Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Порядок исчисления).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2. Особенности организации налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации
2.2. Экономическое значение налогообложения физических лиц
3.1. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц
Введение
Российская система налогообложения физических лиц прошла достаточно разноречивый путь развития. Ее становление происходило в период преобразования государственной системы, неустойчивости экономики, частого изменения нормативно-законодательных актов. Налоги с физических лиц отображают причастность физического лица к государственным и местным делам, позволяют плательщику ощущать себя активным членом общества, так же дают основания для контроля и ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Невозможно отрицать влияние на формирование современной налоговой системы прошлого исторического опыта: дани, подати, оброков, сборов и налогов во времена становления Российской Империи и при Советской власти. Каждая эпоха имеет свою систему обложения налогами населения.
Объектом данной курсовой работы признается действующая налоговая система Российской Федерации. Предметом работы являются виды налогов, взимаемых с физических лиц. Основная цель работы – это определение видов налогов с физических лиц и рассмотрение экономической сущности налогов, которые взимаются с физических лиц. Исходя из цели, нужно последовательно решить ряд задач:
- изучить нормативно-законодательные акты, учебно-методическую литературу и периодические источники по выбранной теме;
- рассмотреть этапы становления системы налогообложения физических лиц;
- рассмотреть виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации;
- применить порядок исчисления налогов с физических лиц;
- наметить пути совершенствования налогообложения физических лиц.
Данная тема посвящается формированию системы налогообложения населения. Анализируется экономистами в учебной, нормативной литературе и в монографиях и статьях. Информационной базой для данной работы послужили:
- нормативные правовые акты;
- учебно-методическая литература, периодические издания, электронные ресурсы;
- собственные рассуждения и умозаключения.
Построение курсовой работы представляет собой логически связанную систему, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Становление системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Российская система налогообложения складывалась, развивалась и изменялась вместе с изменениями в ее политическом устройстве и с историческими вехами. Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX в. во время объединения древнерусских земель.
Главной формой налогообложения в то время были поборы в княжескую казну (дань). Вначале дань была нерегулярной в виде контрибуции с побежденных народов. Позже дань стала постоянным прямым налогом, её уплачивали деньгами, продуктами питания и ремесленными изделиями. Единицей измерения служил дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Так же существовали косвенные налоги, которые собирались в форме торговых и судебных пошлин. Особенное распространение получил мыт — пошлина, собираемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.
Во времена феодальной раздробленности Руси были введены пошлины за провоз товаров по территории владельца земли с каждой повозке. В это время стали появляться первые попытки налоговой оптимизации: купцы нагружали товарами свои повозки, так, что товары выпадали. В связи с этим князья ввели правило, что выпавший товар переходил в их собственность.
В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения. Единицами обложения в городах был двор, в сельской местности — хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были:
- «выход» («царева дань»), налог монгольскому хану;
- торговые сборы («мыт», «тамка»);
- извозные повинности («ям», «подводы»);
- взносы на содержание монгольских послов («корм»)
Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений. Вскоре татары были изгнаны из всех русских городов, и функции по сбору дани перешли к русским князьям.
После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимавшийся в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.
В царствование Ивана III были заложены первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации — сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.
В царствование царя Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, которая контролировала фискальную деятельность приказов и исполнение доходной части российского бюджета.
Эпоха реформ Петра I (1672—1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К традиционным налогам добавлялись новые - вплоть до знаменитого налога на бороды. Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности — прибылыциков, число налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.
В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств четыре стали отвечать за финансовые и налоговые вопросы.
В период правления Екатерины II (1729—1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».
Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.
Во второй половине XIX в. большое значение приобрели прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей.
Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными были следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.
Промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства, был введен в 1898 году Николаем II. В этот же период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Отмечался рост налогов, отражавших развитие новых экономических отношений в России.
После революции 1917 года основным доходом молодого Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.
Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа.
Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда его черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего следует отметить, что он выполнял и политическую функцию — по мере роста капитала и имущества ставка налога прогрессивно увеличивалась.
В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (их было около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.
Существование налогов с предприятий в этой ситуации теряло свой смысл. Налоги же с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог. Кроме этого был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям .
Смена высшего руководства страны и проведение тех или иных политических кампаний непосредственно отражались на советских налогах. Программа Н. С. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае I960 года налога с заработной платы рабочих и служащих. Предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения.
К началу реформ середины 80-х годов более 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) имели незначительный удельный вес и составляли примерно 7—8% всех поступлений бюджета.
Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. Верховный Совет РСФСР принимает Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной, юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный, бюджет.
После августовских событий 1991 года молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.
В 1990 году в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 года - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 года - Федеральная налоговая служба).
В связи с постоянным внесением поправок в налоговое законодательство налоговая система России характеризовалась как неэффективная, нестабильная и непредсказуемая вплоть до начала 2000-хгодов. По этим же причинам налоговая система стала излишне сложной, противоречивой и запутанной, содержала большое количество налогов и сборов.
В ходе налоговой реформы в 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 году - отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации. Процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 года о соответствующих налогах.
Среди мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 13, или более чем в четыре раза (в настоящее время установлено 8 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога). Кроме этого применяется 4 специальных налоговых режима.
2. Особенности организации налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с государством и органами местного самоуправления. Отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам. Позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам. Дают основание для контроля над ними. Также налоги являются средством ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.
В систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: - подоходный налог (с принятием НК РФ называется налогом на доходы физических лиц - НДФЛ);
- налог на имущество;
- налога имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Помимо этих налогов физические лица уплачивают целевые и общие с организациями налоги:
- земельный налог;
- налог с владельцев транспортных средств и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды;
- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, другие налоги).
В соответствии с НК РФ число налогов с физических лиц несколько сокращается, хотя из этого не вытекает обязательное уменьшение налогового бремени, т.е. общего размера суммы налоговых платежей. Последнее зависит от ставок и льгот по налогам, определения налоговой базы по объекту налогообложения и других факторов. В НК РФ, в частности, не упоминаются целевые налоги, подлежащие зачислению в дорожные фонды, называется лишь один - дорожный налог. Но основные налоги - НДФЛ и налог на имущество - сохранены. Переведен на уровень местного налог на наследование или дарение. Сохранены и пошлины (государственная и таможенная) и ряд сборов.
Налоги очень разнообразны по видам. Классификация позволяет упорядочить все разнообразие налогов. Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.
Прямые налоги взимаются с дохода налогоплательщика, такие как подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.
Косвенные налоги взимаются менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, которые уплачивает покупатель. Это акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными потому, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Виды налогов различаются в зависимости от характера налоговых ставок. Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, то есть размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения. В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.