Файл: Теоретические основы разработки логистических стратегий.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
Суммарная стоимость работ с материальными потоками (стоимость грузопереработки – ) определяется по формуле
(10)
Сгруз = 0,06 * 37520 + 0,2 * 4417,5 + 0,5 * (1705 + 5037,5) + 0,1 * 155 + 0,4 * (5037,5 + 2480) + 0,08 * (2712,5 + 5270) = 10415,05 тыс. руб./год.
Таким образом, стоимость грузопереработки на складе ООО «Лидер» составляет 10415,05 тыс. руб./т.
Удельные стоимости выполнения той или иной операции на складе представлены в табл. 6. Эти данные позволят представить общую стоимость грузопереработки на складе в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций.
Таблица 6 - Группы материальных потоков на складе
Наименование группы материальных потоков |
Условное обозначение группы |
Удельная стоимость работ на потоках данной группы |
|
условное обозначение |
величина, тыс. руб../т |
||
Внутрискладское перемещение грузов |
0,06 |
||
Операции в экспедициях |
0,2 |
||
Операции с товаром в процессе приемки и комплектации |
, |
0,5 |
|
Операции в зоне хранения |
0,1 |
||
Ручная разгрузка и погрузка |
, |
0,4 |
|
Механизированные разгрузка и погрузка |
, |
0,08 |
Выбор состава операций с грузом на складе можно осуществить на основании критерия минимума затрат на грузопереработку.
Необходимо определить, как будет влиять на общую стоимость грузопереработки сокращение потока на том или ином участке на одну и ту же величину. Полученная информация позволит повысить обоснованность принимаемых решений, так как при заключении договоров с поставщиками коммерческая служба будет знать, что более существенно снижает стоимость грузопереработки:
- снижение доли груза, поступающего в нерабочее время и проходящего через приемочную экспедицию (фактор А1);
- снижение доли поступающего груза, который необходимо пропустить через участок приемки (фактор А2);
- снижение доли груза, поступающего в непакетированном виде и требующего ручной разгрузки (фактор А5) [4, с.25].
Данный расчет выполняется путем поочередного снижения величины факторов на 10%, что в нашем случае соответствует снижению одноименных потоков на 775 т/год.
Критерием правильности логистической стратегии может служить минимум затрат на внутрискладскую грузопереработку.
Приведем пример расчета для фактора А1. Входной материальный поток на склад равен 7750 т/год. Через приемочную экспедицию проходит 12% всех грузов (т.е. А1=12%). При снижении доли проходящих через приемочную экспедицию грузов до 2%, уменьшается объем и соответственно стоимость работ по ввозу грузов в экспедицию. Необходимо рассчитать суммарное снижение стоимости грузоперевозки, для чего заполняем табл. 3.4.
Начальное значение фактора А1=12%, новое – 2%. Меняющиеся потоки – №2 и 4.
Поток № 2: ранее в приемочной экспедиции обрабатывалось 775 т/год, стало обрабатываться 155 т/год.
Стоимость работ на потоке:
до изменения фактора A1: 775 * 200 =155 тыс. руб./год,
после изменения 155 * 200 = 31,0 тыс. руб./год.
Изменение стоимости работ на потоке:
155 - 31 = 124 тыс. руб./год.
Поток № 4: ранее в приемочную экспедицию перевозилось 775 т/год, стало перевозиться 155 т/год.
Стоимость работ на потоке
до изменения фактора A1: 775 * 60 = 46,5 тыс. руб./год.
после изменения 155 * 60 = 9,3 тыс. руб./год.
Изменение стоимости работ на потоке
46,5 – 9,3 = 37,2 тыс. руб./год.
Общее изменение стоимости грузопереработки на складе, в результате уменьшения значения фактора А1.
124 + 37,2 = 161,2 тыс. руб./год.
Изменение стоимости грузопереработки в процентах к общему объему составит (161,2 / 10415,05) * 100 = 1,55%.
Начальное значение фактора А2=22%, новое – 12%. Меняющиеся потоки – №3 и 5.
Поток № 3: ранее на участке приемки обрабатывалось 775 т/год, стало обрабатываться 155 т/год.
Стоимость работ на потоке:
до изменения фактора A2: 775 * 500 =387,5 тыс. руб./год,
после изменения 155 * 500 = 77,5 тыс. руб./год.
Изменение стоимости работ на потоке:
387,5 – 77,5 = 310 тыс. руб./год.
Поток № 5: ранее на участке приемки перемещалось 775 т/год, стало перевозиться 155 т/год.
Стоимость работ на потоке
до изменения фактора A2: 775 * 60 = 46,5 тыс. руб./год.
после изменения 155 * 60 = 9,3 тыс. руб./год.
Изменение стоимости работ на потоке
46,5 – 9,3 = 37,2 тыс. руб./год.
Общее изменение стоимости грузопереработки на складе, в результате уменьшения значения фактора А1.
310 + 37,2 = 347,2 тыс. руб./год.
Изменение стоимости грузопереработки в процентах к общему объему составит (347,2 / 10415,05) * 100 = 3,33%.
Начальное значение фактора А3=65%, новое – 55%. Меняющиеся потоки – №1а и 5.
Поток № 1а: ранее на участке ручной разгрузки обрабатывалось 775 т/год, стало обрабатываться 155 т/год.
Стоимость работ на потоке:
до изменения фактора A3: 775 * 400 = 310 тыс. руб./год,
после изменения 155 * 400 = 62 тыс. руб./год.
Изменение стоимости работ на потоке: 310 – 62 = 248 тыс. руб./год.
Поток № 5: ранее на участке приемки перемещалось 775 т/год, стало перевозиться 155 т/год.
Стоимость работ на потоке
до изменения фактора A3: 775 * 60 = 46,5 тыс. руб./год.
после изменения 155 * 60 = 9,3 тыс. руб./год.
Изменение стоимости работ на потоке 46,5 – 9,3 = 37,2 тыс. руб./год.
Общее изменение стоимости грузопереработки на складе, в результате уменьшения значения фактора А3: 248 + 37,2 = 285,2 тыс. руб./год.
Изменение стоимости грузопереработки в процентах к общему объему составит (285,2 / 10415,05) * 100 = 2,73%.
Расчет влияния отдельных факторов на стоимость грузопереработки в ООО «Лидер» приведен в табл. 7.
Таблица 7 - Расчет влияния отдельных факторов на стоимость грузопереработки в ООО «Лидер»
Наименование фактора |
Значение фактора, % |
Номера меняющихся потоков |
Изменение общей стоимости грузопереработки |
||
начальное |
новое |
тыс. руб../год |
% |
||
Факторы, зависящие от условий договора с поставщиками |
|||||
А1 – доля товаров, поставленных на склад в нерабочее время |
12 |
2 |
2, 4 |
161,2 |
1,55 |
А2 – доля товаров, проходящих через участок приемки склада |
22 |
12 |
3, 5 |
347,2 |
3,33 |
А5 – Доля доставленных на склад товаров, не подлежащих механизированной выгрузке из транспортного средства и требующих ручной выгрузки с укладкой на поддоны |
65 |
55 |
1а, 5 |
285,2 |
2,73 |
Движение материальных потоков от участка разгрузки до зоны хранения и отборки показано на рис. 8 [5, с.169].
Рисунок 8 - Движение материальных потоков от участка разгрузки до зоны хранения и отборки
По результатам расчетов видно, что для сокращения общей стоимости грузопереработки нужно сократить внутрискладские перемещения грузов:
1. Своевременно получать информацию об ожидаемой поставке товара из отдела снабжения, а именно:
- перечень товарных позиций;
- количество поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);
- сроки поступления товара;
- наименования поставщика (-ов);
- тип тары (короба, паллеты);
- информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.).
Наиболее удобно создать форму документа (карточка сведений поставки), в которую эта информация экспортировалась бы из информационной системы или которую заполняют «вручную», в зависимости от возможностей склада [8, с.9].
2. Определить число служащих (с использованием технологических карт, примерная форма технологической карты приведена в табл. 8), участвующих в разгрузке и приемке продукции; определить состав техники, необходимой для разгрузки транспорта [14, с.279].
Таблица 8 – Технологическая карта приемки продукции на склад
№ |
Исходные условия |
Участок выполнения работ |
Исполнители |
Содержание работ |
Документация |
Используемое оборудование |
Прим |
Приемка продукции на склад |
|||||||
1 |
Получение карточки сведений поставки (10.00-11.00) |
Рампа, участок № 3, зона приемки |
Грузчик Селин П.Т., кладовщик – Розанова Н.П. |
Осмотр внешнего состояния транспортных средств, проверка сопроводительной документации, разгрузка, определение количества поступившего товара, выборочное вскрытие коробов, проверка ассортимента и качества |
ТТН, счет-фактура, сертификат соответствия ГОСТ |
Погрузчик № 3301, тележка № Р1 |
Окончание работ не позднее 17.00 |
3. Определить потенциальные места хранения поступившей продукции [17, с.49].
Такие карты помогут кладовщику заранее быть готовым к приемке прибывшего товара, а также заранее организовать весь дальнейший технологический процесс: грузчики заранее подготовят потенциальное место для хранения прибывшего товара, тележки для их перевозки к месту хранения. Продавцы заранее подготовят место на полках в торговом зале. Разработанная логистическая стратегия приведет к оптимизации временных затрат персонала ООО «Лидер» и, соответственно, снизит расходы магазина на заработную плату (поскольку грузчики получают почасовую оплату).
Заключение
В настоящее время состояние розничной торговли характеризуется повышенной ресурсоемкостью, малой рентабельностью, а также отсутствием у участников рынка четко проработанной стратегии развития логистической деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что на внутрифирменном уровне необходимы системные преобразования, решение которых позволит розничным сетям повысить эффективность функционирования и усилить свои конкурентные позиции.
В силу этого в процессе управления розничным предприятием необходимо разработать и внедрить логистическую стратегию, которая позволит добиться не только лидерства по издержкам, но и увеличить конкурентоспособность предлагаемых услуг, а также повысить экономическую устойчивость самого предприятия.
Опираясь на исследования известных специалистов в области стратегического менеджмента и логистики, а также на экспертную оценку предприятия ООО «Лидер» и проведенный управленческо-организационный анализ деятельности этого предприятия, мы пришли к выводу о неадекватности используемой схемы грузопереработки на складе. В частности, это проявляется в лишнем документообороте, а порой и в лишних этапах процесса.
Выявлено, что в целом организация технологического процесса на складе ООО «Лидер» в полной мере обеспечивает четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки товаров, эффективное и рациональное применение средств механизации; складирование товаров осуществляется с максимальным использованием площади и емкости складов, а также полной сохранности товарно-материальных ценностей; рациональную организацию работ по отборке, комплектованию и подготовке к отпуску товаров, включая работу залов товарных образцов; организована четкая работа экспедиции и организацию централизованной доставки товаров; применяются современные формы организации труда, создание нормальных условий труда и техники безопасности.
Однако, на данный момент в складской деятельности предприятия существуют проблемы, требующие оперативного вмешательства:
нерациональная организация подготовки по приемке товаров на склад;
нерациональное размещение товаров на складе.
Для эффективной организации работы предприятия необходимо:
- своевременно получать информацию об ожидаемой поставке товара из отдела снабжения;
- определить число служащих (с использованием технологических карт), участвующих в разгрузке и приемке продукции; определить состав техники, необходимой для разгрузки транспорта;
- сформировать технологическую карту приемки продукции на склад.
Список использованных источников
- Ахметов Я.Х. Система управления складом / Я.Х. Ахметов // Складские технологии. - 2017. - №10.- С.8-12.
- Белик В.Р. Система складирования как основа рентабельности работы склада / В.Р. Белик // Логистик&система. - 2017. - №11. - С19-26.
- Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика / В.В. Волгин. - М.: Дашков и К, 2017. - 732 с.
- Гаджинский А.М. Организация складских процессов с элементами логистики / А.М.Гажджинский // Консультант директора. - 2017. - №24. - С.14-27.
- Гончаров Д.В. Совершенствование складской логистики // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 24 март 2017 г.) / редкол.: Б.К. Мейманов [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 167-170.
- Гуськова И.В. Разработка логистической стратегии оптового предприятия // Современные наукоемкие технологии.– 2016. – №2.– С. 42.
- Гуськова И.В., Кузнецова И.Д. Стратегическое планирование коммерческой деятельности торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - №1. - С.45-53.
- Делина И. Как повысить эффективность складского хозяйства / И. Делина // Торговое оборудование. - 2018. - №3. - С.8-9.
- Демичев Г.М. Складское и тарное хозяйство / Г.М. Демичев. — М.: Высшая школа, 2015. — 294с.
- Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков / В.В. Дыбская. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 208 с.
- Дыбская В.В Корпоративные логистические стратегии и технологии: выбор и способы реализации // Economics and management of a national economy.– 2015. – №2.– С. 54.
- Костенко П.М. Логистические стратегии, ориентированные на эффективность // Экономические науки. – 2015. – №3.– С. 13.
- Кузнецова И.Д., Гуськова И.В. Разработка стратегии развития предприятия // Наука и практика. - 2015. - №3.- С. 43-49.
- Лёвкин Г.Г. Методика совершенствования работы оптового торгового склада / Г.Г. Лёвкин // Логистика – евразийский мост: материалы VIII Международная научно- практическая конференция (16-18 мая 2017 года, город Красноярск). Ч. 1. - Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2017. – С. 276-280.
- Рудковский О.А. Моделирование логистической стратегии предприятия // Логистика. – 2015. – №7.– С. 59.
- Селиванова А.Е. Логистическая стратегия – современный инструмент управления бизнес-процессами компании // Производственный менеджмент. – 2015. – №6.– С. 76.
- Чучунский И. Рациональное использование складских площадей и объемов / И. Чучунский // Складские технологии. - 2018. - №2. - С.45-49.
- Архипова Н.А. Управление логистическим процессом на складе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/115658/discussion_platform.
- Выбор системы складирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Vybor_sistemy_skladirovaniya.html.
- Логистическая стратегия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://userolocs.ru/ekonomika (дата обращения 04.03.2019).
- Понятие и суть логистической стратегии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logistictime.com (дата обращения 05.03.2019).
- Сергеев В.И. Наиболее распространенные логистические стратегии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lobanov–logist.ru (дата обращения 05.03.2019).