Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом («Твоя Книга»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧСЕКАЯ ЧАСТЬ. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ
1.1. Понятие мотивации. Взаимосвязь понятий: потребности, мотивы, стимулы
1.2. Процессуальные теории мотивации
2. Аналитическая часть (на примере «Твоя Книга»)
3.1. Предложения по совершенствованию мотивации в iBooks, г. Нижний Новгород
Источник: Составлено автором на основе данных управленческого учета «Твоя Книга», 2019 г.
Образовательная структура персонала предприятия представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Образовательная структура персонала предприятия
Группы персонала по уровню образования |
Среднесписочная численность персонала |
Удельный вес в общей численности |
||
2019 |
2018 |
2019 |
2018 |
|
Начальное |
- |
- |
||
Неполное |
- |
- |
||
Среднее |
23 |
25 |
48% |
47 % |
Незаконченное высшее |
8 |
13 |
15% |
16% |
Высшее |
17 |
15 |
37% |
37% |
Кандидат или доктор наук |
- |
- |
Источник: Составлено автором на основе данных управленческого учета «Твоя Книга», 2019 г.
Преобладающее количество сотрудников предприятия (63%) имеют незаконченное высшее и среднее образование. Люди со средним образованиям трудятся на производстве, составляют основу технического персонала. Обладатели высшего образования работают в администрации предприятия, занимают руководящие посты. Структура персонала по продолжительности работы на предприятии представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Структура персонала по продолжительности работы на предприятии
Группы персонала по стажу работы |
Среднесписочная численность персонала |
Удельный вес персонала в общей численности |
||
Год |
2019 |
2018 |
2019 |
2018 |
До 1 года |
20 |
26 |
48% |
50% |
1-3 |
15 |
22 |
43% |
45%% |
3-5 |
3 |
4 |
5% |
3% |
5-7 лет. |
2 |
2 |
4% |
2% |
Источник: Составлено автором на основе данных управленческого учета «Твоя Книга», 2019 г.
Основная масса сотрудников трудится на предприятии менее 1 года. Это объясняется прежде всего тем, что на предприятии очень высок уровень текучести кадров, вследствие чего происходит постоянная смена персонала. Анализ причин текучести кадров на предприятии содержится в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Анализ причин текучести кадров на предприятии
Причины увольнений |
Абсолютная текучесть кадров |
Удельный вес, % |
||
2019 |
2018 |
2019 |
2018 |
|
Плохие условия труда |
15 |
22 |
50% |
56% |
Неинтересная работа |
5 |
3 |
17% |
9% |
Отсутствие перспектив роста |
3 |
5 |
8% |
18% |
Неудовлетворительная компенсация |
10 |
8 |
16% |
14% |
Переезд в другое место |
5 |
1 |
17% |
3% |
Прочее |
- |
- |
- |
- |
Источник: Составлено автором на основе данных управленческого учета «Твоя Книга», 2019 г.
Причина увольнений в большинстве случаев – неудовлетворительные условия труда и низкая заработная палата.
Рассмотрим показатели эффективности использования фонда оплаты труда в «Твоя Книга» (таблица 2.5).
Таблица 2.5.
Показатели эффективности использования фонда оплаты труда, тыс. руб.
Показатель |
2019 |
2018 |
Отклонения |
||
план |
факт |
от плана |
от 2019 г. |
||
Объем продукции |
12417, 94 |
15000, 00 |
14410, 94 |
-589, 06 |
1993, 00 |
ФОТ |
3180, 000 |
3500, 000 |
3456, 000 |
-44, 000 |
276, 000 |
Валовая прибыль |
103132, 3 |
120000, 0 |
104778, 2 |
-152218 |
1645, 9 |
Чистая прибыль |
202929 |
300000 |
66236 |
-233764 |
-136693 |
Производство продукции на 1 р. з/п |
0.390501 |
0.428571 |
0.416983 |
-0.01159 |
0.026482 |
Сумма валовой прибыли на 1р. з/п |
0.324315 |
0.342857 |
0.727074 |
0.384217 |
0.402759 |
Сумма чистой прибыли на 1р. з/п |
0.63814 |
0.85714 |
0.19166 |
-0.6655 |
-0.4465 |
Источник: Составлено автором на основе данных управленческого учета «Твоя Книга», 2019 г.
Очевидно, что компания показывает низкие цифры по производительности труда.
2.2. Анализ системы мотивации
Главной особенностью системы организации управления мотивацией в «Твоя Книга» стал уход от управления по бизнес-процессам к управлению по целям.
Подготовительный этап длился с 01.07.2018 по 01.09.2018. Главной проблемой на этом этапе стал подбор высококвалифицированных менеджеров, способных после обучения провести работу по внедрению целевого управления на предприятии. В результате подбора, обучения и адаптации кадров к новой системе управления были заменены 15% менеджеров.
Требования, предъявляемые к персоналу «Твоя Книга» в рамках целевого подхода[18]:
- наличие «внутреннего локуса» контроля;
- ответственность;
- обучаемость;
- клиентоориентированный подход к работе;
- готовность принять нововведения.
Параллельно с этой работой велось накопление статистики по контрольным показателям:
- доля рынка;
- размер прибыли предприятия;
- количество постоянных клиентов;
- количество привлеченных клиентов;
- формирование брэнда «Из рук в руки».
Статистика была необходима для разработки критериев оценки работы сотрудников предприятия, а также для расстановки значения каждой цели.
Вторым этапом стала разработка новых должностных инструкций, состоящих из совокупности целей для каждого работника и карты новых стандартов предприятия.
Цели были разработаны по результатам проведенного аудита (Приложение 3). Их выработка и построение напоминают «Древо целей», которое на сегодняшний день является классикой менеджмента.
Цели первого уровня - это цели директора предприятия. Он в первую очередь несет ответственность перед своими учредителями за уровень прибыли предприятия, рост доли рынка, за рост доходов учредителей и уровень капитализации фирмы. Отсюда - его цели на 2019 год:
- Удержание позиций лидера рынка.
- Увеличение прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении после уплаты всех налогов - не менее, чем на 15%.
- Рост узнаваемости марки (эта цель непосредственно примыкает к цели №1).
- Рост стоимости предприятия.
Для того, чтобы определить важность каждой цели, способы измерения и оценки проделанной работы, было решено придать каждой цели вес (измеряемый в процентном отношении). Сумма всех целей составила 100%. Поэтому матрица целей директора предприятия приобрела следующий вид (Табл. 2.6.).
На основе данной матрицы целей были построены матрицы целей коммерческого директора и финансового директора, а также - рядовых менеджеров (по работе с клиентами, рекламных агентов и т.д.). Карта стандартов директора предприятия, которая является документом, регламентирующим организационное поведение на данной должности построена в четком соответствии с определенными целями. Карта стандартов (Табл. 2.7.) - это своего рода должностная инструкция или описание должности.
Таблица 2.6.
Матрица целей руководителя предприятия
Наименование цели |
Ее вес |
Плановый показатель |
Удержание позиций лидера рынка |
40% |
45% - доля рынка |
Увеличение прибыли предприятия |
30% |
7000 000 руб. |
Рост узнаваемости марки |
10% |
85% |
Рост стоимости предприятия |
20% |
на 20% |
Источник: Составлено автором на основе данных управленческого учета «Твоя Книга», 2019 г.
Таблица 27.
Карта стандартов директора предприятия
Зона ответственности (соответствует поставленной цели) |
||||
1. Удержание позиций лидера рынка |
1.1. Контроль за положением фирмы на рынке |
1.2. Расширение возможностей фирмы в области предоставления услуг |
1.3. Разработка новых полиграфических продуктов |
|
2. Увеличение прибыли предприятия |
2.1. Снижение издержек |
2.2. Увеличение объемов продаж |
2.3. Поиск новых клиентов |
|
3. Рост узнаваемости марки |
3.1. Проведение ПР-мероприятия |
3.2. SALES -Промоушн |
3.3. Развитие брэнда |
|
4. Рост стоимости предприятия |
4.1. Подготовка и переподготовка кадров |
4.2. Применение новых технологий производства, разработка новых технологий производства |
4.3. Применение современных технологий в управлении |
Источник: Составлено автором на основе данных управленческого учета «Твоя Книга», 2019 г.
Стандарты - это перечень действий, которые совершаются работником изо дня в день, из месяца в месяц и редко меняются (только при изменении целей компании).
Рассмотренные выше матрица целей и карты стандартов являются первыми и основными документами, на основе которых и разрабатывались пакеты документации по введению целевого управления в «Твоя Книга». 6 месяцев применения новой технологии управления принесли организации основное конкурентное преимущество - рост управляемости организации, согласованность целей всех работников предприятия, снижение издержек предприятия на внутреннюю организацию работы. Все это отразилось на достижении предприятием его основной цели деятельности – получения прибыли.
Рассмотренные показатели позволяют сделать вывод о необходимости анализа особенностей работы с персоналом «Твоя Книга» и проблематики, связанной с мотивацией работников предприятия.
Кроме анализа документов и личных наблюдений в целях выявления предпочтений был проведен опрос (анкетирование) 47,2% работников организации (Приложение 4).
Итак, при определении, чем же руководствуются работники «Твоя Книга» при выполнении служебных обязанностей, были получены следующие ответы (Табл. 2.5.).
Таблица 2.5.
№№ |
Вариант ответа |
Количество, % |
Указаниями непосредственного руководителя и частично должностными обязанностями; |
64, 5 |
|
Личной ответственностью за порученное дело; |
22, 5 |
|
Картой стандартов (аналог должностной инструкции) |
98, 1 |
|
Интересами своей организации; |
23, 6 |
|
Только указаниями начальника; |
10,6 |
Вопрос о стремлении к служебному росту выявил такую особенность коллектива, как 70%-ное стремление к повышению по службе. К тем, кто не стремится к карьере относятся, как правило, работники отдела продаж. Это объясняется тем, что менеджер по продажам зачастую имеет заработную плату выше, чем руководитель отдела продаж и коммерческий директор.
Среди тех, кто признался в стремлении к служебному росту, в качестве мотивирующих факторов назвали рост заработной платы (85%), надежду на более серьезные деловые связи (35%), перспективы дальнейшего профессионального роста (27%).
При анализе ценностных предпочтений при выборе работы лидирующим опять стала возможность большого заработка (93%), хорошие условия труда (84%), престиж трудовой деятельности (32%), карьерные перспективы (31%), хороший коллектив (27%), возможность повышать квалификацию (25%).
Очевидно, что лидирующим фактором остается заработок, либо его возможность. На втором месте находятся социально-психологические и организационные факторы – хороший коллектив, престиж, квалификация.
При определении предпочтений в методах мотивации к труду 97% респондентов предпочли либо повышение заработной платы, либо зависимость (98%) заработной платы от качества работы. Далее идут возможность обучения и возможность карьерного роста. Примечательно, что об угрозе сокращения не сказал ни один работник.
Сложная система оплаты труда, которая учитывает не только собственно трудовые показатели, но и степень участия работника в неформальной жизни «Твоя Книга», уровень включенности в корпоративные стандарты, осознается не всеми работниками. Только 30% ответили, что полностью понимают, как формируется их заработная плата. При этом 57% сказали, что понимают основные положения, но не все.