Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Бухгалтерский учет, анализ и аудит).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
1.2 Классификация видов финансовой политики
1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика
Глава 2. Анализ финансовой политики рф в современных условиях
2.1 Особенности финансовой политики в России
2.2 Оценка финансовой политики в России в 2020 гг
2.3 Основные направления бюджетной политики на 2021 год
Глава 3. Проблемы и пути развития финансовой политики государства
3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе
Таким образом, роль финансовой политики в современных условиях значительно повышается. Она обеспечивает развитие экономики государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.
2.2 Оценка финансовой политики в России в 2020 гг
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Финансовая политика Российской Федерации была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь на обеспечение долгосрочной бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами. В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации в 2020 году нацелена на формирование финансовой основы для "перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности", повышения благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан. Через бюджетную систему РФ проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, что позволяет обеспечить финансирование предоставления важнейших государственных и муниципальных услуг и выполнение возложенных на все органы государственной власти и органы местного самоуправления функций. Главной стратегической задачей бюджетной политики РФ на современном этапе является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы РФ. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу относятся: - активное использование долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования, позволяющего сформулировать главные стратегические приоритеты бюджетной политики государства исходя из целей и задач экономической политики, оценить объем необходимых финансовых ресурсов для их реализации, определить возможные источники этих ресурсов. На сегодняшний день для решения этой задачи предусматривается интегрирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования, в ходе которого все составные части текущей бюджетной политики базируются на ориентирах, выработанных в ходе долгосрочного планирования; - внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс, предполагающего ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов. Для реализации этого принципа необходимо разработать механизм перехода от системы управления бюджетными ресурсами к управлению результатами. На сегодняшний день очень важно для решения данной задачи наладить механизм между разработкой целевых программ и внедрением их в финансовую политику; - повышение эффективности использования бюджетных средств, достигаемое как с помощью долгосрочного бюджетного планирования, которое позволяет предупредить необоснованный рост расходов бюджета, так и путем внедрения системы мониторинга эффективности расходов бюджета и оценки эффективности использования бюджетных средств, передаваемых государственным корпорациям, унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям; - повышение результативности государственной социальной политики, которая предусматривает разработку таких механизмов, которые будут направлены на улучшение благосостояния и уровня жизни незащищенных социальных слоев населения; - совершенствование механизма оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечивающее соответствие уровня заработной платы работников этой сферы среднему уровню оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей отрасли, повышение производительности труда и качества оказываемых бесплатных социальных услуг; - формирование механизмов привлечения частного, в том числе иностранного капитала, к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба. Текущая политика в области расходов бюджетов Российской Федерации в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономики ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области расходов бюджетов. Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная и грамотная политика в этой области, в первую очередь, позволяет улучшить благосостояние общества. Замечено замедление экономического роста в Российской Федерации. Основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, замедление экономики Китая), снижение цен на нефть. Также негативное влияние на замедление экономического роста оказали и внутренние проблемы российской экономки. Определенные риски для бюджетной политики в среднесрочной перспективе несет в себе ситуация в мировой экономике, которая является достаточно сложной в связи с замедлением экономики Китая, неопределенными перспективами экономики Евросоюза и США. В связи с этим необходима реализация активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации. Рассмотрев основные аспекты финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, можно сказать, что основной целью ее является улучшение жизни общества, отказ от сырьевой политики. Успешная реализация финансовой политики зависит, в первую очередь, от последовательного проведения намеченных законопроектов, способности быстро и четко реагировать на любые экономические изменения в мировой практике. Совершенствование финансовой политики в 2020 году Возможности предприятия в процессе производства, как известно, не безграничны. В финансово - хозяйственных процессах возникают условия, ограничивающие достижение желаемого результата, поэтому их необходимо учитывать при построении и проведении финансовой политики. Очевидно, чтобы деятельность предприятия обладала высокой степенью результативности, руководству следует придерживаться стратегии, направленной на повышение его финансовой устойчивости и платежеспособности. При этом неотъемлемой частью стратегического управления предприятием является анализ его текущей деятельности и оценка перспектив развития. Для формулирования стратегии необходимо, прежде всего, определить цель деятельности, «миссию» предприятия, оценить квалификацию персонала, возможности инвестиций, производственный потенциал и другие факторы, которые могут повлиять на реализацию стратегии. Финансовая устойчивость и самостоятельность предприятия в выборе своей стратегии в 2020 году является фундаментальной основой его развития. Она определяется квалифицированным и эффективным менеджментом, обеспечивающим получение балансовой прибыли и уровень рентабельности производства в размерах, позволяющих капитализировать часть прибыли, механизмом амортизационной политики, системой ресурсов, в совокупности стимулирующих расширенное воспроизводство, обновление основных производственных фондов. Кроме того, стабильная прибыльность предприятия, рост его капитализации, обеспечивающие ему возрастающую финансовую устойчивость, улучшают доступ предприятия к заемным ресурсам, что сопровождается ростом его деловой репутации в отношениях с другими экономическими субъектами, в том числе с различными государственными органами. Самоконтроль (саморегулирующие системы), самодисциплина; Также разработка эффективной стратегии предприятия включает в себя и предпринимательскую активность. Без существования предпринимательской активности все остальные факторы организации предприятия не могут осуществить какое-либо дальнейшее развитие самой фирмы. Именно предпринимательская активность является главной силой для развития предприятия. Предпринимательская активность возрастает также при очередном обновлении деятельности предприятия, обусловленном внедрением какого-либо новшества или сменой стратегии, что приводит к изменению в планировании, финансировании и других бизнес процессах. Рост бизнеса и его развитие - не одно и тоже. Рост бизнеса сопровождается увеличением основных показателей его деятельности. Для разных отраслей понятие «рост бизнеса» может ассоциироваться с разными индикаторами этого процесса. Как правило, к их числу относятся оборот, число занятых, балансовая стоимость активов и другие. Считается, что фирмы, не ориентированные на рост, требуют средней предпринимательской активности в начале своей деятельности и несколько меньшей впоследствии. Усиление предпринимательской активности (или энергии) происходит в периоды принятия решений о серьезных изменениях стратегии развития. В условиях расширения профилей компаний, усиления процессов диверсификации, глобализации рынков, нарастания нестабильности внешней среды, непредсказуемости событий, хаотичности развития особое значение приобретает необходимость разработки и применения таких моделей финансовой политики, которые бы позволяли на основе сопоставления основных факторов внешней среды и внутренних факторов определять стратегию поведения фирмы как в отношении определенных сфер деятельности предприятия, так и в отношение производства отдельных видов продукции. Анализ внешней среды, в которой существует предприятие, необходимо производить путем детального анализа основных стратегических областей, в которых действует или планирует действовать предприятие. Анализируются экономические характеристики отрасли и потенциал рынка, структура и конкурентная среда, основные движущие силы. Приводящие к изменениям в отрасли, ключевые факторы, обеспечивающие успех лидерам, оцениваются тенденции развития в будущем. Для анализа отрасли обычно используются результаты маркетинговых исследований. Такие исследования могут быть проведены либо силами специалистов предприятия, либо, что более предпочтительно, независимой компанией, специализирующейся на исследованиях рынка. Независимая оценка рынка будет очень важным аргументом, подтверждающим потенциал развития бизнеса. Большое значение имеет внутрифирменный анализ производственной и финансовой деятельности. Особенно следует обратить внимание на профессиональные знания и квалификацию персонала, его отношение к работе, текучесть. Внутрифирменный анализ позволит выявить сильные и слабые стороны самой фирмы. Выявление слабых сторон, позволит менеджеру предприятия принять решение об их уменьшении или полном исчезновении. В свою очередь выявленные сильные стороны необходимо будет увеличивать, или поддерживать на достаточном уровне, чтобы эти положительные факторы не перешли в отрицательные. Все эти факторы, как-то предпринимательская активность, анализ различных сторон деятельности предприятия и стратегия развития, являются необходимыми элементами для формирования на предприятии достаточно грамотной и успешно реализуемой финансовой политики. Современный подход к предприятию представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Что же касается конкретных путей совершенствования финансовой политики на анализируемом предприятии, то здесь необходимо заявить, что существующая модель финансовой политики не полностью учитывает потребность предприятия в оборотных средствах. Для решения данной проблемы необходимо сконцентрировать участие всех подразделений предприятия по максимально эффективному использованию оборотных ресурсов, с учетом всех возможных источников их привлечения. Необходимо также организовать новую структуру финансовой политики, проводимую на предприятии. Для этого организовывается система управления оборотными активами предприятия, с подразделением на: финансовую политику по управлению денежными средствами, финансовую политику по управлению дебиторской задолженностью и финансовую политику по управлению прочими оборотными средствами.
2.3 Основные направления бюджетной политики на 2021 год
Бюджетная политика – ее основой являются стратегические решения, направленные на решение социальных вопросов государства. Именно она определяет те размеры финансовых ресурсов, которые необходимы стране для того, чтобы за счет средств государственной казны обеспечивать программы, направленные на развитие экономики, социальные программы.
Главными целями, которые стоят перед экспертами, разрабатывающими план финансового развития государства на ближайшие годы, является обеспечение наполняемости казны средствами, назначение приоритетных направлений их использования.
Главные принципы:
-это экономическая политика государства;
-принцип сбалансированной экономики;
-носит плановый характер.
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Направлениями, ставшими главными в бюджетной политике России на 2021 год является проведение реформ, мер, позволяющих:
-укрепить межбюджетные связи;
-обеспечить стабильность связей межбюджетных отношений;
-осуществить повышение доходности казны;
-гарантировать поддержку экономики страны путем реализации мер, направленных на улучшение налоговой, кредитной дисциплины.
Задачи на 2021 год:
Стабильность экономики: снижение уровня дефицита казны, принятие мер, направленных на снижение инфляции.
Комплексный подход к разработке стратегических решений, реализация которых позволит стабилизировать экономику в условиях кризиса позволяет обеспечить эффективное распределение ресурсов, выбрать правильные пути направления развития государства. Стабилизация экономики позволит вернуться к разработке планов, предусмотреть повторное ухудшение экономической ситуации.
Разработка инструментов, направленных на поддержку инноваций. Бюджетная политика 2021 должна обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвестиций. Мерами, которые позволят создать благоприятную среду для инвестирования, являются обеспечение макроэкономической стабильности, создание условий на рынке, где гарантированно будут защищены права собственности, конкуренция, у потенциальных инвесторов не будет для осуществления деятельности административных барьеров.
Приоритетными направлениями на 2021 год являются:
1.поддержка деятельности новых предприятий;
2.инвестирование в налоговую сферу;
3.разработка и реализация налоговых мер, направленных на преодоление последствий кризиса;
4.принятие мер, направленных на поддержку представителей среднего и малого бизнеса.
НАЛОГОВАЯ СФЕРА
Налоговая сфера, главным ее направлением является разработка мер, направленных на повышение объема поступлений в бюджет. Планом предусмотрено повышение заработной платы работникам до среднего показателя по отрасли. Кроме того, планом предусмотрен ряд мер, реализация которых позволит вывести из тени заработные платы, сократить размер задолженности по выплатам зарплаты, повысить наполняемостью бюджета от поступления средств в виде налогов.
Основными задачами налоговой политики является:
1.разработка и реализация мер, направленных на улучшение системы контроля налогов, поступающих в казну;
2.обеспечение планомерного повышения уровня заработных плат в регионах, повышение уровня благосостояния населения страны;
3.выведение из тени бизнеса, легализация предпринимательской деятельности и, как следствие, повышение уровня наполняемости бюджета;
4.принятие мер, направленных на борьбу с укрывательством доходов и нежеланием населения платить налоги.
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Главные направления бюджетной политики, разработанной на 2021 год, основываются на тех прогнозах, которые были сделаны ведущими эксперты, и обеспечивают стабилизацию экономической ситуации, планомерное повышение уровня доходов населения как в отдельных регионах, так и в государстве в целом.
Можно выделить следующие цели в предстоящем 2021 году:
1.обеспечение эффективной и сбалансированной работы системы финансирования регионов;
2.снижение размера финансирования тех отраслей, которые перестали приносить доходы;
3.обеспечение финансирования в необходимом объеме медицинских, образовательных государственных учреждений;
4.поиск новых решений, реализация которых позволит повысить эффективность управления государственными средствами;
5.создание системы, обеспечивающей эффективное распределение средств бюджета.
Глава 3. Проблемы и пути развития финансовой политики государства
3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе
Главными проблемами финансовой политики являются:
1) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
2) совершенствование налоговой системы;
3) оптимизация структуры расходов государства;
4) принятие реального и прозрачного бюджета;
5) расширение инвестиционного финансирования;
6) обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
7) стабилизация валютного курса рубля;
8) повышение эффективности использования государственной собственности;
9) переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
10) развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.
1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой цепью Федеральный бюджет на 1999 г. предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
2. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП.
3. Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.
Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укреплению основ государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.
4. Стратегический курс в сфере государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.
Реальный бюджет - это и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными параметрами, что во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них - уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги.
5. Сокращение государственного сектора экономики и увеличение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.
6. Известно, что активы Федеральной резервной системы США (ФРС) формируются в основном за счет правительственных займов, доходность которых соответствует учетной ставке ФРС. Такие монетаристские методы проведения финансовой и денежно-кредитной политики вполне могла бы позаимствовать Россия. В то же время, следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских, Банк России минимизировал свое участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержки доходности на приемлемом для бюджета уровне, а сужал денежную базу.
7. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.