Файл: Основные методы прогнозирования (Задачи и принципы прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Прогнозирование является одной из основных составляющих процесса управления. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе развития событий невозможно принять эффективное управленческое решение.

Процесс прогнозирования весьма актуален в настоящее время. Сфера его применения широка. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в менеджменте.

Прогнозирование – один из способов предвидения внутренних и внешних условий деятельности. Прогнозирование как метод снижения рисков, вызванных неопределенностью, позволяет знать наиболее вероятное состояние внешней среды в будущем (политическое, научное, техническое, финансовое, экологическое, социальное). Прогнозирование дает возможность оценить ближайшие и долгосрочные последствия принимаемых решений.

Актуальность темы обусловлена тем, что для большинства российских предприятий управление маркетингом становится одним из условий выживания и успешного функционирования. В то же время обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупреждать возможные сбои и сбои в работе. Это достигается путем прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности, и в частности, в области прогнозирования реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Многообразие проблем, возникающих в жизни предприятия и являющихся предметом прогнозирования, приводит к появлению большого количества различных прогнозов, разработанных на основе определенных методов прогнозирования. Поскольку современная экономическая наука располагает большим количеством различных методов прогнозирования, каждый менеджер и планировщик должен овладеть навыками прогнозирования, а руководитель, ответственный за принятие стратегических решений, также должен уметь сделать правильный выбор метода прогнозирования.

Цель работы: рассмотреть прогнозы в менеджменте, а также методы прогнозирования. Исходя из поставленной цели, в данной работе сформулированы задачи, среди них:

  • изучить теоретические аспекты прогнозирования;
  • рассмотреть классификацию и методы прогнозирования;
  • произвести анализ прогнозирования спроса на продукцию ООО «ПИКРА».

Объектом исследования является основные методы прогноза в менеджменте. Предметом исследования является процесс прогнозирования спроса на продукцию ООО «ПИКРА».


В процессе исследования использовались такие методы как: диалектический метод познания, системный подход, экономико-статистические методы.

Структура работы соответствует поставленным цели и задачам и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования в менеджменте

1.1. Понятие и сущность прогнозирования

Прогноз – конкретное предвидение, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем на основе специально научного исследования. Классификация прогнозов осуществляется, как правило, по двум признакам (рис.1).[1]


Рис.1 – Классификация прогнозов по двум признакам

временному

функциональному

краткосрочные

среднесрочные

долгосрочные

ПРОГНОЗЫ

сверхдолгосрочные

исследовательские

программные

ресурсные

Прогнозирование невозможно без наличия широкой информации об организации в целом, препятствиях ее функционированию и развитию, то есть о наиболее важных моментах, влияющих на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития, как самой организации, так и ее окружения, имеющих в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления. Основы прогнозов: специальные опросы, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговой штурм, индивидуальные опросы специалистов, сценарии непредвиденных обстоятельств.

Объектом любого прогноза в менеджменте могут выступать экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в её окружении. Необходим:

1) научный анализ этих процессов, определение и анализ причинно- следственных и иных связей между ними, оценке сложившейся ситуации и выявление узловых проблем, которые необходимо решать;


2) попытки предвидеть будущего организации, а именно тех условий, в которых она будет функционировать, трудностей и вытекающих из них задач;

3) анализ и сопоставление различных вариантов развития организации, её кадрового, производственного и научно-технического потенциала.

Таким образом, под прогнозированием в менеджменте подразумевается научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации.

Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях-в виде утверждений о возможности или невозможности наступления какого-либо события. Эти характеристики должны включать количественные, точечные или интервальные показатели и вероятность их достижения. Прогноз не может быть 100% точным, он должен быть дополнен определенными предположениями. Иногда, когда материала недостаточно для каких-то определенных выводов, предположения используются как самостоятельный инструмент разработки стратегии. Одной из целей прогнозирования является решение проблем, возникших в ходе деятельности организации.

Особое внимание следует уделить описанию проблемной ситуации, найти те факторы, которые необходимо тщательно проанализировать и учесть при решении. Прежде всего, необходимо установить, являются ли они внутренними или внешними по отношению к организации, так как возможности влияния этих двух групп факторов различны.

Внутренние факторы в большей степени зависят от самого предприятия. К ним относятся: цели и стратегия развития, состояние портфеля заказов, структура производства и управления, финансовые и кадровые ресурсы, объем и качество выполняемых работ и др. Они образуют предприятие как единую систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой приводит к достижению его целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов может привести к нарушению свойств всей системы. Поэтому управленческие меры должны быть направлены на сохранение целостности системы.

Внешний фактор. Поскольку внешние факторы формируют среду, в которой функционирует организация, эти факторы инертны и не реагируют на влияние менеджеров. Это связано с тем, что данная среда характеризуется большей сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений. Параллельно с этим, и факторы оказывают различное влияние на работу организации.

Существует также вторая группа внешних факторов, которая неуправляема со стороны менеджеров организации. Эта группа оказывает косвенное влияние на деятельность организации. В неё включают:


  • состояние экономики страны (или региона);
  • уровень научно-технического и социального развития;
  • социально-культурную и политическую обстановку;
  • существенные для данной организации события в других странах;
  • другие факторы.

Экономическое состояние страны (региона) влияет на работу организации через такие параметры внешней среды, как доступность капитала и рабочей силы, уровень цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей, государственная финансовая и налоговая политика и др. специфическое воздействие будет проявляться следующим образом: инфляция ведет к снижению покупательной способности и снижает спрос на продукцию, производимую организацией; повышение уровня цен на продукцию смежных отраслей вызывает соответствующее увеличение издержек производства в организации, что является следствием роста цен на ее продукцию и может вызвать "отток" определенной группы потребителей: при снижении их доходов покупатели изменяют состав и структуру потребления, что также может повлиять на спрос; уровень научно-технического развития в стране оказывает сильное влияние на структуру экономики, на процессы автоматизации производства и управления, на технологию, по которой производится продукция, на состав и структуру персонала организации, а главное на конкурентоспособность продукции и технологий. Задача прогнозирования заключается в учете многочисленных и разнообразных факторов внешней среды, выборе среди них основных и предвидении возможных изменений их взаимного влияния.[2]

Анализ факторов, приведших к возникновению проблемной ситуации, дает возможность определить ресурсы (в том числе и временные), затраты на которые будут связаны с решением проблемы. В процессе принятия решений оцениваются действия, предпринятые на различных его этапах. Поэтому на этапе распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой судят о проблеме.

Этап принятия решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для разработки плана действий. Как правило, сложные проблемы не могут быть ограничены информацией, предоставляемой существующими системами отчетности; поэтому для решения проблемы требуются время и ресурсы.

При прогнозировании, как правило, возникает вопрос: «Какой путь решения выбрать из приемлемых вариантов?». Будет выбран тот, который наиболее полезен или предпочтителен для решения задач организации. Качество управленческих решений зависит от того, насколько удачно они выбраны, а это в свою очередь определяет конкурентоспособность организации, скорость ее адаптации к изменениям экономической ситуации и в конечном итоге эффективность и рентабельность.


1.2. Задачи и принципы прогнозирования

Прогнозирование – процесс разработки прогнозов. В зависимости от вида прогноза различают: нормативное, поисковое, оперативное.

Прогнозная модель – это модель объекта прогнозирования, изучение которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объектов в будущем и (или) путях и сроках их реализации.

Чтобы получить информацию о будущем, необходимо изучить закономерности развития национальной экономики, определить причины, движущие силы ее развития – это и есть основная задача планирования и прогнозирования. Основными движущими силами развития производства являются социальные потребности, технические возможности и экономическая целесообразность. В соответствии с этим можно выделить три основные задачи прогнозирования: постановка целей экономического развития; нахождение оптимальных путей и средств их достижения; определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Выбор целей является результатом анализа социально-политических задач, которые необходимо решать в обществе и которые отражают объективный характер экономических законов.

Выбору целей предшествует разработка альтернатив целей, построение иерархической системы или «дерева целей», ранжирование целей, выбор ведущих звеньев. Исходными предпосылками выбора целей являются, с одной стороны, реальная возможность решения этой альтернативы, а с другой-ее оптимальность по критерию эффективности.

Пути и средства достижения поставленных целей определяются на основе анализа развития национальной экономики и научно-технического прогресса. В то же время в процессе прогнозирования объем альтернативных вариантов путей и средств достижения поставленных целей ограничен, т. е. определяется объем оптимальных решений. В процессе разработки плана (принятия решения) определяется единственное решение, оптимальное по принятому вектору критериев.

В зависимости от того, какая задача решается в первую очередь, различают два вида прогнозирования: исследовательское (или поисковое) и нормативное. Формирование прогноза объективно существующих тенденций развития на основе анализа исторических тенденций называется исследовательским или поисковым прогнозированием. Данный вид прогнозирования основан на использовании принципа инерционности развития, при котором ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от настоящего к будущему». Исследовательский прогноз – это картина состояния объекта прогноза на определенный момент в будущем, полученная в результате рассмотрения процесса развития как движения по инерции от настоящего времени к горизонту прогноза. Прогнозирование тенденций развития объекта прогноза, которые должны обеспечивать достижение в установленный момент будущего определенных социально-политических, экономических и оборонных целей, называется нормативным. В этом случае ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от будущего к настоящему».[3]