Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия на примере ООО «АККАУНТ- ГРУПП».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы учета наличных денежных средств в кассе
1.1. Нормативное регулирование учета денежных средств
1.2. Учет и документальное оформление денежных средств в кассе
1.3. Инвентаризация наличных денежных средств
2. Практические аспекты учета наличных денежных средств в кассе (на примере ООО «АККАУНТ-ГРУПП»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Учет операций с наличными денежными средствами в ООО «АККАУНТ-ГРУПП»
3. Совершенствование учета наличных денежных средств в ООО «АККАУНТ-ГРУПП»
3.1. Рекомендации по учету наличных денежных средств в ООО «АККАУНТ-ГРУПП»
- 50-2 «Операционная касса» - используется в кассах билетных касс, вокзальных касс, в отделениях связи.
- 50-3 «Денежные документы» - учет оплаченных талонов на питание, ГСМ, путевки для работников, марки и т.п.
По дебету 50 «Касса» [11] счета формируются суммы наличности, поступившие в кассу организации.
Основные проводки по кассе представлены следующим образом:
Д-т 50 «Касса» К-т 50 «Касса» - перемещение денежных активов между кассами (если предусмотрено несколько касс);
Д-т 50 «Касса» К-т 51 «Расчетные счета» - поступление денег из банка;
Д-т 50 «Касса» К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - поступление оставшихся сумм у подотчетных лиц;
Д-т 50 «Касса» К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») - прочие расчеты, в том числе и с работниками организации;
Д-т 50 «Касса» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - покупатель рассчитался наличностью [13, c. 112];
Д-т 50 «Касса» К-т 75 «Расчеты с учредителями» - увеличение уставного капитала за счет взноса учредителей наличными;
Д-т 50 «Касса» К-т 91 «Прочие доходы и расходы» - продажа прочих активов предприятия за наличный расчет, отражение курсовых разниц.
Выбытие денежных средств фиксируется расходным кассовым ордером.
При уменьшении наличности в кассе возможны следующие проводки с использованием кредита счета 50 «Касса»:
Д-т 51 «Расчетные счета» К-т 50 «Касса» - поступление денег из кассы на счет в банке;
Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 50 «Касса» - работникам выдана заработная плата;
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» К-т 50 «Касса» - займы сотрудникам;
Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» К-т 50 «Касса» - получение денег подотчетными лицами [18];
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т 50 «Касса» - прочие выплаты из кассы;
Д-т 75 «Расчеты с учредителями» К-т 50 «Касса» [11] - выплата дохода учредителям;
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 50 «Касса» - отражение разниц курсов валют [13, c. 112];
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К-т 50 «Касса» - отражение недостачи в кассе.
Все организации, которые для осуществления деятельности используют наличные средства в кассе, обязаны:
- во-первых, обеспечить верное отражение в системе бухгалтерского учета операций по движению наличности в кассе;
- во-вторых, обязательно соблюдать требования законодательства Российской Федерации и кассовую дисциплину;
- в-третьих, соблюдать точность и правильность оформления кассовых документов [18].
Если эти требования не будут исполнены, или будут исполнены в неполном объеме, то нарушившие их организации могут привлечь к ответственности. Поэтому большое внимание уделяют заполнению кассовых документов.
Субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность не только за правильность оформления кассовых документов, но и за полноту оприходования наличности.
Срок давности нарушения по кассовым операциям невелик и составляет всего лишь 2 месяца.
К административной ответственности налоговая инспекция вправе привлечь нарушителей при обнаружении ошибок.
Согласно п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ величина штрафа для организаций может достигать 50000 рублей.
Для ИП и руководителей по той же статье штрафные выплаты составят 4000-5000 рублей.
Составляет и заполняет кассовые документы сотрудник, на которого возложена данная обязанность. Это может быть бухгалтер, главный бухгалтер, кассир. Если в штате нет бухгалтерских работников, этим занимается сам руководитель или ИП.
Кассовые документы, заполненные в электронном варианте, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63 – ФЗ [5].
Все кассовые документы должны храниться в кассе организации [18].
Основным регистром по кассовым операциям является журнал-ордер и ведомость № 1.
Поступление и выбытие денежных документов отражаются проводками:
Д - т 50-3 «Денежные документы» К - т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ...) - получены (приобретены) денежные документы;
Д - т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 91-2 «Прочие расходы» ...) К - т 50-3 «Денежные документы» – выданы денежные документы сотруднику (под отчет) или списаны на расходы [20].
Все хозяйственные операции должны быть оформлены первичными документами. Например, это может быть ведомость (книга) учета движения денежных документов.
Таким образом, рассмотрели учет и документальное оформление денежных средств в кассе и переходим к инвентаризации наличных денежных средств.
1.3. Инвентаризация наличных денежных средств
Порядок инвентаризации кассы организация устанавливает самостоятельно.
Но есть случаи, когда инвентаризация кассы является обязательной:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации [21].
Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» приказ Минфина России от 13.06.1995 года № 49 [13].
Руководитель организации устанавливает порядок проведения инвентаризации в соответствии с действующим законодательством.
В организации должна быть создана инвентаризационная комиссия, состав которой руководитель организации утверждает в приказе о проведении инвентаризации по форме ИНВ – 22 [14]. В инвентаризационную комиссию следует включить руководство организации, бухгалтера, специалистов и так далее.
Недопустимо отсутствие хотя бы одного члена комиссии - только при стопроцентной явке всех участников инвентаризации процедура считается состоявшейся.
Помимо состава комиссии, в ИНВ-22 регистрируются сроки проведения инвентаризации, причины и объекты проверки.
После утверждения приказа руководитель организации вручает его инвентаризационной комиссии.
В приказе конкретизируется порядок, какие объекты подлежат проверке, сроки проведения инвентаризации, причина по которой она проводится, состав комиссии и иные сведения.
В ходе инвентаризации должны быть проверены:
- наличные денежные средства;
- денежные документы (почтовые марки, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, авиа- и железнодорожные билеты, карты оплаты услуг связи, топливные карты и др.);
- бланки ценных бумаг;
- бланки документов строгой отчетности [21].
После полного полистного пересчета денежной наличности результат сверяется с данными учета по кассовой книге.
Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств и денежных документов, находящихся в кассе организации, составляется акт инвентаризации наличных денежных средств (может применяться форма № ИНВ-15) [14].
Фактическое наличие бланков ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам [13, п. 3.41].
Результаты инвентаризации бланков ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности отражаются в инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ИНВ-16) [14].
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит в месяце, в котором закончилась инвентаризация [22].
Результаты инвентаризации за год указываются в годовом бухгалтерском отчете [13, п. 5.5].
Если выявлены излишки, то формируется следующие проводки:
Д-т 50 субсчет «Касса организации» К-т 90 субсчет «Выручка» - отражена выручка;
Д-т 50 субсчет «Касса организации» К-т 91 субсчет «Прочие доходы» - признан прочий доход в виде излишка наличных в кассе.
Если выявлена недостача, то формируются следующие проводки:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К-т 50 «Касса» - отражена недостача наличных;
Д-т 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 94 - отражена сумма недостачи, которая будет взыскана с материально ответственного работника [22];
Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» [11] - удержана сумма ущерба из зарплаты кассира.
Таким образом, рассмотрели инвентаризацию наличных денежных средств.
Таким образом, в 1 главе рассмотрели теоретические основы учета наличных денежных средств в кассе.
2. Практические аспекты учета наличных денежных средств в кассе (на примере ООО «АККАУНТ-ГРУПП»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «АККАУНТ-ГРУПП».
Краткое наименование организации: ООО «АККАУНТ-ГРУПП».
ИНН: 7724946162
КПП: 772101001
ОГРН: 5147746412699.
Дата регистрации: 26.11.2014
Основной вид деятельности: ведение бухгалтерского учета.
Уставной капитал: 50 000 руб.
Руководитель: Корческул Е.В.
Рассмотрим баланс общества и сделаем его анализ деятельности за 2015-2017 годы. Баланс ООО «АККАУНТ-ГРУПП» на 31.12.2017 имеет следующий вид, представленный в таблице 3:
Таблица 3
Баланс ООО «АККАУНТ-ГРУПП» на 31.12.2017 год, тыс. руб.
Наименование показателя |
На 31.12.2017 |
На 31.12.2016 |
На 31.12.2015 |
Основные средства |
174 |
122 |
88 |
Запасы |
12 |
8 |
1 |
Дебиторская задолженность |
2 |
5 |
1 |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
16 |
20 |
2 |
БАЛАНС |
204 |
155 |
92 |
Уставный капитал |
50 |
50 |
50 |
Нераспределенная прибыль |
134 |
78 |
31 |
Кредиторская задолженность |
20 |
27 |
11 |
БАЛАНС |
204 |
155 |
92 |
В данном случае мы имеем дело с развивающейся организацией: так как если сравнивать валюту баланса видно, что ежегодно она растет.
В структуре активов увеличилась стоимость основных средств.
Увеличение стоимости основных средств говорит о том, что общество вкладывает средства в развитие своего производственного потенциала [15, c. 201].
Снизилась кредиторская задолженность и при этом ООО «АККАУНТ-ГРУПП» не имеет привлеченных долгосрочных заемных средств.
Проведем более подробный анализ - горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса.
При помощи горизонтального анализа, представленного в таблице 4, сравним показатели бухгалтерского баланса по отчетным датам.
Используем данные на начало и конец отчетного периода:
Таблица 4
Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса, тыс. руб.
Статья баланса |
На 31.12.2017 |
На 31.12.2016 |
Отклонение (+,-) |
|
Сумма |
% |
|||
Динамика имущества |
||||
В том числе: внеоборотные (ОС) |
174 |
122 |
+52 |
+43 |
оборотные |
30 |
33 |
–3 |
–9 |
Запасы |
12 |
8 |
+4 |
+50 |
Дебиторская задолженность |
2 |
5 |
-3 |
–49 |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
16 |
20 |
-4 |
–20 |
Динамика капитала |
||||
В том числе: собственный капитал |
184 |
138 |
+46 |
+33,33 |
Уставный капитал |
50 |
50 |
– |
– |
Нераспределенная прибыль |
134 |
78 |
+56) |
71,79 |
заемный капитал |
20 |
27 |
–7 |
–25,93 |
Источники средств в расчетах (кредиторская задолженность) |
20 |
27 |
–7 |
–25,93 |