Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1. Понятие и значение эффективности менеджмента организации
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
1.3. Социальная ответственность и организационная культура
1.4. Влияние культуры на организационную эффективность
1.5. Методы повышения эффективности менеджмента в организации
Глава 2. Характеристика стоматологической клиники ООО «Аликсма+» и анализ управления ее развитием
2.1. Общая характеристика клиники ООО «Аликсма+»
2.2. Управление качеством медицинской помощи,менеджмент медицинского персонала
2.4. Рекомендации по управлению развитием эффективности менеджмента стоматологической клиники
Введение
Для российского здравоохранения сейчас особенно актуальна проблема повышения качества медицинских услуг. В связи с этим необходимо решение управленческих, организационных и экономических проблем с целью создания правильного механизма эффективного функционирования важнейшей социальной сферы.
На данный момент, я являюсь старшим администратором стоматологической клиники «Аликсма+», находящийся по адресу г.Подольск, ул.Профсоюзная, дом 4. В течение всего периода, для написания моей курсовой работы были предоставлены познавательные, комфортные и развивающиеся условия для хорошей объективной оценки организации.
Так как, я являюсь уже сотрудником, соответственно веду основную работу с документами в электронной форме, формирование отчета платных услуг (рассчитываю стоимость услуги, по описанию компонентов из которых она складывается); проверка соответствия счетов организации, а также анализ затрат предприятия.
Деятельность выполнения заключается в руководстве людьми, направленном на достижение результата поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, то и обеспечивает реализацию целей, причем на основе правильного использования имеющихся ресурсов, она считается эффективной.
Актуальность темы работы заключается в том, что в современном бизнесе от качества менеджмента организации зависит его конкурентоспособность. Достижение и поддержание конкурентных преимуществ требует создания устойчивой и конкурентоспособной системы управления, ориентированной на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных групп: потребителей, работников, партнеров, общества в целом.
В связи с этим обьективная оценка эффективности менеджмента будет главной при стратегическом и оперативном планировании организации.
Целью курсовой работы является оценка эффективности менеджмента стоматологии «Аликсма+» и разработка мероприятий по ее повышению.
Исходя из цели, были обозначены основные задачи: рассмотреть понятие и значение эффективности менеджмента организации; рассмотреть факторы, влияющие на эффективность менеджмента; изучить социальную ответственность и организационную культуру; провести анализ показателей эффективности действующей системы управления; разработать стратегию повышения эффективности менеджмента организации. Российский бизнес растет, также увеличивается и сложность управления, перед организациями встают все более новые базовые задачи. В этой ситуации топ-менеджерам важно не растратить время на пустяки, а сосредоточиться на конкретном числе действительно важных вопросов для бизнеса. При этом важно понимать, что управление самой эффективностью - многосторонняя проблема, допускающая рациональные действия различных подходов и концепций. Задача самого руководителя, занимающегося этой эффективностью деятельности компании, состоит в том, чтобы выбрать правильный и точный подход, в наибольшей степени соответствующий всем условиям его предприятия, и вписать его в общую систему управления организацией
Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1. Понятие и значение эффективности менеджмента организации
Осуществление и улучшение управления организацией вызывают крайнюю необходимость определения результата данной деятельности. В связи с этим встает вопрос, что такое эффективность менеджмента или управления, каковы виды и принципы эффективности. Что за деятельность ни осуществлял человек, он всегда пытается выполнять рационально и эффективно. Рационализм пытается сделать поиск наиболее удобным и производительным методом выполнения работы, эффективность –самый лучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата.[1] В данном случае вопрос, насколько ваша организация экономична (цена которую пришлось заплатить за полученный результат) или выгодна, одним словом во сколько раз результат больше затрат?
Однако в большинстве главным бывает не то, во сколько раз результат больше затрат, а является ли он более ценным. Так как на сегодняшний день в условиях рыночной экономики во главу встают вопросы конкурентоспособности, то вы как руководитель организации должны заботиться о производительности компании, возрастания роли управления и общественной значимости. В связи с этим, нужно учиться оценивать уровень управления, возможности самой организации и перед вами всегда будет стоять задача выбора наиболее выгодного варианта управления. Соотношение результатов и затрат это и есть объём эффективности как управленческой категории. В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой[3]: Э = Р/З, где Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая), З - затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая). Под эффективностью менеджмента мы будем понимать, сложную многостороннюю категорию, которая отражает свойственные ей особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений. Эффективность управления, социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.[4] Эффективность можно различать как потенциальную, так и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами. Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность - это получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем. Достижение высокой эффективности менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы. Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.[17]
Главные принципы приоритетов:
-приоритеты человеческого фактора
-мотивированная деятельность, профессионализм
-принципы критических факторов
-учет фактора времени
-развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства
-основные принципы ориентирования
-управленческая деятельность включает в себя разработку цели. [3]
В чем же состоит проблематика оценки эффективности менеджмента?
В первую очередь это связано с тем, что результат может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (отдаленным).
Во-вторых, результат может принести социально-экономический, социально-психологический и социально-организационный эффект.
В-третьих, мы можем получить исключительно экономический, производственный эффект. Рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот. [20]
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
Для обеспечения эффективности менеджмента нужно учитывать все влияния на ее факторы. Это можно сделать только, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие. Что же такое фактор, по каким признакам можно классифицировать?
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: [11]
по продолжительности влияния; по характеру влияния; по степени формализации; в зависимости от масштаба влияния; по содержанию; по форме влияния. Рассмотрим подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента. По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени и которые действуют непродолжительное время.[12] По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет внутренних ресурсов, совершенствование организации труда работников и улучшение его условий, подготовка кадров. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д. По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы. В зависимости от масштаба влияния, факторы можно подразделить на:
·народно-хозяйственные;
·отраслевые;
·на уровне подразделений.[15]
По содержанию различают факторы:
·научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); ·организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина); ·экономические (система материального поощрения и материальной ответственности);
·социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения); ·технические;
·физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.
По форме влияния различают факторы прямые и косвенные. Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно. Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.[18]
1.3. Социальная ответственность и организационная культура
Характерным для менеджмента наших дней является следующее. Современное развитие менеджмента показало, что успех любой компании определяется отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды. В рамках внешней среды - социальные факторы и условия, предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые организацией. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций.[5] Все большую роль приобретают теории, которые трактуют единство составных частей производства, так тесно связанных с внешним миром. Предприятие как открытая система, которой присущ список особенностей: наличие определенного набора компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие - возникновение новых явлений, обновленных процессов. Соответственно с современными принципами менеджмента признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками организации выступает на первый план.[20] Характерным является формирование более новых отношений между организацией и работающими в ней людьми. Менеджмент направлен на человека, чтобы пробудить людей к результативным совместным действиям. Формирование сплоченной команды, где каждый четко знает свое место и дело, где правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь, - одна из задач менеджера. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешним миром. Социальная ориентация организацийпредполагает, что наряду с экономической функцией она выполняет и общественную роль. Последняя может рассматриваться в 2-х аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организаций.[13] На роль бизнеса и тенденции его социализации большое влияние оказывают изменения рынка в будущем, необходимость решать исключительно важные проблемы, связанные с занятостью, безработицей, качеством жизни, предоставлением достойной работы экономически активным категориям населения, - за все это бизнес должен взять на себя ответственность. Актуализацию проблем социальной ответственности руководители бизнес-структур объясняют вступлением стран СНГ, в том числе и Украины в новый этап общественного развития. Социальная ответственность бизнеса определяется соотношением интересов государства (общества), бизнеса (предпринимателей) и наемных работников (граждан). Бизнес должен обеспечивать нормальные условия и оплату труда, достаточную для удовлетворения потребностей. Такая точка зрения ассоциируется с теорией бизнеса Милтона Фридмана, в соответствии с которой существует единственная социальная ответственность бизнеса - использовать возможности и осуществлять деятельность, направленную на увеличение прибыли настолько, насколько это позволяют правила ведения бизнеса.[14] Другая точка зрения - бизнес не только делает рабочие места и оплачивает труд, но обеспечивает и удовлетворение социальных потребностей, таких, как подготовка рабочих кадров, повышение профессионального уровня, отдых работников и их детей, предоставление лечебно-оздоровительных услуг. Практика в плановой социалистической экономике предприятия содержали на своем балансе профтехучилища, детские сады, санатории-профилактории. Выделяются две основные составляющие концепции социальной ответственности бизнеса. Первая - это минимизация бизнес-рисков, т.е. идентификация и заполнение всех пробелов, которые существуют во взаимоотношениях компании и общества. Вторая составляющая - превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса. Таким образом, организации могут использовать свою основную деятельность для решения социально-экономических проблем, что является, на наш взгляд, социальной инновацией.[7] Если условно представить корпоративную социальную ответственность в виде пирамиды, то в основании этой пирамиды бизнес-деятельность компании с ее главными ценностями и принципами, а на макушке - взаимодействие со всеми заинтересованными в делах компании лицами. На сегодняшний день большинство украинских компаний, как показывает анализ, осознали крайнюю необходимость проведения системной социальной политики. Это стимулирует их руководителей, чтобы они делали управленческие структуры, отвечающих за реализацию социальной политики, внедрению на своих предприятиях новых социальных технологий, а также выстраиванию партнерских отношений с властями разного уровня на поле социальной политики. В благотворительные акции все последовательнее втягивается малый бизнес. Сообща с тем участие российского бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным. Это вызвано,двумя обстоятельствами. Во-первых, в бизнес-среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет параметры своей социальной деятельности. Во-вторых, социальная ответственность по своей форме и содержанию во многом зависит от того, кем и как эти требования сформулированы, и является ответом бизнеса на публичные или латентные требования властей.[16] На данный момент на Западе основными приоритетами крупных корпораций являются: экономика, экология и социальная политика предприятия. Ответственность в экономической сфере предполагает улучшение потребительских качеств услуг, в сфере экологии - поддержание в хорошем состоянии окружающей среды, внедрение новых технологий и принятие мер по ресурсосбережению; в социальной политике - развитие персонала и вклад в "человеческий капитал". В более развитых странах вопросы о социальной ориентированности перерос в вопрос о социальной ответственности предпринимателей и менеджеров. Она не может более основываться на предположении о том, что личные интересы ведут к общественному благу и что личные интересы и общее благо могут рассматриваться независимо и не имеют никакого отношения друг к другу.[5] Напротив, она требует от менеджера принятия на себя обязательств перед обществом и подчинение своих действий этическим стандартам. Он также должен сдерживать свои личные интересы и побуждения, если это идёт вразрез с общественным благом. Социальная ответственность перед потребителями включает: психологически культурное и этическое обслуживание; честное информирование покупателей об особенностях товара и предложений; безопасность и долговременность товара; предпродажное и послепродажное обслуживание; вежливую и немедленную реакцию на претензии; гарантийный ремонт или замену; долгосрочное удовлетворение потребностей покупателей (например, поставкой специальных для данного товара расходных материалов, запасных частей, периодического обслуживания, ремонта с предоставлением льгот); честную рекламу; признание прав лиц, органов и организаций, которым законодательно вменена обязанность контроля предпринимательской и управленческой деятельности.[12] Социальный вклад тот, что не только строгое соблюдение предпринимателем и менеджером законов, дейсвующих в государстве, регламентирующих экономическую деятельность и поведение, гарантии занятости, права субъектов рынка, защиту интересов потребителей, охрану окружающей среды, но и уважение решений и обращений Президента и правительства.[18] Необходимо уважение патентов и авторских прав, соблюдение сроков поставок и расчетов, полное выполнение обязательств перед сотрудничающими организациями, инвесторами, банками, а так же порядочное отношение к конкурентам. Важен вклад предпринимательства и менеджмента в утверждение нравственной атмосферы в обществе, создание здорового морально - психологического климата среди персонала предприятия и на рынке. Одно из распространенных за рубежом правил менеджмента - "никогда не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой". С глобализацией экономических связей, развитием международного рынка (круг пятый), а так же с выходом на него украинского предпринимательства и товаров приобрело социальное и экономическое значение завоевание на нём доверия, престижа. Цивилизованное предпринимательство и менеджмент могут быть плодом лишь цивилизованных людей - развитых личностей. Для этого нужно обладать чувством любви к Родине, гражданского долга, верности традициям отцов, подлинной демократичностью, проявлять озабоченность будущим народа и своих наследников и др. Проблема - в психологии предпринимателей и менеджеров. Нельзя не согласиться с мнением, что социальная ответственность предполагает нечто большее, чем трату небольшого количества времени и денег на дела общества. Это особый склад ума, образ мышления, который должен быть принят менеджерами как непременная и естественная часть их профессионального мировоззрения.[12] Исходным психологическим условием выступает принятие предпринимателем и менеджером социальной ориентированности в число главных ценностей ориентаций своей деятельности, реализация которой обеспечивается достижением удовлетворительного равновесного состояния между прибылью и социальной целесообразностью, а также исключением из своей деятельности всего, что приносит вред людям и общественным интересам. Эффективное управление требует формирования и поддержания в организации высокой культуры поведения и руководства. Сейчас культура считается фактором номер один в конкурентной борьбе. Под организационной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, выдержавших испытание временем.[9] Отношение менеджмента к организационной культуре определяется тем, сколь сильно ее влияние на подчиненных и насколько она сама управляема. Управляемость же культуры во многом зависит от ее источника. Если таковым является деятельность администрации, культура достаточно управляема и обновляется в результате смены лидеров или стратегии руководства, причем изменения более точны в молодой культуре при малом количестве субкультур.[16] Если культура возможна как результат соотношения индивидуальных культур членов организаций, их установок, форм поведения и спонтанно приспосабливается к изменениям внутри и вне организации, непосредственно управлять ею нельзя. Осуществляя процесс управления, менеджеры могут: во-первых, действовать строго в рамках культуры. В этих условиях ее прогрессивность сделает успех, но упадок приведет к падению эффективности работы, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы; во-вторых, идти "напролом", игнорируя сложившуюся культуру. Даже если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они вызовут сопротивление персонала и вряд ли будут особо успешными; в-третьих, принимать решения частично в рамках культуры, но в необходимых случаях и наперекор ей. Здесь нужно учитывать совместимость сделанных изменений и культуры и по возможности не перегибать палку; в-четвертых, предпринимать при необходимости шаги, полностью не совместимые с культурой. Это требует изменения самой культуры с учетом препятствий и трудностей на этом пути.[3] Управление организационной культурой возможно с помощью таких мер, как контроль ее состояния менеджерами; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; масштабное использование символики, обрядов, ритуалов, изменение социальных ролей членов организации, системы стимулирования.[7] Системное изменение культуры влечет за собой изменение поведения людей и может вывести организацию на новую качественную ступень.
1.4. Влияние культуры на организационную эффективность
Важным фактором в достижении эффективности организации является ее культура. С точки зрения менеджмента культура организации - это способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации. Под культурой организации понимают атмосферу или социальный климат в организации. В понятие "культура" организации входят идеи, убеждения, традиции и ценности, выражающиеся в доминирующем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, имидже организации и т.д. Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, её частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют её основу.[8] Зачастую культура является единственным предсказателем долгосрочного поведения организации, отражением её ценностей и убеждений, силы и слабости. Общая культура конкретной организации может характеризоваться одним из следующих видов культуры: техническая; административная; маркетинговая; финансовая; потребительская; ориентированная на клиента и др.[15] Выделают четыре основных типа культуры организации - культура власти, роли, задачи и личности, которые тесно связаны с соответствующей структурой. Культура власти. Она характерна для небольших предпринимательских организаций, ей присуща большая централизация. Данному типу культуры чаще соответствуют линейные структуры. Культура роли. Олицетворением её является классическая форма организации. Этот тип культуры характеризуется строгой специализацией различных подразделений (финансовое, сбыта и т.д.), определяющим влиянием правил и инструкций, задающим разделение работы, полномочия, способы связи и разрешение конфликтов (линейно-функциональные структуры). В культуре роли основной источник власти - сила положения. Культура задачи. Эта культура ориентирована на конкретный проект, программу или работу. Основной акцент в этой культуре делается на выполнение работы. Организация с такой культурой стремится достичь наибольшей эффективности, соединяя необходимые ресурсы и подходящих работников. Культура задачи рассчитывается на способность группы повысить эффективность работы и объединить, отождествить сотрудника с целями организации.[16] Культура личности. В этой культуре личность находится в центре, человек делает то, что хорошо умеет делать в рамках общей цели, и поэтому к нему прислушиваются. Этот стиль характерен для работы инновационных подразделений, венчурных (рисковых) групп. Выбор подходящей культуры и структуры организации зависит от следующих факторов: истории и формы собственности, размера организации, технологии работ, целей и задач, внешней среды и людей. Реализация любого фактора требует адаптации организации, если она стремится быть эффективной. Системное изменение культуры влечет за собой изменение поведения людей и может вывести организацию на новую качественную ступень. Выделяются три возможных способа адаптации организации: посредством обсуждения; посредством воспроизводства (предполагает децентрализацию или деление на подразделения, в которых культура и структура формируются в соответствии с различиями во внешней среде); посредством дифференциации (основывается на том, что все виды деятельности организации могут быть сгруппированы в четыре категории, каждой из которых лучше всего соответствует определенная культура: устойчивое состояние, инновационная, кризисная, руководство).[14] Суммируя все изложенное, можно сказать, что организационная культура это важный фактор в достижении эффективности организации.[11]