Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу.
В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.
ГЛАВА II. Основные налоги Российской Федерации
2.1 Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) в своем современном виде введен в РФ в 1992 г. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.
НДС взимается по ставке 20%, а при реализации отдельных продуктов питания и товаров для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой опыт свидетельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж) чаще всего служит региональным налогом. Например, в США налог с продаж — это один из основных финансовых источников штатов, отчисления от которого получают и города. В федеральный бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет суммы НДС, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 15%. НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений. НДС, уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной деятельности, обложению НДС не подлежит.
НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Первоначально при введении НДС рассматривался как панацея от всех финансовых бед. Предполагалось, что с его помощью уже в 1992 г. удастся свести к минимуму дефицит федерального бюджета. Налог должен был занять первое место среди доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль предприятий и организаций. Однако сбалансирования бюджета не произошло.
Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.
Важным видом косвенных налогов стали акцизы[1], раньше в нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут быть не только юридические, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распространен на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров[2]. Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть[3], газ и некоторые виды минерального сырья. В общем достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики.
По мнению министра по налогам и сборам А. Починка, на сегодняшний день «акцизы на табачные изделия находятся на недопустимо низком уровне»[4]. Что же касается акцизов на алкогольную продукцию, то, «в связи с увеличением ставок в среднем на 40% в первом квартале 2000 года объём производства алкоголя снизился на 12% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года»[5].
Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров. Для определения облагаемого оборота берется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен".
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца.
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.
Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются не в процентах, как все эти года, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены акцизы на алкогольную продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить акцизы предприниматели без образования юридического лица.
К числу крупных источников дохода бюджета относится подоходный налог с физических лиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета. Например, в федеральном бюджете США его удельный вес составляет более 40%, в то время как налог на прибыль корпораций — 10%. В бюджете Дании удельный вес подоходного налога 48%, то есть почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В Германии этот налог занимает первое место среди статей доходов бюджета, во Франции — второе место после налога на добавленную стоимость.
Растет значение этого налога и в Российской Федерации. Однако этому процессу препятствует низкий уровень доходов основной массы населения. По законодательству, введенному в 1992 г., объектом обложения стал совокупный годовой доход физического лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе и увязанные с семейным положением. Налог носит прогрессивный характер.
Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.
Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее внесенных сумм.
Налог с заработной платы удерживается работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые органы декларацию о доходах.
В совокупный годовой доход не включаются пенсии, государственные социальные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, выходные пособия, компенсационные выплаты (например, командировочные, полевое довольствие), стоимость натурального довольствия, суммы материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами, выигрыши по облигациям государственных займов, по лотереям, проценты по вкладам в банках и других кредитных учреждениях, стипендии студентов[6] и их заработок, получаемый в связи с учебно-производственным процессом и за работы, выполняемые во время каникул в составе студенческих отрядов, доходы лиц, осуществляющих старательскую деятельность, доходы граждан от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, птицы, нутрий, продукции пчеловодства, растениеводства и цветоводства, а также продажи грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, суммы, получаемые в течение календарного года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков в части, не превышающей пятитысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые от продажи иного имущества в части, не превышающей тысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, страховые выплаты, доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, за исключением вознаграждений, выплачиваемых правопреемникам авторов открытий, изобретений, произведений литературы и искусства, стоимость подарков от предприятий, призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, не превышающая двенадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда, доходы членов фермерского хозяйства, полученные от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет с момента образования хозяйства; суммы дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства или объектов социальной инфраструктуры, а также направленные на прирост оборотных средств, доходы (кроме заработной платы), получаемые членами кочевых родовых общин малочисленных народов Севера; суммы стоимости акций, полученных физическими лицами в соответствии с законодательством о приватизации предприятий, за исключением дивидендов и других доходов от использования этих акций; доходы, полученные членами трудового коллектива за счет льгот при приватизации предприятий; стоимость продукции собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализованной в счет натуральной оплаты труда, не превышающая пятидесятикратного размера минимальной месячной оплаты труда; доходы, получаемые от избирательных комиссий; суммы оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых для реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных с военной службы.