Файл: Построение организационных структур (АО ПТУ "Энергия").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 852

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях проблема правильного и грамотного построения эффективной организационной структуры приобретает особую актуальность. Предприятие должно быть способно изменять свою структуру управления, подстраиваясь под внешние и внутренние условия функционирования.

Проблема совершенствования организационных структур связана с изменениями деятельности предприятий в современном мире в виду развития информационных технологий, в большей заинтересованности работников в росте и возможностей достижение итоговых результатов, в увеличении свободных действий самих работников, участие их в принятии решений и возникающих проблем.

Исходя из этого, вопросы формирования организационной структуры в менеджменте, анализа факторов, оказывающих влияние на ее формирование, оценке ее эффективности, поиск путей совершенствования системы менеджмента в целом и организационной структуры, в частности, являются весьма актуальными.

Организационное проектирование направлено на приведение оргструктуры в соответствие с основными факторами внешней и внутренней среды предприятия, что способствует эффективному достижению его целей. Основными исследуемыми характеристиками организационной структуры являются: формализация, централизация, сложность структуры, конфигурация, механизм координации и контроля.

Для реализации функций управления персоналом, управления трудовыми ресурсами и коллективами требует внедрения специалистов, которые регулируют взаимоотношения между руководством и трудовым коллективом на предприятии. В каждой организации функции таких работников определяются в соответствии с должностными инструкциями и кадровой политикой организации. Предприятия затраты на организацию службы управления персоналом считают затратными и в большинстве случаев, особенно в малых предприятиях, функции специалиста по управлению персоналом возлагается на главного бухгалтера, секретаря.

Степень разработанности темы. Проблемами построения и оптимизации организационных структур управления занимались такие ученые как Л.Г. Борисова, Р. Дафт,, Б. Мильнер, Г. Минцберг, Г.В. Широкова, и другие авторы.

Целью исследования является разработка мероприятий по улучшению организационной структуры АО ПТУ «Энергия» на основе анализа трудовых ресурсов и применяемой организационной структуры службы управления человеческими ресурсами.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, принципы и подходы к построению структуры управления;
  • исследовать типы и виды организационных структур управления;
  • охарактеризовать стратегические изменения и организационная структура управления предприятием;
  • представить организационные характеристики предприятия;
  • провести анализ финансово-экономических показателей предприятия представить анализ организационной структуры управления предприятия АО ПТУ "Энергия";
  • разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления предприятия АО ПТУ "Энергия".

Объектом исследования является АО ПТУ «Энергия».

Предмет исследования - основы проектирования организационной структуры службы управления человеческими ресурсами АО ПТУ «Энергия».

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты, нормативно-методическая база по проектированию организационной структуры, монографии, учебная литература, публикации в периодической печати и Интернет по данной теме, финансовая отчетность АО ПТУ «Энергия» за 2016-2018 гг.

В процессе исследования применялись следующие методы: логический, социологический, экономико-статистический, расчетно-аналитический.

Глава 1. Роль организационной структуры в управлении предприятием

1.1 Понятие, принципы и подходы к построению структуры управления

Любая структура представляет собой взаимодействие элементов, которые постоянно между собой взаимодействуют, для дальнейшего развития как единого целого.

Структура организации — это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т. е. «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий[1].


В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Сама структура очень важна, так как по ней можно увидеть, как протекают процессы между различными элементами, которые помогают устранить различные изъяны в управленческой цепочке[2].

Сами структуры организации могут существенно отличаться между собой, по различным видам деятельности и функциям, могут использовать заранее установленные правила и процедуры, соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения)[3].

Автор базового учебника по теории организации Мильнер Б.З дает свое определение, «организационная структура представляет собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменении во внешней среде»[4] .

Румянцева З.П. в своей работе выделяет саму структуру как единой целое, в котором происходит постоянное взаимодействие различных между собой элементов. «Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого... структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей»[5] .

Франчук В.И. в своей книге «Основы построения организационных систем» рассматривает «Организационная структура управления как совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей. Она выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управления, последовательность реализации управленческих процедур. Она также связывает структуру и функции управления»[6]

Майкл Мескон, автор популярных учебников по менеджменту, считает организационную структуру управления как «логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областях, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации»[7].


Владимирова И. Г. В своей работе «Организационные структуры управления компаниями» дает свое определение организационной структуры управления как «состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единство устойчивых связей между его составляющими и надежное функционирование системы в целом»[8].

Г. Минцберг определяет структуру организации как «простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действии по решению задач»[9] .

Мазур И.И. и Шапиро В.Д., считают, что «организационная структура - это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность производственных и обслуживающих подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения всех целевых функций, зафиксированных в уставе компании»[10]

Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Г. под организационной структурой понимают «совокупность организационных элементов и взаимосвязей между ними, упорядоченных в соответствии с их ролью в процессе реализации целей системы, составляющих единое целое для выполнения функций управления и ориентированных на осуществление эффективного функционирования системы»[11].

Г. Х. Федюкова[12] в своих исследованиях рассматривает эволюцию подходов к формированию организационных структур управления .

Рисунок 1. Эволюция подходов к формированию организационных структур управления

Рассмотрев несколько определений организационной структуры, можно увидеть закономерность, в которой многие авторы рассматривает её как саму сущность «организационной структуры управления» как внутреннюю структуру организации, где можно увидеть распределение и взаимодействие между подразделениями и органами взаимодействия. В самом определении организационной структуры можно отнести не только взаимодействиями между структурными подразделениями, а также меры ответственности и полномочий, но и саму поведенческую систему, в которую входят люди, и которые также вступают во взаимоотношения для решения определенных задач[13].


Основными характеристиками любой организационной структуры управления является:

  • совокупность всех подразделений, служб и отдельных сотрудников;
  • взаимодействие, как на вертикальном, так и на горизонтальном уровне;
  • взаимодействие по уровням иерархии[14].

Взаимодействия различных звеньев управления осуществляется с помощью связей коммуникации, которые можно разделить на две группы: вертикальные и горизонтальные.

Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их основное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений организации, при решении возникающих между ними проблем[15].

Вертикальные связи (субординационные, иерархические связи) — это связи руководства и подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления (при наличии нескольких уровней управления). Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации[16].

Любая структура управления имеет функциональный и линейный характер. Под линейными связями имеется виду руководство высшего звена своими подчиненными. Функции, носящие рекомендательный характер при взаимодействии в пределах определенной функции управления, имеют функциональные связи.

Рисунок 2. Линейная организационная структура

Уровни иерархии в управлении отражает взаимодействие и соподчиненность различных элементов организации. Само количество уровней может быть достаточно велико, поэтому идет разделение на несколько звеньев.

Руководители высшего звена несут наибольшую ответственность, они отвечают деятельностью всей организации в целом. Особое значение особенно в коммуникации играют руководители среднего звена, которые передают информацию между руководителями высших и низших звеньев. Под руководителями низшего звена мы имеем виду младших начальников, которые непосредственно руководят деятельностью работников[17].

Сама организационная структура управления представляет собой сложный механизм взаимодействия, если на одном из уровней происходят различные изменения, то происходит пересмотр изменения связей и на других уровнях[18].

Организационная структура управления должна быть понятной для всех сотрудников предприятия, оперативно доводить до исполнителей все принимаемые решения, отвечать за доведения получаемой информации не только от руководителей, но, и от исполнителей структурных подразделений. Одним из факторов определения эффективности, является воздействие на объект управления и соответствия определенным требованиям[19].