Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (Юриспруденция).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содержание гласной и негласной оперативно-розыскной деятельности
1.1. Правовое регулирование гласной и негласной оперативно-розыскной деятельности
1.2. Принцип конспирации в оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Проблемы негласной оперативно-розыскной деятельности
2.1. Негласные следственные действия
2.2. Зарубежный опыт негласной оперативно-розыскной деятельности (на примере Швейцарии)
Глава 2. Проблемы негласной оперативно-розыскной деятельности
2.1. Негласные следственные действия
Современный этап развития отечественного судопроизводства характеризуется, по нашему мнению, высокой долей использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. Без привлечения сил и средств ОРД сейчас не обходится расследование ни одного преступления, совершенного в условиях неочевидности. Более того, когда речь идет о так называемых коррупционных преступлениях, преступлениях экстремистской направленности или террористического характера, незаконном обороте наркотиков и оружия, то все предварительное следствие строится на основе информации, представленной оперативно-розыскными органами. В этой связи все чаще от практических работников можно услышать, что по некоторым категориям уголовных дел следователь выступает в роли своего рода делопроизводителя, основной задачей которого является «легализация» результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве.
С такой позицией мы не согласны по следующей причине. В «легализации» нуждается только то, что было незаконно, то есть получено вопреки или с нарушением закона. Тогда как результаты ОРД получаются оперативно-розыскными органами в полном соответствии с требованиями закона. Безусловно, что процедура их получения во многом не совпадает с процедурой собирания доказательств в процессе предварительного расследования, и как следствие, они могут не соответствовать требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам. Такое совпадение невозможно уже по причине нормативного разделения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Тем не менее, результаты ОРД, полученные в соответствии с требованиями оперативно-розыскного закона абсолютно легальны и не требуют дополнительного узаконивания. Вместе с тем, трудно не согласиться, что работа следователя, по введению результатов ОРД в доказывание по уголовным делам, носит в определенной степени оформительский характер.
В этой связи мы солидаризируемся с мнением авторов, высказывающихся за интеграцию оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, поскольку негласность характерна не только для оперативно-розыскной деятельности, но и для современного уголовного процесса. Однако, оппоненты данной точки зрения указывают, что в случае включения в отечественный уголовно-процессуальный закон негласных следственных (розыскных) действий будет нарушен один из базовых принципов уголовного судопроизводства – принцип гласности. Схожие суждения высказывают и некоторые зарубежные исследователи, анализируя последствия похожей интеграции оперативно-розыскной и следственной деятельности. Так, А. Я. Гинсбург полагает, что слияние в единое целое двух различных по форме и сущности видов деятельности «отбрасывает уголовный процесс в не столь далекие времена инквизиционного характера».
Возражая против такого объединения, кроме несоответствия принципов гласности и конспиративности, его противники указывают и на различия в правовой регламентации. Если применительно к следственным действиям она подробно закреплена в УПК РФ, то порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий обозначен в законе предельно схематично, а его детализация дается в закрытых ведомственных нормативных актах. Полагаем, что это не является существенной проблемой, поскольку объективно отсутствуют препятствия для детальной регламентации процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий на законодательном уровне, как это сделано для следственных действий. Рассекречивание процедурной стороны ОРМ, по нашему мнению, не повлияет негативно на их эффективность. Напротив, знание процессуальных требований всеми участниками снимет множество спорных вопросов о законности или незаконности тех или иных действий. Тем более, что когда-то тайные аспекты организации и тактики оперативно-розыскной деятельности в настоящее время стали «секретом Полишинеля» благодаря все более широкому вовлечению их результатов в доказывание по уголовным делам.
И, наконец, по нашему глубокому убеждению, законодатель уже начал объединение уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, когда включил в УПК РФ такие следственные действия, как контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ); наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ); получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК РФ). Данный шаг, хоть и был политически мотивирован, положил начало интеграции рассматриваемых видов деятельности.
Приведенные следственные действия принято соотносить со схожими оперативно-розыскными мероприятиями – прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; наведение справок.
Техническая сторона получения информации и в том, и в другом случае абсолютна идентична. Проведение как ОРМ, так и следственных действий осуществляют сотрудники оперативно-розыскных органов. Роль следователя сводиться лишь к получению судебного разрешения на их проведение, а так же в приобщении их результатов к материалам уголовного дела. Такой порядок, по нашему мнению, лишь незначительно отличается от использования в расследование результатов соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, представляемых сотрудником оперативно-розыскного органа следователю.
Еще одним доводом в пользу интеграции рассматриваемых видов деятельности является, на наш взгляд, многолетняя успешная практика использования результатов негласных следственных действий в доказывании по уголовным делам полицейскими органами зарубежных государств.
Анализ процедуры производства предварительного расследования в странах Западной Европы, предпринятый нами ранее, позволяет сделать вывод, что досудебная стадия уголовного судопроизводства характеризуется производством неотложных действий, направленных на установление лица, совершившего преступление, а также иных обстоятельств, с последующей передачей всех материалов прокурору. При этом отсутствует какое-либо разделения на следственные и розыскные действия. Подобная специфика, на наш взгляд, обусловлена наличием «свободного доказывания», которое не связано процессуальной формой и не регулируется законом. Такой порядок характерен, в частности, для уголовного судопроизводства Австрии, Франции, Нидерландов и ряда других государств Западной Европы.
Похожим образом разрешается этот вопрос и в США, где сотрудники полицейских органов наделены одновременно и оперативно-розыскными, и следственными полномочиями. При этом действия сотрудников полиции, ограничивающие конституционные права граждан возможны с разрешения суда. Соблюдение прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией США или Конституцией отдельного штата, пожалуй, единственное ограничение при выборе средств и методов осуществления досудебного производства полицией США. Существенной отличительной чертой расследования, осуществляемого полицейскими органами США, является отсутствие необходимости в соблюдении процессуальной формы и обязательности составления процессуальных документов. Фиксация хода и результатов следственных действий осуществляется полицейским в записной книжке и итоговом отчете о расследовании уголовного дела, выступающих официальными документами, но при этом не являющихся источником доказательств в понимании отечественного уголовного процесса. Не является таковым и протокол, возможность составления которого в процессе расследования преступления предусматривается законами некоторых штатов США. Названные документы могут быть использованы полицейским в процессе дачи им показаний по поводу расследования конкретного преступления и носят вспомогательный характер.
По пути закрепления в УПК негласных следственных (розыскных) действий пошли и некоторые государства – бывшие республики Советского Союза. Первой это сделала Украина в 2012 г. В этой связи В.Ф. Луговик отметил: «регламентация негласных следственных действий по новому УПК Украины стала проявлением новой правовой идеологии и нового подхода к восприятию результатов негласной деятельности по борьбе с преступностью». Позже примеру Украины последовали Казахстан и Киргизия. При этом произошло смешение элементов «советского уголовного процесса» с западным. На наш взгляд, разработчики указанных изменений не учли существенных различий, имеющихся в подходах к доказыванию в разных процессуальных традициях. Кроме того, после появления негласных следственных (розыскных) действий продолжают существовать и соответствующие оперативно-розыскные мероприятия, как самостоятельный вид правоохранительной деятельности. Полагаем, что такой путь интеграции оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности не лишен недостатков. Однако, следует признать, что необходимость такой интеграции объективно назрела и в отечественном уголовном судопроизводстве.
2.2. Зарубежный опыт негласной оперативно-розыскной деятельности (на примере Швейцарии)
В УПК Швейцарии от 5 октября 2007 г. в отдельную группу следственных действий законодатель выделяет так называемые «негласные следственные действия», которые можно было бы рассматривать как аналог отечественных оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим характерной особенностью швейцарского законодательства является отсутствие обособленной оперативно-розыскной деятельности, выведенной за рамки уголовно-процессуального регулирования. По мнению законодателя этой страны, все действия, направленные на выявление, раскрытие и расследование преступления, имеют единые уголовно-процессуальные (криминалистические) корни, в связи с чем отсутствует необходимость в их дифференциации. Отечественный термин «оперативно-розыскная деятельность» даже не имеет аналога в немецком языке и его швейцарском варианте.
1. Наблюдение за почтовыми и иными отправлениями. Прокуратура вправе установить наблюдение за почтовыми и иными отправлениями, если: существует настоятельное подозрение, что совершено преступное деяние (Кодекс приводит их исчерпывающий перечень); его тяжесть оправдывает наблюдение; предшествующие следственные действия оказались безуспешными или новые расследования не дали бы результатов или были бы чрезвычайно затруднены. Могут наблюдаться адреса почтовых и иных отправлений следующих лиц: обвиняемого; третьих лиц, если на основе определенных фактов можно предполагать, что обвиняемый использует адреса почтовых и иных отправлений третьего лица или оно принимает определенные сообщения для обвиняемого, или полученные от него сообщения передает другому лицу.
Наблюдение за почтовыми и иными отправлениями производится с согласия суда по вопросам мер принуждения. Если при расследовании выясняется, что наблюдаемое лицо быстро сменяет адреса подключения, суд по вопросам мер принуждения в виде исключения вправе дать согласие на наблюдение за всеми идентифицированными подключениями, которые использует наблюдаемое лицо для своих отправлений, без необходимости получать необходимое разрешение каждый раз в отдельном случае (рамочное согласие). Прокуратура предоставляет суду по вопросам мер принуждения ежемесячно и после окончания наблюдения отчет для получения согласия. Если наблюдение за подключениями в пределах рамочного согласия требует принятия мер по защите профессиональных тайн и данные меры не указаны в рамочном согласии, то суду по вопросам мер принуждения необходимо предоставлять для получения согласия каждое отдельное наблюдение. Прокуратура завершает наблюдение немедленно, как только отпали соответствующие предпосылки или ей отказано в согласии или в продлении срока наблюдения.
2. Наблюдение при помощи технических устройств. Прокуратура вправе применять технические устройства для того, чтобы прослушивать или документировать непублично произносимые выражения; наблюдать или фиксировать события, происходящие в непубличных или необщедоступных местах; устанавливать место нахождения лиц или предметов. Применение данной меры может быть предписано только в отношении обвиняемого. Помещения или транспортные средства третьих лиц могут находиться под наблюдением только тогда, когда на основе определенных фактов имеются основания полагать, что обвиняемый останавливается в данных помещениях или использует это транспортное средство.
3. Наблюдение в общедоступном месте. Прокуратура и на стадии предварительного расследования полиция вправе скрытно наблюдать и документировать посредством фото- и звукозаписи лица и предметы, находящиеся в общедоступных местах, если на основе конкретных исходных данных имеются основания полагать, что совершены преступления или уголовные проступки и проведение расследования иными способами было бы безрезультатным или несоразмерно затруднено.
Если наблюдение в общедоступном месте, производимое полицией, длилось 1 месяц, то для продолжения применения данной меры требуется согласие прокуратуры. Сообщение отсрочивается или не направляется, если сведения неприменимы для целей доказывания и отсрочка или отказ от защиты неизбежно перевешивают публичные или частные интересы.
4. Наблюдение за банковскими отношениями. Швейцарский банк de facto обязан предоставить прокуратуре (с санкции суда) практически любую запрашиваемую информацию. В связи с этим в литературе обращается внимание на то, что «от банковской тайны в Швейцарии сегодня осталась лишь красивая сказка».
В целях расследования преступлений или уголовных проступков суд по вопросам мер принуждения вправе по ходатайству прокуратуры предписать наблюдение за отношениями между обвиняемым и банком или сходным финансовым институтом. Если суд по вопросам мер принуждения удовлетворяет ходатайство, то он выдает банку или сходному финансовому институту письменные указания о том, какую информацию и документы необходимо предоставлять; какие мероприятия, направленные на защиту сведений, составляющих тайну, надо производить. Банк или финансовый институт не обязаны предоставлять информацию или документы, если они через их выдачу могут уличить себя в том, что они сами могли бы подлежать уголовной или гражданско-правовой ответственности (Nemo tenetur se ipsun prodere vel accusare – привилегия против самоизобличения). Лица, взаимоотношения которых с банками подверглись наблюдению, вправе подать в суд жалобу. Срок обжалования начинает исчисляться с момента получения сообщения.