Файл: Правовые проблемы российского нотариата (Цифровой нотариат).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль нотариата в правовой системе России: различные подходы
1.1. Понятие, задачи, функции и признаки нотариальной деятельности
1.2. История становления нотариата
2. Значимость института нотариата в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан
В чем особенность перечисленных действий? Их отличительной особенностью является то, что в ходе оказания услуг в удаленном формате закон не обязывает нотариуса устанавливать волю заявителя, в отличие, например, от действий, направленных на удостоверение сделок. Например, как того требует ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1)[43] (далее - Основы законодательства о нотариате). Согласно названной норме нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.
Стоит отметить, что проверка нотариусом соответствия воли и волеизъявления лица, заключающего сделку, является принципиально важным моментом. Именно воле, согласно ст. 154 ГК РФ, придается особое значение для признания сделки действительной.
Без сомнения можно отметить перспективы оказания услуг в удаленном формате, но в то же время у нас возникают вопросы. Каким будет порядок обеспечения тайны совершения нотариальных действий дистанционным способом? Каким образом граждане, которые пожелали получить услугу дистанционно, будут идентифицированы нотариусом? Какой будет стоимость услуг, оказываемых дистанционно? Предполагаем, что стоимость услуг, оказываемых в удаленном доступе, должна быть меньше, чем если бы гражданин обратился к нотариусу лично. Каков порядок оплаты услуг, оказываемых в удаленном формате? Какую комиссию установят банки за переводы денежных средств, за оказание такого рода услуг? Представляется, что мы скоро получим ответы и на эти вопросы.
Далее несколько слов о тех положениях, которые уже закреплены законодательно относительно оказания услуг в электронной форме.
Прежде всего, отметим, что на сегодняшний день популярностью у граждан пользуются такие услуги, как возможность удостоверения электронного документа или перевода документов из бумажной формы в электронную и обратно с сохранением их юридической силы. Также нотариусы переводят в электронную форму доверенности, согласия и другие документы. Но с той лишь разницей, что необходимо посещение нотариуса. Конечно, благодаря использованию сети Интернет нотариус оперативно может переслать электронный документ в другой город. Важность такой услуги нельзя не оценить, так как удобства очевидны. Например, такая необходимость возникает, когда надо очень быстро оформить и переслать доверенность на участие в судебном процессе лицу, живущему в другом регионе (районе, городе и т.п.).
Если опираться на действующее законодательство, то ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате предусматривает совершение нотариальных действий в электронной форме. По просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме.
Под электронной формой, согласно п. 200 Приказа Минюста России от 16 апреля 2014 г. № 78 (ред. от 17.04.2018) «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (далее - Правила нотариального делопроизводства)[44], понимается электронный документ, исходящий от нотариуса, который должен быть оформлен в соответствии с Правилами нотариального делопроизводства и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением собственноручной подписи нотариуса и оттиска печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Переход на электронный документооборот не отменяет требования к наличию реквизитов на документах.
Кроме того, все электронные документы, исходящие от нотариуса, должны быть оформлены в соответствии с правилами, установленными для направления запросов в государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, а также в единую информационную систему нотариата.
Серьезные требования предъявляются и к подтверждению электронных документов, создаваемых нотариусом и исходящих от нотариуса. Чтобы документы в электронной форме приобрели статус юридически значимых, они должны подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
По действующим правилам, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью.
Установлены также требования к формату нотариально оформляемого электронного документа. Например, если речь идет об электронном документе, то такой документ должен быть изготовлен нотариусом в виде XML-файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER).
Согласно п. 2 Приказа Минюста России от 29 июня 2015 г. № 155 «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа»[45] файл XML должен соответствовать установленному формату - XML-схеме, который размещен по адресу, указанному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата, - www.notariat.ru. В случае изменения формата - XML-схемы - новый формат подлежит размещению на официальном сайте оператора единой информационной системы за один месяц до его введения.
Если речь идет об электронном образе документа на бумажном носителе, то такой документ формируется в виде одного файла изображения в формате PDF. Сканирование нотариально оформленного документа должно производиться с разрешением 200 dpi (точек на дюйм) в оттенках серого, глубина цвета 8 бит на пиксель. Если электронный образ документа содержит удостоверительную надпись, то такой документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER).
Немаловажным является вопрос о надлежащем хранении документов, составленных в электронной форме. Стоит согласиться с мнением С. Сидоркиной о том, что программы учета документов должны обеспечивать надежное хранение документов в электронной форме в виде записей в базе данных[46]. От надлежащей охраны зависит обеспечение сохранности нотариальной тайны. Ведь, согласно абз. 2 ст. 5 Основ законодательства о нотариате, даже нотариусу после сложения полномочий или увольнения запрещено разглашать сведения, оглашать документы, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий.
В заключение хотелось бы заострить внимание на следующем. Если переход к электронному документообороту уже практически состоялся, то предполагает ли это возможность отказа от составления нотариусами документов на бумажном носителе?
На сегодняшний день, согласно положениям главы XX.2 Основ законодательства о нотариате, предусмотрено удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе (ст. 103.8) и удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу (ст. 103.9). Четких законодательно установленных правил, предусматривающих право граждан отказаться от составления документов на бумажном носителе, не предусмотрено. По действующим правилам гражданин, обратившись к нотариусу, оплачивает сначала услугу по составлению документа на бумажном носителе, а его желание перевести этот документ в электронную форму также будет оплачиваться, что является обременительным как в денежном выражении, так и минутами, проведенными в нотариальной конторе.
Возможность предоставления гражданину, конечно, по его просьбе, документа в электронной форме, минуя бумажный аналог, помогла бы снять ряд вопросов. Например, юридическая сила электронному документу будет придана с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи нотариуса, а наличие у гражданина личной усиленной квалифицированной электронной подписи утратит актуальность в рассматриваемом случае.
Безусловно, переход на оказание нотариальных услуг в удаленном формате открывает широкие возможности. Например, отпадет необходимость возмещения нотариусу фактических транспортных расходов при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы, а также гражданам не придется нести расходы, связанные с поездкой к нотариусу, появится доступ к услугам нотариуса жителей отдаленных районов и т.д. Наверное, не стоит ждать в ближайшем будущем перевода в электронную форму всех нотариальных услуг. Но даже возможность предоставления тех видов услуг, которые не требуют от нотариуса установления воли заявителя, можно назвать частичной реализацией Указа Президента РФ № 203.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указанные в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате цели (задачи) и средства нотариата осуществляются в строгом соответствии с требованиями законодательства и под контролем государства.
Высшая цель, или, иначе говоря, сверхзадача нотариата сконцентрирована и сформулирована в одной из заповедей латинского нотариата: «Миссия нотариуса - предупреждать споры между людьми».
По статистике, наиболее простые услуги нотариуса, такие как удостоверение копий или свидетельствование подлинности подписи, постепенно уходят в прошлое, уступая место более сложным, трудоемким и ответственным нотариальным действиям, связанным с защитой права собственности, регулированием корпоративных правоотношений и др. В Федеральной нотариальной палате (ФНП) находят этой тенденции вполне логичные объяснения.
За последние 25 лет российский нотариат претерпел целый ряд кардинальных изменений, главным результатом которых стала высокая эффективность работы нотариусов по защите прав и законных интересов граждан и бизнеса. Этой цели отвечает и современный этап в деятельности института нотариата в России во главе с ФНП.
Современная стратегия развития нотариата включает в себя обширный перечень задач, охватывающий как традиционные сферы компетенции нотариусов (например, обслуживание и оформление сделок рынка недвижимости), так и новые направления работы, призванные обеспечить стабильность гражданского оборота в эпоху цифровой экономики и тотальной информатизации. Нормативно это верно, если стратегические задачи развития нотариата на ближайшие пять лет были закреплены еще в конце прошлого года принятием отдельного документа - Приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты на 2019 - 2023 годы (утверждены в ходе ежегодного Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (Протокол от 30.10.2018 № 39)).
Так, анализ данных об оспаривании сделок с недвижимостью и уголовных делах, связанных с этими сделками, показывает: полноценная защита права собственности и безопасный стабильный гражданский оборот невозможны без участия нотариуса в таких сделках. Это утверждение верно в отношении как минимум сделок с жилыми помещениями, стороной которых выступает гражданин.
Нотариальное удостоверение сделки - сложная многоэтапная процедура, где принципиально важен каждый шаг нотариуса от проверки представленных документов до личной беседы со всеми сторонами сделки. Однако роль именно очной встречи нотариуса с продавцом и покупателем недвижимости часто недооценивается. Между тем в ходе такой беседы нотариус проверяет соответствие воли и волеизъявления сторон, осознанность и добровольность их действий, а также в деталях разъясняет правовую суть и последствия заключаемого договора.
Отсутствие подобного разъяснительного этапа при оформлении сделки в простой письменной форме создает риск недействительности сделки, больших финансовых потерь ее участников и недостоверности государственных реестров.
Напротив, нотариально удостоверенный акт имеет повышенную доказательную силу, и оспорить его в отличие от договора в простой письменной форме крайне сложно (ст. 61 ГПК, ст. 69 АПК РФ).
Другой важный аргумент в пользу нотариального удостоверения сделок с жильем граждан - полная имущественная ответственность нотариуса за результат своей работы. Ответственность нотариуса застрахована троекратно (ст. 17 и след. Основ законодательства РФ о нотариате). Это уникальная гарантия, предоставляемая каждым российским нотариусом и отличающая его от любого другого участника рынка недвижимости и удостоверения прав на объекты недвижимости (риелтора, регистратора и т.д.).
Важная задача нотариата на современном этапе - внедрение цифровых технологий в работу нотариуса и их дальнейшее использование на постоянной основе. Сегодня нотариальные конторы выступают полноценными фронт-офисами налоговых и регистрационных органов.
Работа по принципу одного окна позволяет нотариусам самим направлять и получать необходимые для совершения сделок с недвижимостью сведения, а также получать готовые документы из профильных ведомств в максимально короткие сроки. Кроме того, каждый российский нотариус обладает усиленной квалифицированной цифровой подписью и может предоставлять гражданам и бизнесу услуги, основанные на работе с электронными документами. Ежедневно тысячи россиян пользуются публичными онлайн-сервисами ФНП. Благодаря этому они не только оперативно получают необходимые юридические сведения, но и, что особенно важно, обеспечивают себе и своему имуществу дополнительную правовую защиту. Все меры по усилению гарантий прав участников оборота реализуются исключительно за счет собственных средств нотариальной корпорации.