Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Бухгалтерский учет, анализ и аудит).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном развитии экономической структуры любого общества первостепенную, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, неотъемлемой частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика является частью экономической политики и представляет собой совокупность финансовых и иных инструментов, в том числе бюджетно-налоговых и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Независимо от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения, продовольственной безопасности.

Финансовая политика состоит из целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработки методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализации конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Эффективность проведения финансовой политики влияет на темпы спада или роста промышленного производства, уровень безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в курсовой работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования - механизм реализации финансовой политики России.

Целью курсовой работы является выявление проблем финансовой политики России на современном этапе и определение путей их решения.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;
  • изучить принципы формирования финансовой политики государства;
  • рассмотреть составляющие финансовой политики государства;
  • проанализировать современную финансовую политику в России;
  • выявить проблемы финансовой политики Россиии и определить пути их решения.

Методологической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований современных отечественных экономистов по данным проблемам таких авторов как Подъяблонская Л.М., Сенчагов В.К., Поляк Г.Б. и др., материалы периодической печати, Конституция РФ, электронные ресурсы.


При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод сравнения, горизонтальный анализ, графический метод и др.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем финансовой политики и путей их решения в современных условиях.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи

1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства

Для осуществления своих функций и задач, а также для достижения определённых целей государство использует финансы. Финансовая политика играет важную роль в реализации поставленных целей.

Современные экономисты предлагают неодинаковые определения финансовой политики. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно Л.М. Подъяблонской считают, что финансовая политика - это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса и решения отдельных задач государства [18, c.147].

По мнению, В.К. Сенчагова, финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений [23, c.49].

Как считает Г.Б. Поляк, финансовая политика - это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития [19, c.74].

Соответственно, обобщив мнение ученых можно сделать вывод, что государственная финансовая политика направлена на обеспечение сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны в части социально-экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства [1, c.15].


Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Главной целью финансовой политики государства могут выступать интересы всего населения страны. Результатом кризиса 1998 года явилось перераспределение финансовых ресурсов и накопленного национального богатства в небольшом кругу лиц из сферы финансово-банковского сектора, а вот благосостояние основной массы населения при этом ухудшилось. Сложившаяся ситуация шла "в разрез" с основой целью государственной финансовой политики.

Целью финансовой политики является полная мобилизация финансовых ресурсов, которые необходимы для удовлетворения потребностей общества. Финансовая политика направлена на создание благоприятных условий для активизации малого и среднего бизнеса. Большое значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития [13, c.258].

Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:

  • эффективность использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к распылению средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
  • оздоровление и структурная перестройка экономики;
  • достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства;
  • обеспечение продовольственной безопасности страны.

Можно следующим образом сформулировать основные задачи финансовой политики [24, c.176]:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Содержание финансовой политики многогранно. Оно включает следующие важнейшие принципы [25, c.63]:

1) выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения.


Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов.

Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает [8, c.114]: методы распределения национального дохода; способы образования государственных бюджетных фондов: общегосударственного и региональных; методы образования государственных целевых фондов; виды платежей в бюджет и целевые фонды; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль.

4) регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.

Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).


Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Налоговая функция - обеспечение финансирования государственных расходов;

2. Социальная функция - поддержка социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества;

3. Регулирующая функция - государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики.

Соответственно, государственная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов.

1.2 Классификация видов финансовой политики

В соответствии с задачами, которые поставлены перед финансовой политикой, современные экономисты распределяют ее на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимается система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает [6, c.244]: рост государственных расходов; снижение налогового бремени.

Другими словами, в настоящее время финансовая политика должна быть направлена на снижение бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

В случае, если правительство применяет меры фискальной политики и политики государственных расходов, удерживая при этом объем выпуска продукции на типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.