Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Классификация невербальных эмоций ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Практическое исследование невербальных эмоций среди старшеклассников

2.1 Общие положения о исследовании

На первом этапе, в подготовительной части, учащимся старшеклассникам предлагалось эмоционально отреагировать на ситуации, предложенные исследователями. Каждая из озвученных ситуаций ассоциировалась с определённой эмоцией (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление). Акцентировалось внимание на мимических средствах экспрессии, т.к. наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление и отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

Эмоции старшеклассников фиксировались с помощью фотокамеры. Для дальнейших исследований, оставлялись только те фотографии, в оценке которых наблюдатели проявляли полное единодушие. Мы предприняли попытку в разработке эталонов мимических проявлений шести базальных эмоций, учащихся девятых классов Тираспольской гуманитарно-математической гимназии. Для предъявления использовали 1набор фотоснимков

В основной части первого этапа, уже имеющиеся, фото – эталоны, были показаны респондентам, 30 учащимся девятых классов, в возрасте 14-15 лет, которых просили определить, какая из шести эмоций представлена на каждой из них. Проведённые измерения должны были предсказывать те эмоции, которые наблюдатели видели на каждой из этих фотографий.

Для нас важно было определить способность понимания эмоций другого человека, в частности умение разбираться в эмоциональных проявлениях партнёров по общению, используя невербальные средства коммуникации, в данном контексте – лицевую экспрессию. Определить какие из предложенных фотографий с изображёнными на них эмоциональными состояниями распознаются легче, а какие труднее. Результаты исследования предложенных базальных эмоций (гнев, удивление, грусть, радость, страх, отвращение), фиксировались в регистрационных бланках.


2.2 Анализ результатов по 1 этапу эксперимента

Результаты испытуемых идентифицировавших мимические выражения, с учётом допущенных ошибок представлены в таблице 2

Таблица 2 – Отображения эмоционального состояния

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

46,6%

33,3%

6,6%

6,6%

26,6%

20%

Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-эталонах, представлены в процентном соотношении. ( рисунок 5 )

Рисунок 5 – Ошибки в распознавании эмоций знакомых людей по фото-эталону

Ошибки в идентификации имели свои закономерности. Так, при идентификации выражения гнева (46,6%) испытуемых, выбрали схему, соответствующую страху, отвращению и грусти. А отображаемое эмоциональное состояние удивления, 33,3% испытуемых идентифицировали со страхом и гневом. Эти данные согласуются с данными К. Изарда, П. Экмана и У. Фризена, которые указывают на сложность дифференцирования мимических проявлений страха и удивления и систематический характер ошибок при их опознании. В результате описанного этапа эксперимента мы получили данные, свидетельствующие о понимании эмоциональных реакций старшеклассников, участвовавших в распознавании эмоций на фотографиях учащихся, обучающихся с ними в одной параллели. Руководствуясь возрастной динамикой склонности к проявлению базовых эмоций, М.С. Пономарёвой, школьников с 1-го по 11-й класс, выявилось то, что во всех возрастных группах склонность к проявлению радости явно преобладает над склонностью к проявлению гнева и страха и удивления. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали мимические выражения лица, соответствующие эмоциональному проявлению радости и грусти (93,4%). Полученные нами результаты правильно идентифицированных эмоций испытуемыми также подтверждают это (Таблица 3) Таблица 3 – Отображения эмоционального состояния

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

53,4%

66,7%

93,4%

93,4%

73,4%

80%


Рисунок 6 – Правильно определенные эмоциональные состояния знакомых людей

Третья часть испытуемых правильно определили эмоции учащихся, изображённых на фотографиях, что может свидетельствовать о наличии некого диапазона выражений лицевой экспрессии, сопряжённого с эмоциональными состояниями личности, колеблющегося в пределах общего типа, свойственному определённому социальному коллективу. 33,3% испытуемых с точностью в 100% опознали эмоциональное состояние учащихся, изображённых на предлагаемых фотографиях.

Ответом на наш вопрос о том, что помогло точно распознать эмоциональное состояние учащихся на предложенных нами фото-эталонах, испытуемые говорили о «вживании в предъявленные образы», «проживания состояния».

Обращаясь к возрастным изменениям эмоциональной сферы старшеклассников, можно опираться на увеличении способности понимания эмоций других людей в данном возрасте. Опираясь на психологию межличностного общения, мы можем установить связь интерпретации, понимания, с таким явлением как «вживание», сопереживание, эмпатия, «моторное подражание». Эти явления довольно часто трактуются как чувственное понимание, как способность одного человека откликаться на переживание другого. Вживание через выразительное поведение личности, говоря словами М. М. Бахтина, - это путь к проникновению в её психический мир, это начальный этап понимания.

Способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, называется эмоциональным интеллектом.

В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружение, чем на самих себя. Согласно этому, мы решили провести следующий этап, второй этап нашего исследования.

Второй этап эксперимента

Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных отечественных методик, мы решили выявить способность понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл.

Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) Эмоциональная осведомлённость

2) Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)

3) Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14)


4) Эмпатия

5) Распознавание эмоций других людей (скорее – умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Задача респондентов заключалась в том, чтобы в соответствующем регистрационном бланке, где предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны жизни личности (респондентов), поставить соответствующую оценку. Полученные данные, мы обработали и интерпритировали в соответствии с ключом.

2.3 Анализ результатов по 2 этапу эксперимента

В результате проведения диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холла, мы получили следующие данные внутриличностного и межличностного аспекта эмоционального интеллекта респондентов, которые отражены на рисунке 7

Рисунок 7 – Анализ эмоционального интеллекта по шкалам

Итак, в структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).

Руководствуясь результатами проведённого исследования, мы выявили следующую закономерность, а именно: высокий уровень эмпатии (от греч. Empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Здесь можно предположить то, что подростки с высоким уровнем эмпатии, лучше способны понимать эмоциональное состояние другого, соответственно и определять, идентифицировать эмоциональные состояния человека по его мимике, отображённой фотографически. И чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека, тем более, что эмоции подростков в значительной мере связаны с межличностным аспектом процесса общения.

Далее, изучая полученные данные, в частности, изучая низкие показатели, мы приходим к выводу, о том, что внутриличностный аспект, а именно, самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, как эмоциональной отходчивости, эмоциональной неригидности. В результате, мы можем заключить то, что человек с низкой самомотивацией, обладает низкой способностью управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивен. Эмоции могут мешать достижению намеченной цели. Что соответствует особенностям эмоционального поведения подростков. В результате у школьников подросткового возраста характерна рассогласованность в мотивационной сфере.


Эмоциональная осведомлённость, по результатам проводимой нами диагностики, в среднем, сводится к среднему и низкому уровню, что также соответствует возрастным особенностям подросткового периода.

В результате, мы получили интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта испытуемых подростков. (Таблица 4)

Таблица 4 – Уровни эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла

Уровни EQ

Результат

Высокий

6,6%

Средний

46,6%

Низкий

46,6%

Рисунок 8 – Общий уровень эмоционального интеллекта в процентном соотношении по тесту Н. Холла

В результате проведённого нами исследования, мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект испытуемых подростков, в равных долях соответствует среднему и низкому интегративному уровню. Что в свою очередь характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Соответственно, низкий уровень эмоционального интеллекта, представлен низкими количественными результатами проведённой нами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха у подростков в учебной деятельности, во взаимодействии и общении. Трудности подросткового возраста, прежде всего обусловлены психологическими особенностями данного периода: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме.

Как отмечалось выше, мы выявили, что в межличностном аспекте эмоционального интеллекта (эмпатия, способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей,) выявились высокие и средние показатели, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Уровни парциального эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла

Уровни

Шкалы

Эмоциональная осведомлённость

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Высокий

20

0

6,6

46,6

33,3

Средний

46,6

26,6

40

40

46,6

Низкий

33,3

73,3

73,3

0

0