширение знаний, умений, навыков по учету расчетов по налогу на добавленную стоимость.
1. Значение и сущность НДС
В российском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли.
Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава. Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года.
Наиболее значимым и подробным источниками освещающим исчисление и порядок уплаты налога на добавленную стоимость являются учебные пособия: «Налогообложение организаций в Российской Федерации», авторами которого являются Мешков Д.А., Топчи Ю.А., а также «Налоги и налогообложение» авторы Черник Д.Г., Шмелев Д.Ю.
Налог на добавленную стоимость относят к одному из важных налогов. Его механизм исчисления довольно сложный. При исчислении НДС применяется понятие «добавленная стоимость». Налог на добавленную стоимость является формой изъятия в бюджет части стоимости товара, работы или услуги, которая перечисляется в бюджет по мере продажи этих самых товаров, работ или услуг. Это часть стоимости образуется на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Надо отметить, что на каждом этапе производства товаров, работ и услуг налог начисляется с той суммы, которую добавили («добавленная стоимость») в процессе доработки продукта или продвижения продукта к покупателю. Двойственность природы НДС выражается в том, что он взимается при заключении каждой сделки и не накапливается в цене товара. Сутью налога на добавленную стоимость является уплата суммы налога производителем или продавцом продукции (товаров, работ или услуг) с той части добавленной стоимости, которую он сам добавляет.
Необходимым условием для выделения сумм НДС в расчетных документах является их наличие в первичных учетных документах, на основании которых производятся записи в регистрах бухгалтерского учета и которые отражают факт совершения хозяйственной операции.
Расчетные документы, в которых не выделена сумма НДС, учреждениями банков не должны приниматься к исполнению. Иногда налогоплательщики налога на добавленную стоимость изыскивают способы уклонения от уплаты налога, что приводит к большому количеству судебных разбирательств.
Сумма НДС рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на ставку НДС. Применяемые твердые и расчетные ставки НДС, установленные НК РФ, включают:
- 0% - экспортные операции и др. (пп. 1, 3 - 8 п. 1 ст. 164);
-10% - продовольственные товары первой необходимости: мясо и мясопродукты, молочные продукты, яйца, продукты детского питания, масло растительное, сахар, соль, крупа, мука, товары для детей и др. (пп. 1 - 4 п. 2 ст. 164);
- 20% - товары, не перечисленные в названных выше пунктах (п. п. 1, 2, 4 ст. 164);
2. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет
НДС уплачивается по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации за истекшей период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
При ввозе товаров в Россию сумма НДС уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
НДС, подлежащий уплате в бюджет, по операциям реализации на территории РФ уплачивается по месту налогового учета плательщика.
Налоговые агенты уплачивают НДС по итогам налогового периода, в котором произошла соответствующая реализация, по месту своего нахождения.
Плательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Плательщики с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от реализации без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Плательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
3. Первичные документы необходимые для налогового учета в системе НДС
С 1 января 1997 г. все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг).
Порядку составления счетов-фактур посвящена ст. 169 НК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
В настоящее время для учета НДС необходимы следующие документы:
• счета-фактуры, заполненные в порядке установленном НК РФ;
• журналы учета счетов-фактур;
• книги продаж и покупок;
• первичные учетные документы, в которых НДС выделяется отдельной суммой (накладные, акты приемки-сдачи работ и т.п.);
• специальные дополнительные расчеты по отдельным операциям (бухгалтерская справка);
• бухгалтерские регистры.
Налоговые декларации по НДС составляются на основании книг покупок и книг продаж, а также данных бухгалтерского учета налогоплательщика.
Счета-фактуры являются основными первичными документами налогового учета. Журналы учета счетов-фактур, книги покупок и продаж являются сводными налоговыми документами. При правильном ведении бухгалтерского и налогового учета результат бухгалтерских регистров и сводных налоговых документов должен быть одинаковым.
3.1. Требования к счетам-фактурам
Составление счетов-фактур
Счета-фактуры обязаны составлять все плательщики НДС. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Счета-фактуры составляются при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения.
В ст. 146 НК РФ приводится перечень операций, признаваемых объектом налогообложения:
• реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
• передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
• выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
• ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В последнем случае счета-фактуры не выписываются, а их функции выполняют таможенные декларации.
Следует заметить, что организации и индивидуальные предприниматели, получившие освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, продолжают выписывать счета-фактуры. Они не перестают быть налогоплательщиками, а лишь получают льготу по исчислению этого налога. При этом они выставляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. На счете-фактуре делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
Аналогичную надпись на выписываемых счетах делают и налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению или освобождены от налогообложения.
Не составляют счета-фактуры организации и индивидуальные предприниматели:
• занятые в розничной торговле и общественном питании и реализующие товары за наличный расчет;
• выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению.
Для них требование по выставлению счетов-фактур считается выполненным, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
3.2 Оформление счетов-фактур
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики обязаны выставлять счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Так, если отгрузка товара или подписание акта на выполнение работ, оказание услуг были произведены 7 января, то счет-фактура должен быть выставлен продавцом покупателю не позднее 11 января.
Если же отгрузка товара или подписание акта на выполнение работ, оказание услуг были произведены в конце налогового периода, то счет-фактура должен быть выставлен также не позднее пяти дней, но до конца налогового периода.
Так, если отгрузка произведена 29 марта, то счет-фактура должен быть выставлен не позднее 31 марта.
Это требование основывается на том, что в соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к этому налоговому периоду. То есть если реализация товара произошла в марте, то и НДС к уплате в бюджет с этой реализации должен быть начислен в I квартале, а, следовательно, и счет-фактура также должен быть выставлен в марте покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Счета-фактуры обычно составляются в двух экземплярах: первый экземпляр передается покупателю, второй остается у продавца.
Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.