Файл: Налоги как цена услуг государства (Теоретические основы налогов как цены услуг)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность Налоги сопровождают всю историю человеческой цивилизации, беря свои истоки с древнейших времен. Прошло несколько столетий, понадобилась работа многих поколений мыслителей, общественных и государственных деятелей, прежде чем мировые нации на массовом уровне пришли к цивилизованной мысли о необходимости сознательно выделить часть доходов государству как безличной инстанции и без точного расчета выгоды на основе лишь довольно абстрактного представления о благе государственной деятельности.

Происходящие в России глубокие перемены, направленные на формирование инвестиционной, торговой, административной, бюджетной, налоговой, банковской, валютной, внешнеэкономической и прочих систем, связанных с функционированием рынка и государственным управлением экономикой и финансами, высвечивают по-новому многие вопросы регулирования налоговых отношений. Весьма важно для развития инновационной экономики стимулирующее воздействие института налогообложения.

Цель работы – исследовать налоги как цену услуг государства.

Для реализации цели в работе поставлены следующие задачи:

    • исследовать сущность налогов как монопольной цены государства за цивилизованное общество;
    • рассмотреть генезис теорий о роли налогов в экономике;
    • провести анализ поступления налогов в бюджет Российской Федерации;
    • определить пути совершенствования налогообложения в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают налоги как цена услуг государства.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.

Теоретической и методологической базой работы служат фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к анализу экономических ситуаций, достижения отечественной и зарубежной теории и практики в области финансов и налогов.

Информационной и эмпирической базой исследования являются законодательно-нормативные, методологические, методические и инструктивные материалы; статистические данные налоговых, финансовых органов и органов статистики; данные периодических изданий; теоретические и практические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов по налогообложению.

Методы исследования: сбор и обработка статистической информации, анализ, синтез, методы экономического анализа: сравнение, вертикальный и горизонтальный анализ, табличный метод, графический метод.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы налогов как цены услуг

государства

1.1. Налоги как монопольная цена государства за цивилизованное общество

С момента становления и развития науки о налогах многоаспектный подход к исследованию природы налогообложения позволил сформировать солидный потенциал для осмысления роли налогов в развитии общества и регулировании процессов в системе государственного управления[1].

На наш взгляд, особый интерес представляют исследования, которые затрагивают причинно-следственные связи налоговых отношений в условиях рыночной экономики. Иллюстрацией в этом случае можно считать высказывания двух ученых: классика А. Смита и современного финансиста С. Фишера. По определению Адама Смита: «Налоги — это бремя накладываемое государством в законодательном порядке», а Стенли Фишер считает, что:
«Налоги - это плата за цивилизованность нашего общества».

Вместе с тем нельзя не отметить, что современная наука о налогах, предлагает достаточно широкий спектр подходов к определению налога применительно к рыночным условиям — это и характеристика с точки зрения формы аккумулирования финансовых ресурсов в государственную казну, и удовлетворение потребностей общества в социальной защите[2]. Но, исходя из выбранного направления исследования, считаем целесообразным, рассматривать налоги как необходимое условие увеличения национального богатства страны, так как только через создание, распределение и последующее перераспределение ВВП в виде его части осуществляется обеспечение общественно — значимых расходов государства[3].

Как известно, доходная часть бюджета более чем на 80% состоит из налоговых поступлений[4].

Экономической основой и условием полноценного функционирования налоговой системы является определенный и достаточный уровень развития товарно-денежных отношений. Исходя из этого, можно сказать, что объективное содержание финансовой категории налогов составляет исключительно денежные отношения в виде обязательной, публично-правовой и императивной формы. Налоги, являясь атрибутом рынка, должны рассматриваться как цена общественных благ, предоставляемых государством в виде определенных услуг. Другими словами, государственные расходы следует рассматривать как относительную форму ценности (некую меновую стоимость) государственных услуг, которые должны быть оплачены обществом[5].


Для постоянного поддержания процесса оказания государственных услуг и их относительной формы ценности необходимо противостояние денежного эквивалента в виде налоговых платежей. Следует отметить, что услуги государства носят монопольный характер, ведь у государства как «продавца» общественных благ нет, и не может быть конкурентов[6].

При формировании цены услуг государства под влиянием спроса и предложения происходит столкновение интересов государства и налогоплательщиков, а это в свою очередь требует установления равновесной цены или равновесного совокупного налога.

Из сказанного выше можно сделать вывод: «Налог - это специфическая,
иррациональная и монопольная цена услуг государства, связанная с выполнением своих функций». Именно поэтому важно доведение до сознания общества ценовой сущности налогов как одного из условий формирования налоговой культуры и как следствие этого - цивилизованности общества.

В качестве основного критерия оценки монопольной цены государственных услуг принято использовать показатель налогового бремени, что на наш взгляд не соответствует современным реалиям развития экономики[7]. По определению С. В. Барулина: «Налоговое бремя - это форма монопольной цены государственных услуг»[8]. Однозначно, налоговое бремя не может быть
критерием установления равновесного совокупного налога. В качестве альтернативы предлагается использовать методику эластичности налогов, которая признана в мировой практике и нашла свое применение в системах налогообложения развитых стран[9]. Для примера нами рассмотрен один показатель, коэффициент эластичности налогов:

Кэ = (НП/НП) : (ВВП/ВВП) (1)

где НП - изменение налоговых поступлений за рассматриваемый период;

НП - налоговые поступления за рассматриваемый период;

ВВП - изменение ВВП за рассматриваемый период;

ВВП - ВВП за рассматриваемый период.

Кэ > 1 — налоговые поступления увеличиваются быстрее ВВП (эластичный спрос); Кэ < 1 — удельный вес налоговых поступлений снижается (неэластичный спрос); оптимально Кэ < 1[10].

По мнению экспертов, длительное сохранение неэластичности спроса является позитивным явлением для экономики, но этот процесс должен быть контролируемым и обосновываться по всем критериям предлагаемой методики[11].


Налоги небезосновательно считаются одним из признаков общества и государства, поскольку нормальное существование последнего без стабильных налоговых поступлений маловероятно или вовсе невозможно. Само же поступление налогов в распоряжение публично-правовых образований является результатом сложного процесса налогообложения. Таким образом, налоги и налогообложение при всей их, на первый взгляд, схожести, не являются разными определениями одного явления[12]. Налоги представляют собой, прежде всего, законодательно установленные и потенциально возможные к получению бюджетами в налоговых отношениях от организаций и физических лиц денежные платежи. Налогообложение следует рассматривать как законодательно регламентированный процесс исчисления и уплаты (исчисления, удержания и перечисления – для налоговых агентов) организациями и физическими лицами налогов в бюджетную систему РФ. Другими словами, налогообложение, в отличие от налогов, реально способствует такому изменению налогового отношения, при котором потенциальная возможность уплаты налога, как правило, трансформируется в конкретную налоговую обязанность лица[13].

Рассмотрим принципы налогообложения.

Принцип законности налогообложения реализуется в двух аспектах.
Во-первых, нормы права соблюдаются всеми участниками налоговых правоотношений, в том числе государством (сфера реализации права). Во-вторых, правотворчество должно осуществляться законодателем в соответствии с требованиями к форме и содержанию, а также в соблюдении процессуального порядка подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов[14]. Принятые нормативные правовые акты не должны противоречить вышестоящим по юридической силе (сфера правотворчества). В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, законно установленными считаются налог или сбор, взимаемые только на основе закона. Лишь закон, отличный качествами определенности, стабильности и особым порядком принятия, может служить источником достоверных данных для исполнения налоговой повинности налогоплательщиком[15].

Принцип всеобщности и равенства, или принцип недискриминации состоит в том, что право распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, всех физических и юридических лиц. Статья 56 Налогового кодекса РФ регламентирует запрет на установление налоговых льгот индивидуального характера, так как налоговое бремя, сниженное для одних налогоплательщиков, автоматически возрастает для других.


Справедливость налогообложения закреплена в ст. 56 Налогового кодекса РФ. Так, принцип справедливости означает, что при установлении
налогов и сборов должна учитываться фактическая способность их уплаты
налогоплательщиком[16].

Принцип единства системы налогов и сборов происходит из принципа единства экономического пространства, согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Так, федеральные налоговые органы относятся к ведению Российской Федерации, в свою очередь, региональные
налоговые органы являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ. Следует отметить, что исчерпывающий перечень налогов и сборов закреплен Налоговым кодексом РФ. Так, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ[17].

Принцип определенности налогообложения: в законодательстве должны быть четко сформулированы все элементы налогообложения, то есть, определены конкретный налог или сбор, время уплаты, а также порядок его
исчисления и уплаты. Взимание налога, не соответствующего принципу
определенности, не допускается. Данный принцип обеспечивает контролируемость системы налогов и сборов: с одной стороны, способствует добросовестному исполнению налогоплательщиками своих обязанностей, а с другой - предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов[18].

Принцип самоначисления заключается в том, что налогоплательщик
самостоятельно определяет налогооблагаемую базу при налогообложении,
рассчитывает размер налога и уплачивает его в бюджет, а налоговые органы контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность
уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Принципы налогообложения отличаются стабильностью и не могут подлежать изменению вместе с текущей налоговой политикой государства.
Они должны служить ориентиром при формировании налоговой политики
России. При регулировании налоговых отношений принципами налогообложения должны руководствоваться законодательные органы всех уровней власти, а также все субъекты налоговых правоотношений. К тому же они имеют огромное значение для правоприменения, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами[19].