Файл: Общие принципы и правила формирования отчетности (Этапы формирования финансовой отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бухгалтерская отчетность - это один из основных информационных источников для внешних пользователей, который используется при принятии инвестиционного рушения. Из этого следует что, представление качественной бухгалтерской информации является одной из важных задач менеджмента организации. Так же актуальность затрагивает вопросы по составлению финансовой отчетности в современных условиях развития российской экономики.

Сформированная на данный момент система нормативного регулирования оказывает влияние на формирование информации в финансовой отчетности. В частности данная система определяет методологию по составлению финансовой отчетности, степень раскрытия информации и сроки ее представления. На получение доверия пользователей сильное влияние производит уровень государственного и общественно-профессионального регулирования бухгалтерского учета. С их помощью идет установление общих правил по ведению бухгалтерского учета в организации и регламентируется порядок формирования и представления отчетности.

Актуальностью выбранной темы, так же, поставлены вопросы правильности отражения информации в финансовой отчетности, которую представляют организации своим собственникам. Повышенное внимание уделяется правилам составления финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) положениям Российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ).

Целью курсовой работы является изучение основных принципов при подготовки и составлении финансовой отчетности.

Глава 1. Бухгалтерская отчетность

1.1. Финансовая отчетность. Основные требования

Составление бухгалтерской отчетности – это итоговая стадия процесса учета.

Бухгалтерская отчетность является системой показателей, которые сгруппированы в формы, эти формы отображают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Финансовая отчетность, в условиях развитого рынка, является важной частью в проведении экономических связей между организациями, основными из требований к ее составлению являются доступность, открытость и понятность для заинтересованных пользователей, это достигается средством создания общего информационного пространства и придания финансовой отчетности организаций, вне зависимости от вида деятельности и организационно-правовой формы. В каждой отдельной стране существуют различные подходы к требованию публикации, в частности, это зависит от размера организаций.


Бывают случаи, что публикация финансовой отчетности может вызвать финансовое падение организации. Этим и можно объяснить отличия в требованиях к публикации, так как нужно обращать внимание на детали, которые связаны с конфиденциальностью, опираясь на которую, опубликованная информация не должна приносить ущерба интересам организации.

Организации в России должны предоставлять отчетность собственникам не ранее 60 дней по окончании года, территориальным органам статистики и налоговым органам, годовую отчетность - в течении 90 дней по окончании года, промежуточную- в течении 30 дней по окончании квартала.

Финансовая отчетность дает определить на отчетную дату:

- финансовое положение (ликвидность организации, финансовую устойчивость, прибыльность);

- стоимость имущества и его состояние;

- величину, структуру и состав источников средств;

- движение денежных средств в организации;

- величины собственного и заемного капиталов в динамике;

- состояние расчетов с бюджетом, дебиторами и кредиторами;

- кредитоспособность организации.

Детальное и точное рассмотрение бухгалтерской отчетности дает возможность найти причины отрицательных аспектов в работе, привести в действие положительные факторы и запланировать решения, которые приведут, к улучшению хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Отчетным годом для каждой организации приходится период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для только созданных организаций принято считать период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Организациям, которые возобновили свое существование (не на базе ликвидированных, реорганизованных организаций и их структурных подразделений) после 1 октября, возможно считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Информация, которая содержится в отчетности, берет основания из данных синтетического и аналитического учетов.

Данные по вступительному балансу обязаны соответствовать утвержденному заключительному балансу за период, который предшествовал отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины необходимо обосновать.

Исправления в отчетности ,которые относятся как к нынешнему, так и к прошедшему году, выполняются в отчетности, которая была составлена за отчетный период, в котором были найдены ошибки, искажения ее данных. Исправление ошибок бухгалтерской отчетности подтверждается подписью лиц, подписавших ее, при этом должна быть обязательно указана дата исправления.


За достоверность в составлении отчетности ответственность несут руководитель организации и главный бухгалтер. В каждой организации должна составляться промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность. Месячная и ежеквартальная бухгалтерская отчетность, которая составлена нарастающим итогом по графе с начала года, представляет промежуточную отчетность. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 организации, Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 22.08.2003 №67н), в состав годовой бухгалтерской отчетности должны быть включены следующие формы (Приложение 1,2,3,4):

- бухгалтерский баланс (форма №1);

- отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- отчет об изменениях капитала (форма №3);

- отчет о движении денежных средств (форма №4);

- приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);

- отчет о целевом использовании полученных денежных средств (форма №6);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если деятельность организации подлежит обязательному аудиту.

Небольшим организациям дозволено в состав отчетности включать только две из форм:

- бухгалтерский баланс (форма №1);

- отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Бухгалтерская отчетность должна быть целостной, достоверной и полной, сопоставимой. Требования последовательности дает закрепить постоянство содержания и формы баланса организации, отчета о прибылях и убытках и других форм от одного отчетного периода к другому.

Глава 2. Цель финансовой отчетности

2.1 Цели формирования финансовой отчетности

В соответствии с принципами подготовки и составления финансовой отчетности "целью финансовой отчетности" является представление информации о финансовом положении, результате деятельности и изменениях в финансовом положении организации. В этой информации нуждается широкий круг пользователей, когда они принимают различные экономические решения. Следовательно, при формировании отчетной информации, учитываются реализации главной цели финансовой отчетности, которая заключается в удовлетворении заинтересованных пользователей полезной информацией.


Цель финансовой отчетности представляет из себя представление информации о финансовом положении, результатах деятельности организации (отчет о прибылях и убытках) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) организации. Эта информация всегда полезна для самого широкого круга пользователей при принятии ими экономических решений.

Финансовое положение организации можно изучить посредством представления информации об активах организации, обязательствах и капитале, финансовые результаты - путем раскрытия данных о доходах и расходах (данные отчета о прибылях и убытках), информация касающаяся изменений в денежных средствах и их эквивалентов представлена в отчете о движении денежных средств.

Информация по финансовой отчетности интересует существующих и потенциальных инвесторов, работников, поставщиков и прочих кредиторов, покупателей, фискальных органов. Не смотря на это приоритетные пользователи финансовой отчетности с позиций МФСО - это инвесторы. Международные стандарты отталкиваются от того, что бухгалтерский учет ведется в целях управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора, при этом неважно, собственника или кредитора. В этом заключается существенное отличие от российского учета, который ведется администратором, администратор действует в интересах собственника для отражения результатов деятельности объекта собственности.

Иное концептуальное отличие МСФО заключается в том, что старания бухгалтера в большей мере направлены на формирование достоверной информации о финансовом положении, чем о финансовых результатах.

Это подтверждают и жесткие требования к признанию активов, и требование их оценки по справедливой (рыночной) цене.

Международными стандартами рыночная цена используется широко.

Для определения справедливой стоимости нужна информация о сделке с аналогичным активом (обязательством), в которой были бы соблюдены нижеприведенные условия:

•   сделка должна совершаться между независимыми (несвязанными) сторонами;

•   стороны должны быть хорошо осведомлены об условиях сделки и среднерыночных условиях сделок с аналогичными активами и обязательствами;

•   стороны совершают сделку без принуждения, т.е. сделка не является вынужденной.

Понятно, что все вышеперечисленные условия соблюдаются при наличии так называемого "активного рынка", т.е. рынка, сделки на котором происходят достаточно часто, без принуждения, а участвующие в них стороны не зависят друг от друга. Основным показателем справедливой стоимости является рыночная цена. Приведенные различия определяют основные особенности развития системы МСФО:


•   приоритет баланса;

•   отказ от первоначальной стоимости;

•   замена концепции собственности концепцией контроля (принцип имущественной обособленности организации МСФО не декларируется);

•        переход от учета имущества к учету ресурсов, от брутто-оценок к нетто-оценкам;

•   отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности.

2.2 Создание международных стандартов финансовой отчетности, порядок их разработки и утверждения

При формировании финансовых отчетов организации ее состав и порядок можно определить исходя из потребностей заинтересованных пользователей. Исторически на свободном рынке капиталов разных стран преобладали определенные группы пользователей, что поспособствовало образованию различий в системах бухгалтерского учета и отчетности этих стран. Раннее упомянутые различия развивались и становились моделями бухгалтерского учета, которые чаще всего классифицируют по территориальному признаку.

Основная идея англо-американской модели учета (главные представители - США, Англия, Нидерланды, страны Британского Содружества) -удовлетворение информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Государственные органы в процессы регулирования и формирования методологии бухгалтерского учета практически не вмешиваются. Учетные регулятивы создаются бухгалтерским сообществом стран и обычно носят рекомендательный характер. Бухгалтерский учет имеет цель на подсчитывание прибыли и детализацию ее использования. Основными пользователями информации финансовой отчетности являются участники рынка ценных бумаг.

В странах, в которых применяют континентальную модель учета (большинство стран Европы и Япония, и ряд южно-американских стран, таких, как Перу, Бразилия и другие) вложение денег в организации в большей степени производятся не фондовыми рынками, а банковским сектором. Ввиду того, что банковская деятельность жестко контролируется государством, бухгалтерский учет в данных странах регламентируется законодательно и носит консервативный характер. Не смотря на это ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета. Учетная практика имеет направление, прежде всего, на удовлетворение требований правительства, например на решение задач налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом.