Файл: Теоретические основы разработки логистических стратегий.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
минимизации затрат;
улучшения обслуживания потребителей;
оптимизации временных параметров;
улучшения качества и ассортимента предлагаемой продукции;
гибкости объема предлагаемой продукции;
усовершенствования технологии;
более удобного места расположения;
оптимизации баланса ресурсных возможностей;
затрат и финансовых показателей, формирования бизнес-стратегии [6].
Планы, долгосрочные решения, культура осуществления логистики в целом описаны в логистической стратегии, которая показывает, какой вклад внесет логистика в успех и конкурентоспособность компании. Именно поэтому направления логистической стратегии показывают аспекты, которые компания считает наиболее важными для своего развития. Таким образом, многие аспекты логистики имеют стратегическую значимость [11].
Разрабатывая логистическую стратегию, необходимо помнить о цели. Цель разработки логистической стратегии заключается в выявлении главных направлений развития и функционирования компании при максимальном использовании производственного, научно-технического и кадрового потенциала с учетом влияния внешней и внутренней среды [22].
Помимо цели стоит помнить о факторах, которые следует учитывать при разработке логистической стратегии, то есть:
стратегии более высокого уровня;
среда, в которой ведется бизнес;
особая компетенция компании (рис. 4).
Рисунок 4 – Факторы, которые следует учитывать при разработке логистической стратегии
Также при разработке логистической стратегии необходимо учитывать среду, в которой ведется бизнес. Среда включает некие факторы, которыми логистика управлять не может, но они оказывают влияние на логистику. К таким факторам относят:
ожидания и представления, демографические характеристики потребителей;
размер рынка, стабильность работы, рыночные условия, месторасположение;
направления развития компании, технологии, доступные в настоящее время и в будущем, инновации;
правовая ответственность, законы, регулирующие трудовые отношения, профессиональные ограничения;
число конкурентов, барьеры входа на рынок, структура рынка, сильные и слабые стороны;
подход акционеров к инвестициям, к работе компании в целом; заинтересованность в развитии;
цели, сильные и слабые стороны заинтересованных лиц, их степень поддержки и участия в деятельности компании;
уровень и стиль жизни потребителей, социальные условия, изменяющиеся запросы, явно выраженные тенденции;
стабильность политической обстановки, выстраивание отношений с органами местного самоуправления, контроль со стороны правоохранительных и регулирующих органов [13, .48].
Таким образом, логистические стратегии, на этапе развития логистических систем, охватывают большую часть сфер деятельности компании. На сегодняшний день отсутствует шаблон для разработки стандартной логистической стратегии, который был бы применим для любой компании. Именно многообразие компаний и различие в условиях работы требуют индивидуального подхода к разработке стратегии, который возможен благодаря существующим методам и подходам. Используя различные инструменты, можно разрабатывать логистическую стратегию компании с учетом ее особенностей и специфики.
2. Разработка логистической стратегии в ООО «Лидер»
Общая характеристика предприятия
Сеть магазинов, торгующих под вывеской «Лидер», расположены в г. Костроме. На территории города действуют 4 магазинов формата «магазина у дома», специализирующиеся на розничной торговле продовольственными товарами.
Компания ООО «Лидер» развивает несколько форматов магазинов с низкими ценами, которые отличаются ценовой и маркетинговой политикой, а также ассортиментом продуктов местных производителей.
Основная часть торгового зала отведена под отдел самообслуживания. По периметру зала расположены отделы, реализующие развесную продукцию (рыбу, сыры, колбасные изделия и др.), а также продукцию собственного производства (выпечку и кондитерские изделия, салаты и готовые блюда, мясные полуфабрикаты).
Основной вид деятельности: розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, а также другими видами продовольственных товаров.
На рис. 5 представлена организационная структура ООО «Лидер».
Руководит деятельностью магазина «Лидер» генеральный директор. Директор компании составляет график работы сотрудников, руководит деятельностью менеджеров, решает все внештатные ситуации, осуществляет контроль правильного выполнения всем персоналом своих должностных обязанностей.
Директор магазина ищет и определяет поставщиков товаров, которые необходимы магазину, осуществляет контроль работы всех сотрудников. Также занимается маркетингом и рекламой.
Менеджер по закупкам товаров заключает договора с поставщиками, организует процесс доставки в магазин товаров. Директор склада обеспечивает их хранение, производит сплошной контроль качества отпускаемой продукции, вместе со старшим кладовщиком проводят проверку принимаемых товаров.
Генеральный директор
Директор магазина
Директор склада
Главный бухгалтер
Менеджер по закупкам
Менеджер по кадрам
Старший продавец
Старший кладовщик
Бухгалтер
Продавцы
Кладовщик
Грузчик
Рисунок 5 - Организационная структура ООО «Лидер»
Бухгалтерия организует бухгалтерский учет и отчетность в магазине.
Грузчики разгружают продукции в магазине.
Кладовщик осуществляет приемку продукции по количеству и качеству, отпускает товар со склада, раз в квартал проводит инвентаризацию, составляет отчеты по остаткам продукции на складе.
Работа продавцов - кассиров состоит в общении с покупателями, своевременной доставки товара в торговый зал магазина.
С помощью SNW – анализа мы смогли выявить сильные, слабые и нейтральные стороны организации, что поможет в дальнейшем улучшить деятельность компании и устранить все недостатки. В таблице 1 представлен SNW – анализ ООО «Лидер».
Таблица 1 - SNW – анализ организации ООО «Лидер»
Факторы |
S |
N |
W |
Комментарий |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Стратегии |
|||||
Система планирования |
+ |
Система средняя |
|||
Стратегия развития |
+ |
Определенна, но не четко |
|||
Кадры |
|||||
Система обучения |
+ |
Обучение проводится, но не регулярно |
|||
Системы мотивации |
+ |
Мотивация, как система, низкая |
|||
Текучесть персонала |
+ |
Больше, чем у конкурентов |
|||
Квалификация кадров |
+ |
Низкая квалификация специалистов |
|||
Численность работников |
+ |
Полная комплектация, недостатков нет |
|||
Корпоративная культура |
+ |
Низкая |
|||
Маркетинг |
|||||
Ассортимент реализуемых товаров |
+ |
Организация достаточно удовлетворяет потребностям покупателей |
|||
Поставщики |
+ |
Работа со многими поставщиками |
|||
Имидж организации |
+ |
Репутация на уровне среднего |
|||
Ценовая политика |
+ |
Низкие цены |
|||
Объемы продаж |
+ |
Средний объем реализации товаров |
|||
Территория расположения |
+ |
Торговые точки расположены во многих районах |
|||
Производство |
|||||
Производственные площади |
+ |
Площадь магазина вместе со складом небольшая, полностью задействована |
|||
Объемы реализации |
+ |
На уровне с другими магазинами |
|||
Качество продукции и услуг |
+ |
Среднее |
|||
Техническая оснащенность |
+ |
Магазины достаточно оснащены |
|||
Финансы |
|||||
Финансовая устойчивость предприятия |
+ |
Финансовое положение устойчивое |
|||
Заработная плата |
+ |
Средняя |
|||
Логистика |
|||||
Сроки выполнения заказов |
+ |
Основная часть заказов выполняются в срок |
|||
Зависимость от поставщиков |
+ |
Зависимость от поставщиков высокая |
В ООО «Лидер» значительно преобладает нейтральный фактор. Следовательно, над стратегией организации следует поработать, кадры «оставляют желать лучшего». Маркетинг является сильной стороной организации за счет низкой ценовой политики, расширения ассортимента продукции, количества торговых точек. Анализируя производственный фактор можно заметить, что организация старается максимально задействовать всю площадь магазина и склада.
Оценив финансовые показатели можно сделать вывод, что организация устойчива, однако заработная плата персонала остается низкой. Логистика в организации находится на среднем уровне.
Организация складского процесса ООО «Лидер»
На складах ООО «Лидер» производится целый комплекс последовательно выполняемых разнообразных операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. В совокупности эти операции составляют технологический складской процесс. Объем и содержание технологического складского процесса зависят от вида склада, хранящихся на нем физико-химических свойств товаров, объема грузооборота магазина и других факторов [10, с.85].
Все операции, которые выполняются на складах ООО «Лидер», подразделяются на складские и экспедиционные.
Складскими операциями называются операции, которые связаны с обработкой товаров. Они могут быть основными и дополнительными.
Основными операциями являются:
а) приемка товаров, включающий разгрузку товаров с транспортных средств, взвешивание, проверку количества мест, сортировку мест и товаров, раскрытие тары, проверку содержимого тары по количеству и качеству;
б) хранение товаров составляют операции по размещению и укладки товаров на месте сохранения, создание и поддержание оптимального режима сохранения, осуществление необходимых санитарно-гигиенических мероприятий и заботу в процессе хранения товаров;
в) отпуском товаров выступает отбор, упаковка, внутрискладское перемещение товаров, а также их загрузка на транспорт [17, с.46].
Дополнительными складскими операциями являются распаковывание, упаковка, сохранение и ремонт тары, фасовка товаров, замораживание (масла, мяса, плодов) и дозревание некоторых фруктов.
Экспедиционные операции включают в себе процессы по приемке и сдачи товаров транспортным органам, доставки и сдачи товаров потребителям при централизованной завозке [8, с.8].
Комплекс складских операций, взаимозависимых между собой, которым подвергается товар для его подготовки к следующему этапу товара, является технологическим процесс на складе, на рис. 6 представлена его принципиальная схема.
Рисунок 6 - Схема технологического процесса работы склада ООО «Лидер»
Для разных складов последовательность выполнения складских операций не одинаковая. Операции на складе могут быть развернутыми и сокращенными, их характер и количество находятся в зависимости от ряда факторов, важнейшими из которых является: товарная специализация склада, упаковка и тара, способы доставки и сохранение той или иной группы товаров, объемно-планировочное решение склада, применяемые средства механизации.
На каждом складе должна быть детально разработана рациональная схема технологического процесса, важнейшим элементом которой является механизация внутрискладских и погрузочно-разгрузочных работ. В развернутом виде схема технологии складских операций состоит из следующих видов работ (табл. 2) [4, с.20].
Таблица 2 - Детализация операций технологического выполнения на складе ООО «Лидер»
Виды складских работ |
Основные операции и последовательность их выполнения |
|
Приемка товаров, которые поступили по количеству и качеству |
- Приемка товаров по количеству (отбор тарных мест для раскрытия, раскрытие тары, подсчет количества единиц и соответствия сопроводительным документом); |
|
Внутрискладские работы: перемещение товаров к месту сохранения, укладка товаров в штабеле (стеллаже), перемещение в зону доработки, фасовка, комплектование заказов и отпуск покупателям |
- Перемещение сформированных грузовых пакетов в зону приемки, зону сохранения и из мест сохранения в зону комплексирования и отгрузки (поддонов, с товаром, тары-оборудование, личных тарных единиц); |
Поступления грузов на склады ООО «Лидер» производится автомобильным транспортом большой грузоподъемности с тарно-упаковочными или тарно-искусственными грузами.