Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Классификация невербальных эмоций ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 8 – Диаграмма процентного соотношения наиболее высоких уровней парциального эмоционального интеллекта, в соответствии со шкалами по тесту Н. Холла

Обращаясь к начальному этапу нашего исследования - 33, 3% испытуемых распознали безошибочно все 6 базисные эмоциональные реакции знакомых учащихся, на представленных нами фотографиях. В результате чего, мы выявили закономерность успешного восприятия эмоционального состояния человека на фотоснимке и высокого уровня полученных данных шкалы распознавания эмоций других (33,3%) людей.

Высокий уровень эмпатии, как постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека (словарь практического психолога), также подтверждает полученные данные, как эмпирическим путём, так и в ходе опроса.

2.4 Анализ результатов по 3 этапу эксперимента

Итак, обработав результаты испытуемых, мы выявили, что из 100% респондентов, ни один правильно не идентифицировал все шесть предложенных эмоциональных состояний на фотографиях. Полученные данные по фото-тесту, с учётом допущенных ошибок, представлены в таблице 6 и рисунке 9 Таблица 6 – Отображения эмоционального состояния

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

0%

46,6%

6,6%

6,6%

80%

20%

Рисунок 9 – Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-тесте П. Экмана

Результаты данных теста П. Экмана с учетом правильно идентифицируемых эмоциональных состояний отражены в таблице 7. Таблица 7 – Отображения эмоционального состояния

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

100%

53,4%

93.4%

93,4%

20%

80%

Таким образом, мы получили 100% распознавание мимических выражений эмоции гнева. Радости и грусти выявлено 93,4%, что соответствует возрастной динамике склонности к проявлению базовых эмоций. Эмоции радости и гнева и грусти в данной возрастной группе явно преобладают, над эмоциями страха, отвращения, удивления.


В соответствии с этим, мы провели сравнительный анализ правильно идентифицируемых мимических проявлений эмоциональных состояний по фотографиям знакомых учащихся и по тестовым фото незнакомой девушки.

Итак, нами было обнаружено, что существуют общие особенности восприятия человека на фотографии. Согласно полученным данным, видно, что мимические выражения радости и грусти распознаются респондентами-подростками с высокой точностью, как по фотографиям лиц знакомых подростков, так и незнакомой девушки. Большой процент учащихся (80%), в двух исследованиях одинаково точно определили эмоцию отвращения. Эмоцию страха распознали лучше на 53,4% по фото знакомого подростка. Эмоцию гнева идентифицировали на 46,6% лучше на фото незнакомой девушки, что может быть обусловлено, позитивным восприятием знакомого человека. Удивление, как эмоциональное состояние знакомого человека, лучше было распознано на 13,3%. Более того, 80% респондентов не могли распознать эмоцию страха по фото незнакомой девушки и путали её с удивлением.

Итак, подводя итог нашему исследованию, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке. Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируется весь комплекс базисных эмоциональных состояний по фотографиям знакомых нам людей, мы можем предположить о связи с такими факторами, как личное отношение к знакомому человеку, изображённому на фото, принадлежность к данной группе, предыдущего опыта общения. Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Что позволяет, опираясь на психологию межличностного общения и установить связь, с таким явлением, как «вживание», сопереживание, эмпатия. В результате полученных данных, проведённого нами исследования эмоционального интеллекта, мы выявили, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека. Как было выявлено, внутриличностный аспект, а именно самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, эмоциональной отходчивости, так и эмоциональной неригидности. Т.е учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими чувствами, могут испытывать трудности в поведенческой сфере, импульсивны.


Заключение

Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов: – Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов). – Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть. – Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач). Невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии. По мнению экспертов, значительная часть нашего общения является невербальной. Каждый день мы реагируем на тысячи невербальных сигналов и поведения, включая позы, выражение лица, взгляд, жесты и тон голоса. От наших рукопожатий до наших причесок невербальные детали раскрывают, кто мы есть, и влияют на то, как мы относимся к другим людям.

Научные исследования невербальной коммуникации и поведения начались с публикации в 1872 году книги Чарльза Дарвина « Выражение эмоций у человека и животных» . С тех пор обильные исследования типов, эффектов и выражений невысказанного общения и поведения. Хотя эти сигналы часто настолько тонки, что мы не осознаем их, исследования выявили несколько различных типов невербальной коммуникации. Полное владение невербальным языком несет в себе не только умение использовать жесты как элементы невербального семиотического кода, но и знание языковых манифестаций любого из жестов. В свою очередь хорошее владение естественным языком в качестве одной из составляющих предполагает не только умение пользоваться языковыми номинациями как элементами вербального семиотического кода, но и способность распознавать по языковым манифестациям стоящие за ними жесты. Жесты рук имеют особенность проявлять эмоциональное состояние людей в ходе беседы, дополнять высказывание, уточняя при этом сказанное или сделанное, эксплицировать отношение к собеседнику, замещать высказывание, аккомпанировать вербальное сообщение. Жесты и мимика относятся к знаковой системе невербального общения, разной в различных национальных культурах. Экстралингвистические причины такие как социальное положение, государство, политическая обстановка проявляют большое воздействие на восприятие мимики и жестов.


Немаловажным является культурологический аспект восприятия семиотической системы невербального общения, т.к. история, культура, традиции народа значительны для основания менталитета человека. Язык жестов и телодвижений является очень богатым и непростым, как в прочем и многие подобные формы общения. Научные исследователи проводили изучения, в ходе которых было выявлено, что язык телодвижений обладает всеми компонентами, которые характеризуют их как полноценные языки. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. В заключении является необходимым отметить, что невербальная коммуникация – это есть интерпретация и обмен людьми невербальных сообщений. Истолковывая невербальные послания собеседника, нужно учесть ряд факторов: состояние здоровья собеседника, его профессию, принадлежность к национальности, уровень культуры, возраст и конечно сочетание невербальных знаков. Интерпретация невербальных посланий является творческим процессом, который в свою очередь требует от его участников интереса людей, их наблюдательности и внимания. Невербальная коммуникация играет одну из первых ролей в ходе взаимодействия людей.

Средства невербальной коммуникации как оригинальный язык чувств являются таким же продуктом развития общества, как например, и язык слов. Среди этих средств выделяют взгляды, внешность, позы, жесты, мимику, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Эти виды невербальных сообщений размещаться во взаимодействии, при этом иногда они дополняют друг друга, а иногда противоречат. Наша экспериментальная работа по изучению выражения эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации только началась, но мы уже уверенно можем говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений. На наш взгляд, необходимо внедрение в программу современного образования социально-психологических тренингов, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности учащихся подростков. Наши исследования продолжаются, и мы надеемся, что впереди у нас ещё много интересных открытий.


Список использованных источников

  1. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология; Новосибирский Государственный Педагогический Университет / Р.И. Айзман. – М.: Инфра-М, 2014. – 352 с.
  2. Александров Ю.И. Психофизиология / Ю.И. Александров. – СПб.: Питер, 2017. – 496 с.
  3. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: Ключевые идеи / Т.Ф. Базылевич. – М.: Инфра-М, 2018. – 340 с.
  4. Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности (психоакмеология) / Т.Ф. Базылевич. – М.: Инфра-М, 2016. – 330 с.
  5. Бобров, А. С. Эндогенная депрессия / А. С. Бобров. – Иркутск, 2015. – 384 с.
  6. Боголепов Н.К. Актуальные проблемы невропатологии и психиатрии / Н. К. Боголепов. – М.: Медицина, 2017.– 300 с.
  7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Филинъ, 2016. – 469 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.– М.: Просвещение, 2014.– 360 с.
  9. Гаранян Н. Г. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // Московский Психотерапевтический журнал. – 2016. – № 3.– С. 37-44
  10. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / К.М. Гуревич. – М.: Знание.– 2017.– 366 с.
  11. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.– 2016.– №9.– C.98-102
  12. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард // Пер.с англ. Братчикова - Екатеринбург: Урал.гос.пед.унт., 2012. - 146 с.
  13. Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 433-437.
  14. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности.– Изд-во Спб. унив-та.– 2016.– №5.– С.232
  15. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина. - СПб.: Питер, 2015. - 198 с.
  16. Махин, С.А. Анализ зрительного восприятия эмоциональных лицевых экспрессий с помощью окулографических методов / С.А. Махин // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2017. - № 4 (10). - С. 96-99.
  17. Орел В. Е. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом// Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. – Ярославль, 2017.– №11.– С. 34-39
  18.  Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - М.: Прогресс, 2017. – 400 с.
  19. Самко Ю.Н. Психофизиология / Ю.Н. Самко. – М.: Инфра-М, 2016. – 160 с.
  20. Сухова Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд / Е.В. Сухова. – М.: Инфра-М, 2017. – 155 с.
  21. Шрейдер Н.В. Биоритмический тип как детерминанта личностных особенностей сотрудников организации / Н.В. Шрейдер // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015. – № 19. – С. 92-97.