Файл: Теоретические основы разработки логистических стратегий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Внедрение прогрессивных методов в функционал современных предприятий и построение эффективной логистической стратегии в настоящее время становятся необходимыми условиями получения балансного прогресса и существенных конкурентных преимуществ в области логистических услуг.

Возникает объективная нужда переосмысления способов построения и организации циркулирующих в предприятии бизнес-процессов и использования принципиально другого подхода, позволяющего в полной мере реализовать преимущества новых технологий и программ, а также человеческих ресурсов. В этой связи особый интерес представляет использование логистической стратегии в решении проблемы создания стратегически эффективных и экономически обоснованных форм организации бизнеса российских компаний, поскольку именно использование потенциала логистической стратегии как инструмента управления логистическими потоками предприятия открывает широкие возможности для приобретения уникальных компетенций и формирования на этой основе стабильной и передовой системы хозяйствования.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что вопросы построения эффективной логистической стратегии и внедрения современных методов управления предприятия относятся сегодня к числу приоритетных задач отечественной экономической науки и практики.

Теоретические основы построения логистической стратегии в компании заложены в трудах российских исследователей С. Тарана, С.В. Саркисова, В.И. Сергеева, Д.В. Стаханова, Ю.М. Неруша, М.А. Чернышева, А.Г. Некрасова, Л.Б. Миротина, Е.К. Ивакина, Э.Н. Кузьбожева, Р.В. Шеховцова, И.В. Терениной и др.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и разработка рекомендаций по разработки и реализации логистической стратегии в торговой деятельности.

Достижение поставленной цели потребовало постановки следующих задач:

- исследовать сущность стратегии и ее роль в логистике;

- определить основные виды логистических стратегий;

- рассмотреть основные этапы разработки логистических стратегий;

- проведение анализа складского процесса предприятия;

- разработать мероприятия по улучшению качества выполнения логистических операций на предприятии.

Объектом исследования является ООО «Лидер» г.Кострома.

Предметом работы являются процессы по разработки и реализации логистической стратегии торгового предприятия.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области теории организации и управления торгово-сбытовой деятельностью, логистики, организации розничной торговли и маркетинга.


Информационной базой исследования послужили материалы ООО «Лидер», нормативные законодательные акты РФ, отечественные и зарубежные публикации, материалы научно-практических конференций.

Структура курсовой работы: введение, две главы в основной части, заключение и список использованных источников.

1. Теоретические основы разработки логистических стратегий

Сущность стратегии и ее роль в логистике

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками. 

В понимании Костенко П.М. «логистическая стратегия представляет собой определенный набор целей, задач и/или мероприятий в области логистики для достижения общей корпоративной цели» [12].

Логистические стратегии в бизнесе могут развиваться в нескольких направлениях:

 договорные логистические стратегии;

 логистический аутсорсинг;

 логистическое партнерство;

 быстрые циклы и интеграция цепи поставок [13, с.43].

Ключевой задачей логистической стратегии является определение показателей, как количественных, так и качественных, которые необходимы для достижения стратегических целей компании в области логистики складирования, распределения, управления запасами, транспортировки и т.д., с учетом оптимизации затрат на всех участках логистической цепи [21].

Стратегия в своем роде является системой, которая представляет совокупность неких элементов. Логистическая стратегия также подразумевает некие элементы, среди которых:

 качество. Компании стремятся улучшать качество продукции или же изначально закупать сырье высокого качества, что позволяет сокращать расходы, связанные с производством и внутренним контролем качества. Покупатель имеет право получать информацию о результатах испытаний по сертификации качества, которые проводит технический отдел компании.

 управление запасами, получение информации о запасах сырья, материалов, готовой продукции с учетом соглашений о партнерстве с ключевыми поставщиками;

 логистические технологии снабжения, интеграция информационных потоков от поставщика до конечного потребителя;


 инновационные технические решения и оборудование;

 закупка материальных ресурсов т готовой продукции [20].

Для того чтобы реализовать логистические стратегии, компаниям необходимо:

1. наладить отношения с поставщиками, то есть:

 учесть взаимные корпоративные интересы между поставщиками и компаниями;

 обеспечить информационные каналы связи с поставщиками, наладить обратную связь;

 организовать стабильный поток точной информации о требуемых поставках с помощью различных логистических технологий, таких как VMI и JIT [21].

  1. Оптимизировать уровни запасов в складской системе при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей, то есть:

 сократить запасы;  наладить управление процедурами заказов;

 обеспечить высокое качество обслуживания клиентов при минимальных размерах страховых запасов;

 наладить управление производственными запасами [7, с.47].

Логистическая стратегия в компании может отсутствовать по двум причинам.

1) Во-первых, менеджеры компании могут не осознавать предназначение стратегии и логистики, как науки, в целом. В данном случае руководство компании не способно эффективно оптимизировать материальные, финансовые и временные ресурсы компании, так как отсутствует осознание того факта, что логистика является интегрированным инструментом менеджмента;

2) Во-вторых, стратегия логистики может отсутствовать по причине того, что компания не имеет в своем штате квалифицированных специалистов в области логистики, способных разработать и реализовать логистическую стратегию, которая нашла бы связь с корпоративной стратегией компании.

1.2. Основные виды логистических стратегий

Учитывая иерархию уровней формирования стратегии, при выборе стратегии логистики необходимым условием является ее соответствие корпоративным целям и стратегическим приоритетам роста и развития организации (рис.1) [11].

Рисунок 1 – Уровни формирования стратегий предприятия

Среди большого числа логистических стратегий, применяемых предприятиями, можно выделить основные и дополнительные стратегии.

К основным логистическим стратегиям можно отнести «тощую» и динамичную стратегии, а также стратегию, которая основана на союзах или партнерстве.

Основная цель «тощей» стратегии – найти и устранить случаи непроизводительного использования ресурсов. В рамках стратегии каждая операция должна задействовать как можно меньше ресурсов (персонал, пространство, запасы, оборудование, время и т.д.). Реализация данной стратегии возможна только в устойчивой внешней среде, так как «тощая» стратегия плохо реализуется в неопределенных, то есть в динамичных условиях, чего не скажешь о динамичной стратегии [12].


Основная цель динамичной логистической стратегии – обеспечение высоким качеством обслуживания в условиях изменения требований и предпочтений потребителей. Таким образом, компании, которые выбирают динамичную стратегию, делают акцент на потребителях. Данная стратегия предполагает дополнительные расходы, которые должны покрыть незапланированные потребности клиентов [13, с.44].

Третий тип основных логистических стратегий – стратегия, которая основана на союзах или партнерстве, направленная на увеличение эффективности цепи поставок. Компании прибегают к реализации данной стратегии в тех случаях, когда обслуживание потребителей находится на высоком уровне, а затраты на низком. Также компании обладают высокой степенью гибкости и отсутствием желания инвестировать средства в рисковые проекты. Часто партнерства и союзы создаются между транспортными компаниями, которые, как правило, используют контрактных провайдеров [15].

В рамках стратегии лидерства по затратам компании могут сохранять лидирующие позиции на рынке за счет снижения логистических затрат.

Стратегия дифференциации позволит компании стать уникальной в области логистики. Концепция дифференциации уровня обслуживания клиентов различает уровень обслуживания клиентов в соответствии с рентабельностью клиентских сегментов. Заказы являются приоритетными в соответствии с важностью клиента, если имеются конкурирующие заказы, то есть заказы с более высоким приоритетом обрабатываются в первую очередь [16].

Стратегия фокусирования направлена на удовлетворение потребностей потребителя выбранного целевого сегмента, в рамках которого стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам. Преимущество стратегии – получение большой доли в целевом сегменте. Недостаток – вероятность малой доли на рынке в целом [22].

Следующая логистическая стратегия – это стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру, которая реализуется через следующие решения:

 прямая поставка товаров потребителям без посредников;

 использование складов общего пользования или складов ответственного хранения;

 оптимальное размещение складов, магазинов или производственных предприятий [15].

Другая логистическая стратегия направлена на улучшение сервиса в логистике, то есть предполагает повышение качества выполнения логистических операций и функций. В данном случае сдерживающим фактором являются логистические издержки, которые растут при использовании новых технологий повышения качества логистического сервиса.


Стратегия логистического аутсорсинга. Под логистическим аутсорсингом понимается целенаправленное привлечение партнера – логистического посредника, оператора или провайдера для оказания определенных логистических услуг [12].

Одна из стратегий, которая позволяет экономить на масштабах, получать низкие издержки и качественное обслуживание, — стратегия роста. Стратегия роста может быть реализована благодаря поглощению соперников, освоению большего числа логистических видов деятельности, расширению географических зон, перемещению различных типов материалов, увеличению рыночной доли.

Еще одной логистической стратегией является стратегия инновационного развития. Данная стратегия основана на принципах инновационной логистики, которая реализуется посредством управленческих инноваций и заключается в повышении качества управленческих решений в области логистики [12].

Таким образом, все обозначенные логистические стратегии можно представить в виде общей схемы (рис.2) [22].

Рисунок 2 – Классификация логистических стратегий [10]

Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких ключевых показателей.

Основные этапы разработки логистических стратегий

До того, как будет разработана логистическая стратегия, необходимо пройти этапы прогнозирования и планирования логистической деятельности.

Прогноз логистической деятельности заключается в различных аспектах, таких как:

 основанное теории и практике представление о появлении событий в будущем;

 обоснованное суждение о том, что существует вероятность наступления одного или нескольких событий или возможных состояний процесса;

 суждение о будущем периоде времени [14, с.277].

Стратегическое логистическое планирование состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д. При проектировании логистической стратегии все ее структурные элементы можно представить в виде логистического плана. Этот план созвучен контуру стратегического планирования, применительно к логистической стратегии его можно разделить на отдельные стадии или этапы. Логистическая стратегия является одним из этапов логистического планирования (рис.3) [7, с.48].

Рисунок 3 – Этапы логистического планирования

На четвертой стадии логистического планирования определяется логистическая стратегия — способ, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей путем: