Файл: Правовые проблемы российского нотариата (Цифровой нотариат).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль нотариата в правовой системе России: различные подходы
1.1. Понятие, задачи, функции и признаки нотариальной деятельности
1.2. История становления нотариата
2. Значимость института нотариата в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан
Также возникает вопрос относительно того, кто будет являться заявителем при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений, когда происходит переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) на основании сделки, которая подлежит обязательному нотариальному удостоверению. В таком случае заявителем будет сам нотариус, который подписывал необходимое для внесения изменений заявление соответствующей формы и направил его в орган, занимающийся регистрацией юридических лиц. Помимо этого, именно нотариус получит документ об отказе в регистрации юридического лица, поскольку формально именно он является заявителем.
Закон № 67-ФЗ предусматривает и другие правила относительно порядка регистрации юридических лиц. Следует отметить, что этот нормативный правовой акт расширил область отношений нотариата и ФНС. Нотариус, согласно положениям указанного Закона, становится активным участником в определенных процедурах при регистрации юридических лиц. Например, он помогает составлять, передавать и вручать лицам, которые заинтересованы, документы.
Вместе с тем между ФНС и нотариатом появляются не только контрольно-надзорные отношения. Тем не менее, некоторые поправки Закона № 67-ФЗ оставляют за собой своего рода неопределенность, недопустимую для законодательства.
Вместе с тем необходимо отметить, что «нотариальное заверение» как нотариальное действие не предусмотрено законодательством (ст. 35 Основ о нотариате). Отсюда не представляется правильным употребление такого сочетания слов, как «нотариально заверенное заявление», которое присутствует в письме № ГД-4-14/52. Анализ данного документа позволяет сделать вывод, что ФНС неуместно употребляет специальную терминологию относительно совершаемого нотариального действия.
Сложившаяся в настоящее время практика совершения нотариусами действий показывает, что они не заверяют документы (такое употребление имеет место в бытовом речевом обороте), а свидетельствуют подписи заявителя под документом. Такое употребление термина полностью соответствует сущности действия и его правовым последствиям (ст. 35 Основ о нотариате).
Отсюда следует, что для урегулирования данной проблемы ФНС должна изменить содержание своего письма путем редактирования неверно употребленного понятия.
Согласно ст. 1113 ГК РФ[33] наследственное имущество принадлежит наследнику, который принял завещание, с момента открытия наследства. Необходимо отметить, что могут быть отделены один от другого момент открытия наследства и момент принятия его наследником каким-либо промежутком времени. При этом на наследника будет возлагаться бремя содержания наследственного имущества именно с момента открытия наследства и до самого его принятия.
Но следует отметить, что совершать какие-либо юридически значимые действия в отношении этого имущества наследник сможет только после принятия наследства и оформления своих прав на него (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Из всего этого можно сделать вывод о том, что наследник де-юре лишен такой возможности, как защита своего права на получение наследственного имущества, в количестве не меньшем и состоянии не худшем, чем оно было к моменту открытия наследства.
Законодательство Российской Федерации наделяет правом принятия определенных мер нотариуса, исполнителя завещания, а также должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации только в том случае, если эти лица наделены правом совершения нотариальных действий.
Принятие мер по охране и управлению наследством может напрямую исходить от одного или нескольких наследников, органа местного самоуправления, исполнителя завещания, органа опеки и попечительства, а также какого-либо другого органа, который действует в интересах сохранения наследственного имущества. Таким образом, по заявлению данных лиц, нотариус может принимать соответствующие меры (п. 2 ст. 1171 ГК РФ).
Однако, Основы о нотариате предусматривают, что соответствующие меры принимаются нотариусом «по сообщению граждан, юридических лиц, а также по своей инициативе» (ст. 64). И здесь возникает противоречие двух законодательных норм. Выходит, нотариальное законодательство позволяет нотариусу принимать меры по охране наследства по своей инициативе, а наследственное законодательство такого права и возможности нотариуса не предусматривает.
Положение законодательства, которое ограничивает право нотариальных органов по самостоятельному применению норм по охране наследственного имущества, является противоречащим как задачам нотариальной деятельности вообще, так и целям защиты прав наследников, но в части. Такие меры, как меры по охране наследства, в основном применяются в интересах наследников, которые отсутствуют в месте нахождения наследства, а зачастую наследников, которые не имеют информации об открытии наследства, также о составе наследственного имущества, и наследников, которые лишены возможности заявить ходатайство об обеспечении сохранности наследственного имущества.
Таким образом, необходимо п. 2 ст. 1171 ГК РФ дополнить абз. 3 следующего содержания: «При отсутствии заявления лиц, которые прямо указаны в законе, о принятии мер по охране наследства и управлению наследством, нотариус, который узнал о такой необходимости, как принятие данных мер, действуя в интересах сохранения наследственного имущества, обязан принять меры по собственной инициативе в защиту интересов заинтересованных лиц».
Необходимо сделать акцент на том, что в том случае, если есть исполнитель завещания, меры по охране и управлению наследственным имуществом принимаются нотариусом по согласованию с этим лицом. Однако, исполнитель завещания по законодательству, в отличие от нотариуса, имеет возможность самостоятельно принимать какие-либо необходимые меры, которые направлены на сохранение наследственного имущества и управление им (абз. 2 п. 2 ст. 1171 ГК РФ).
Следует отметить, что у нотариуса отсутствует заинтересованность в совершении такого нотариального действия, как принятие мер по охране наследственного имущества. Это объясняется тем, что за данное нотариальное действие нотариус получает несоразмерную оплату за его совершение.
Следует предусмотреть определенный четкий перечень оснований, в котором будет прописано, в каких случаях следует в обязательном порядке принять меры по охране наследства. Подобное нововведение будет способствовать исключению субъективного подхода нотариуса к совершению такого нотариального действия, как принятие мер по охране наследства.
Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом»[34] законодательно закреплены размеры вознаграждения, которые причитаются хранителю наследственного имущества и доверительному управляющему. Соответственно, если на законодательном уровне закреплен размер вознаграждения, представляется разумным на законодательном уровне закрепить обязанность нотариуса принимать меры по охране наследственного имущества в определенных случаях.
Необходимо дополнить ст. 64 Основ о нотариате абз. 2, сформулировав его следующим образом: «Нотариус обязан принять меры к охране наследственного имущества в случае, если:
- никто из наследников не вступил во владение наследственным имуществом, которое требует охраны или управления;
- нотариус обладает информацией об отсутствии некоторых лиц, которые призваны к наследованию, в месте нахождения наследственного имущества, которое требует охраны или управления;
- наследник является гражданином, который не обладает дееспособностью в полном объеме, а также в случае, если его опекун не вступил во владение наследственным имуществом, которое требует охраны или управления».
ГК РФ наделяет нотариуса только правом на запрос у кредитных организаций и юридических лиц о том, какое имущество наследодателя находится у таких организаций (п. 3 ст. 1171 ГК РФ), при этом регламентируются основные условия проведения описи наследственного имущества, передачи наследственного имущества на хранение, а также в доверительное управление. В то же время происходит установление того, что порядок охраны наследства и управления им определяется законодательством о нотариате (п. 6 ст. 1171 ГК РФ).
Таким образом, осуществление нотариусом действий по принятию мер к охране наследства носит не только охранительный, но также в большей степени и правозащитный характер. Осуществляя сохранение имущества в его неизменном виде, нотариус во многом содействует реальному, беспрепятственному осуществлению прав на него правопреемниками наследодателя.
2.2. Цифровой нотариат
На сегодняшний день практически все организации и ведомства переходят на электронный документооборот. Для этого есть все причины, так как в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»[35] в качестве одного из приоритетных направлений предусмотрен сценарий развития информационного общества в России. В частности, п. 51 отмечается, что цифровая экономика оказывает существенное влияние на темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[36].
Если вернуться к термину «электронный документооборот (документооборот)», то рассматриваемое понятие раскрывается как последовательность транзакций по обмену документами между участниками документооборота, обеспечивающая некоторый регламентированный процесс по обмену документами[37]. В качестве примера можно привести документооборот по представлению налоговых деклараций.
Особенность электронного документооборота состоит в том, что электронные документы подписываются электронной подписью. Документ, подписанный цифровой подписью, приравнивается по своему значению к документу на бумажном носителе при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[38].
Более точное определение термина «электронный документ» дано в абз. 2 п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ[39] (далее - ГК РФ). Из содержания приведенной нормы следует, что под электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.
В качестве одного из признаков электронного документа П.С. Долгополов называет заверение информации электронной цифровой подписью. И еще добавляет такие признаки, как электронная форма и соблюдение требований документирования информации.
Кроме того, в научной литературе обсуждается тема о применении электронных документов в трудовых спорах[40], в гражданских правоотношениях[41], а также о возникновении проблем в процессе применения электронных документов в деятельности судов[42].
Конечно, в свете заявленной государственной политики цифровизации в различных сферах общественной жизни развитие электронных технологий затронуло и сферу нотариальных услуг.
Применение электронных технологий в сфере оказания нотариальных услуг поможет решить ряд задач. Но необходимо отметить, что использование электронных технологий не отменяет вопрос идентификации лица, сформировавшего электронный документ, и требований к наличию реквизитов у официальных документов. Также безусловным является и то, что для получения нотариальных услуг у нотариуса не должно возникнуть никаких сомнений в отношении лица, обратившегося за услугой с использованием современных технологий, и по поводу подлинности предъявляемых документов данным лицом.
Прежде всего, сказанное касается нотариальных услуг, оказываемых в удаленном формате, т.е. дистанционно. О том, что Федеральная нотариальная палата направила в Министерство юстиции России список нотариальных действий, которые предлагается проводить в удаленном формате с использованием сети Интернет, рассказал в интервью Российской газете президент Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсик. Он отметил, что в скором будущем в режиме онлайн граждане смогут получать следующие услуги:
- свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
- передача в депозит нотариуса денежных средств;
- хранение документов;
- совершение исполнительной надписи;
- обеспечение доказательств, в том числе в Интернете;
- удостоверение времени предъявления электронных документов.
Со слов руководителя Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсика, за год нотариусами России было совершено более 20 тыс. обеспечений доказательств в Интернете, в том числе зафиксированы факты оскорблений.
Законопроект, предполагающий использование удаленного формата для отдельных видов нотариальных действий, планируется вынести на рассмотрение в Государственную Думу до конца первого квартала 2019 г.