Файл: Адаптация ребенка к школе ( Психологическая готовность детей)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность детей
1.1 Характеристика психологической готовности детей младшего школьного возраста
1.2 Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Глава 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального исследования
У 67% учащихся наблюдается средний уровень мотивации, внешняя мотивация с положительным отношением к школе. Внешняя мотивация ориентирована на атрибуты учебной деятельности, на роль школьника, а не на само учение.
У 13% учащихся выявлен высокий уровень мотивации учения, учебной активности.
2) 60% учащихся характеризуются средним уровнем адаптации к обучению в школе, т. е. приспособлением к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям. Видам деятельности, режиму жизни деятельности.
У 40% учащихся зафиксирован высокий уровень адаптации к обучению в школе, что свидетельствует о положительном отношении учащихся к обучению в школе, проявлении интереса к самостоятельной работе, адекватном восприятии предъявляемых требований.
В результате обследования детей со школьной дезадаптацией не выявлено.
3) Уровень развития слуховой памяти, динамика запоминания и объем кратковременной слуховой памяти испытуемого соответствует норме.
Первое восприятие списка слов было не очень эффективным (4,2), тогда как норма составляет 5 - 9 слов. По первому воспроизведению можно судить об объеме кратковременной слуховой памяти. Но второе прочтение прибавило количество воспроизведённых слов (5,8). Третье прочтение увеличивает количество воспроизводимых слов для испытуемого (7,1). В целом, график поднимается вверх очень плавно. Об этом свидетельствует и четвёртое прочтение: оно приносит очередной подъём (8,1). Оно было самым благоприятным для испытуемого, когда он мобилизовал свои силы.
Спустя 40 минут прочтение количества воспроизводимых слов уменьшилось (6,5), но не опустилось ниже нормы.
Следует обратить внимание на:
- учащихся, которые не испытывают особой симпатии к своим одноклассникам. Б. Б., П. Н., М. К., П. Е., Н. Я., Ш. Е. считают, что у них мало друзей. Необходимо помочь ребятам адаптироваться к школьной жизни и влиться в коллектив одноклассников. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условия коллективной деятельности.
- учащихся, ответивших, что «не часто рассказывают дома о школе». Это К. Д., Н. Я. Родители этих школьников должны поддерживать и развивать стремление детей к учебе, интересоваться их учебной деятельностью, беседовать с ними о школьной жизни, помогать в выполнении домашних заданий. Если не проводить работу с детьми они могут потерять интерес к учению, изменить отношение к школе с положительного на отрицательное, что в дальнейшем приведет к плохой успеваемости и трудностям в обучении.
- учащихся, которые «хотели бы, чтобы у них был менее строгий учитель». Это К. Д., Зобова К., М. К., С. Д., Н. Я., Ш. С. Психологическая адаптация ребенка к школе определяется характером отношений между ним и учителем. Учитель для младшего школьника – высший авторитет, которому на правых порах уступает даже авторитет родителей. Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к нему и его одноклассников. Общения с учителем может представлять трудность для ребенка. К началу обучения в школе в общении со взрослыми дети способны опираться на содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и смысла вопросов учителя. Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи. В противном случае дети не смогут решать задачи не в силу отсутствия умения и навыков, а по причине недоразвитости их общения с взрослыми.
- учащихся, которые ответили, что «не всегда с радостью идут в школу». Это Б. Б., И. С., П. Е.Ученики с трудом приспосабливаются к правилам, установленным в общеобразовательном учреждении, тяжко привыкают к учебной деятельности. Если не проводить работу с детьми они могут потерять интерес к учению, изменить отношение к школе с положительного на отрицательное, что в дальнейшем приводит к трудностям в обучении, плохой успеваемости.
- учащихся, которые «хотели бы, чтобы не задавали домашних заданий» (Б. Б., П. Е., С. Д.), которым «нравиться, когда отменяют какие - нибудь уроки» (А. А., К. Д., И. С., К. Р., М. К., С. Д., Ш. С.). Это подтверждает данные о том, что для учащихся не характерно преобладание познавательных мотивов учения.
Предположение о том, что уровень социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка к школе, в ходе исследования подтвердилось. У детей, которые имеют низкий уровень психологической и социальной готовности к обучению, был выявлен низкий уровень мотивации и адаптации к обучению в школе. У младших школьников с высоким уровнем социальной и психологической готовности к обучению диагностирован высокий уровень мотивации учения, а также адаптации к обучению в общеобразовательном учреждении.
Заключение
В ходе проведенной работы было установлено, что успех социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка. Социально - психологическая готовность детей к школе отражает общий уровень развития ребенка, являясь сложным структурно - системным образованием. В связи с началом обучения в школе к детям младшего школьного возраста предъявляется ряд требований и задач. Результат решения этих новых, вставших перед ними задач, имеет большое влияние на дальнейшее обучение школьника и зависит от сформированности психологической сферы ребенка и его успешной социализации в школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка, ряд психических черт и качеств, необходимых для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка, как многокомпонентное образование, состоит из мотивационной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сфер. Психологически готовыми к принятию позиции школьника можно считать детей, у которых сформирована структура мотивов направленных на обучение. Для детей семи лет мотивация получения новых знаний является сильным стимулом к обучению. На данном этапе возникает опосредованный тип мотивации – основа произвольного поведения, что является необходимым для дальнейшего обучения ребенка. Положительная направленность ребенка к обучению в школе – это важнейшая предпосылка его успешной адаптации и принятие им соответствующих школьных требований. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка младшего школьного возраста начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить поставленную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Важным компонентом в интеллектуальной сфере ребенка является развитие таких функций как внимание, память и воображение. Интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе характеризуют дифференцированность восприятия, способность к произвольной концентрации внимания, умение выделять существенные признаки предметов и явлений и устанавливать причинно - следственные связи между ними, рациональный подход к действительности, способность к логическому запоминанию, способность понимать и использовать вновь приобретенные знания, а также интерес к процессу обучения. Детям для обучения в школе необходимо уметь обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки и делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие и познавательная активность.
Под социальной адаптацией ребенка к обучению в школе понимаются адаптация в коллективе сверстников и готовность к принятию новых обязательств и правил. Потребность в уважении и признании взрослых, в общении со сверстниками формирует у ребенка потребность занять новую позицию в обществе – позицию школьника. Показателем социальной адаптации является то, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным нормам и правилам, принятым в социуме. К началу обучения в школе большинство детей начинают осознавать свое место среди других детей и взрослых, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Отношения со сверстниками, жизнь школьного коллектива, комфортные условия внутри семьи ребенка способствуют успешной социальной адаптации.
Список использованной литературы
- Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. – 2017. –№1.
- Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2015. – 272 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2015.
- Губин Б.В. Гальперин С.В., Бондарь Л.А. Начальный школьный период. - М.: МНИИПУ, 2016.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2017. – 624 с.
- Захарова А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. СПб., 2015.
- Игорь Рачков. Еженедельная методич. газета для педагогов-психологов. №19 16-22 май 2016.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2015.
- Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2017. – 544 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2016. – 368 с.
- Лютова Е.К. Манина Т.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М : Генезис, 2015.
- Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2016. – 752с.
- Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
- Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2015. – 208с.
- Новикова Е.В., Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 2015.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 2016.
- Программы психологической коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях/ Под ред. Н.О. Зиновьевой. СПб., 2017.
- Р.С. Немов. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.– 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2015 – Кн. 2.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 2016.
- Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2017. – 335 с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2015. – 397 с.
- Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия — М.: Изд-во Эксмо, 2016. — 672 с.
- Тревога и тревожность. Хрестоматия. / Сост. В.М. Асталов. – СПб., 2015.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2014. – 544 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихрев. – М., 2016. – 448 с.
Приложение 1
Методика «Оценка уровня школьной мотивации»
Вопросы из анкеты:
1. Тебе нравится в школе?
- не очень;
- нравится;
- не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома;
- бывает по - разному;
- иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома?
- не знаю;
- остался бы дома;
- пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
7. Ты часто рассказываешь родителям о школе?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель?
- точно не знаю;
- хотел бы;
- не хотел бы.
9. У тебя в школе много друзей?
- мало;
- много;
- нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.
Приложение 2
Таблица 1- Результаты исследования
№ п/п |
Ф. И. ребенка |
Уровень мотивации учения |
Уровень адаптации к обучению в школе |
Примечание |
|
1 |
А. А. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Высокий |
Отмечает, что нравится, когда отменяют уроки. |
|
2 |
Б. Б. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Отмечает, что не с радостью идет в школу, не нравиться одноклассники. Хотел бы, чтобы не задавали домашнего задания. |
|
3 |
К. Д. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Хотел бы, чтобы в школе остались только определенные предметы, чтобы был менее строгий учитель. Нравиться, когда отменяют уроки, не часто рассказывают о школе родителям. |
|
4 |
П. Н. |
Высокий. Учебная мотивация |
Высокий |
Отмечает, что не нравятся одноклассники |
|
5 |
З. К. |
Высокий. Учебная мотивация |
Высокий |
Хотела бы, чтобы был менее строгий учитель. |
|
6 |
И. С. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Нравится, когда отменяют уроки, не всегда с радостью идет в школу. |
|
7 |
К. Р. |
Низкий. Преобладание игровой мотивации |
Высокий |
Нравится, когда отменяют уроки. |
|
8 |
К. В. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Высокий |
||
9 |
М. К. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Нравится, когда отменяют уроки. Хотел бы, чтобы был менее строгий учитель. Отмечает, что не всегда с радостью идет в школу, не нравиться одноклассники. |
|
10 |
П. Е. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Хотела бы, чтобы был менее строгий учитель, не задавали домашних заданий. Отмечает, что не всегда с радостью идет в школу, не нравиться одноклассники. |
|
11 |
С. Д. |
Низкий. Преобладание игровой мотивации |
Средний |
Хотел бы, чтобы был менее строгий учитель, не задавали домашних заданий. Нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки. |
|
12 |
Ч. А. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Высокий |
||
13 |
Н. Я. |
Низкий. Преобладание игровой мотивации |
Средний |
Хотела бы, чтобы в школе остались только определенные предметы, чтобы был менее строгий учитель. Отмечает, что не часто рассказывает о школе дома, не много друзей в классе. |
|
14 |
Ш. Е. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Отмечает, что не много друзей в классе, не нравиться одноклассники. |
|
15 |
Ш. С. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Нравится, когда отменяют уроки, менее строгий учитель. |