Файл: Особенности оптимизации налогового учета на примере ИП ГОРДИЕНКО В.П..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налоговой оптимизации
1.1. Понятие налоговой оптимизации
1.2. Сущность налоговой оптимизации
1.3 Методы налоговой оптимизации
2. Особенности оптимизации налогового учета на примере ИП ГОРДИЕНКО В.П.
2.1. Организационно-экономическая характеристика ИП Гордиенко В.П.
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию налогового учета в ИП Гордиенко В.П.
Введение
В России долгое время существовала командно-административная система хозяйствования. И потому переход к рыночной экономике вызвал необходимость в совершенствовании налоговой системы государства. В связи с этим законодательство пошло по пути обеспечению определенного контроля над исполнением таких обязательств, как своевременная и полная уплата налогов и сборов, а также повышении собираемости и снижение задолженности физических и юридических лиц.
Попытки уклонения от уплаты налогов и сборов, распространены повсеместно, не зависимо от экономического состояния и политики государства, поскольку природа данного явления разнообразна и объясняется не только экономическим и политическим состоянием государства, но и моральными причинами.
Уклонения от уплаты налогов и сборов проявляется в различных активных и пассивных действиях налогоплательщиков, таких как: не предоставление налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством РФ является обязательным; включение в такие документы заведомо ложных сведений, которые позволят уменьшать размер налоговых платежей. Данные примеры являются нелегальными способами уклонения от уплаты налогов и сборов, однако существует и законные схемы снижения налоговых выплат, определяемые чаще всего термином «налоговая оптимизация».
Грань между нелегальным и легальным уклонением от уплаты налогов (налоговой оптимизацией) часто неразличима, законодательно понятие «налоговая оптимизация» не определено, из-за чего остается полемикой ученых налоговиков по сей день.
Таким образом, вопрос раскрытия понятия «налоговая оптимизация», и разграничения его от понятия «уклонения от уплаты налогов и сборов» является актуальным вопросом на протяжении вот уже двух десятилетий.
Цель данной работы - рассмотреть особенности налоговой оптимизации.
Объект исследования - налоговая оптимизация.
Предмет исследования - сущность и виды налоговой оптимизации.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой оптимизации,
- изучить виды налоговой оптимизации,
- выявить методы налоговой оптимизации.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
1. Теоретические основы налоговой оптимизации
1.1. Понятие налоговой оптимизации
Стремление налогоплательщика уменьшить отчисления в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, достаточно распространенное явление, ибо каждый заинтересован в получении большей выгоды. Не до конца разобравшись в законодательстве, налогоплательщик может пойти по неверному пути, который приведет его к административной или даже к уголовной ответственности. И потому крайне важно провести эту грань между дозволенным и запрещенным. Уклонение от платы налогов и сборов, а также налоговая оптимизация, имеют своей целью, минимизировать отчисления.
Налоговая минимизация — «это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей» [7., с. 9].
Непосредственно для налоговой оптимизации присущи следующие признаки [7., с. 4]:
- Действия, основанные на волевом критерии;
- Напрямую направлена на снижение суммы отчислений, подлежащей перечислению в бюджет бюджетной системы РФ;
- Наличие выгодоприобретателя, в лице непосредственно субъекта оптимизации;
- Основывается на нормах действующего законодательства.
В связи с этим можно определить понятие налоговой оптимизации — «это целенаправленные действия, направленные на снижение суммы отчислений легальное уменьшение налогов (налоговое планирование, налоговая минимизация) или уклонение от уплаты налогов, следует оценить степень риска, допускаемого выбранным методом налоговой оптимизации» [7.. с. 17].
Однако, при условии постоянно меняющегося налогового законодательства и отсутствия легального определения понятия «налоговая оптимизация» соблюдение данных требований не всегда поможет налогоплательщику избежать неблагоприятных последствий. Так, например, одним из недавних изменений в НК РФ стала норма ст. 54.1 (Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ [1.]), которая содержит в себе пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. По своей сути она устанавливает пределы прав налогоплательщиков на оптимизацию налогов.
До введения в действие данной статьи, пользовались устоявшейся судебной практикой, а именно Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 [4.]. В нем говорится о принципе добросовестности, дается определение понятию «налоговая выгода», а также уточняется, что есть обоснованная и необоснованная налоговая выгода. В письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4–9/22123@ [5.], прямо указывается, что «Ст. 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в Постановлении Пленума ВАС РФ N 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики». Из этого следует, что государство, подчеркивает собственную заинтересованность, в раскрытии налоговых схем, которые причиняют ущерб экономике страны.
Следует заметить, что данный курс был выбран в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [6.], в которой говорится о том, что «повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать поддержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы».
Налогоплательщикам в сложившейся ситуации, придется все тщательней подходить к планированию и выбора модели дальнейшей оптимизации. Так же видится нецелесообразным исходить лишь из пробелов в законе, поскольку законодательство в связи с этим лишь набирает обороты, и в дальнейшем, возможно, будут разработаны и приняты еще больше законов, которые могут ограничивать право на налоговую оптимизацию, которая в дальнейшем может быть признана незаконной.
Подводя итог вышесказанному, следует резюмировать, что вопрос разграничения двух, на первый взгляд, схожих действий, не всегда видится простым, и в каждом конкретном случаи следует всестороннее и полное изучения действий налогоплательщика и сравнивать его с действующим законом. Законодательство не стоит на месте, и развивается по мере развития методов и техник, которые принимаются для разработки схем для уклонений от уплаты платежей.
1.2. Сущность налоговой оптимизации
Оптимизация налогообложения, по сути, представляет собой грамотное налоговое планирование. Каждый налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать режим налогообложения с учетом требований, предъявляемых к применению специальных налоговых режимов, а также пользоваться преимуществами и льготами, предусмотренными законодательством о налогах и сборах, с целью минимизации налогов (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Более того, как сказано в НК РФ, «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика» (п. 7 ст. 3 НК РФ). Фактически это означает, что налогоплательщик, обнаруживший пробел в законодательстве, может им воспользоваться. И его нельзя будет привлечь к налоговой ответственности. Ведь что не запрещено, то разрешено.
Иными словами, оптимизация налогообложения предприятия легальными методами не может рассматриваться как налоговое правонарушение.
Для добропорядочных налогоплательщиков понятия «налоговое планирование» и «оптимизация налогообложения» почти синонимы. Однако нередко в обсуждениях на форумах и других Интернет-ресурсах под оптимизацией налогообложения организации подразумеваются как раз нелегальные методы налоговой оптимизации. В связи с этим важно понять, где заканчивается оптимизация налоговой нагрузки в рамках налогового планирования и начинается уклонение от уплаты налогов, за что, кстати, предусмотрена уголовная ответственность.
Уклонение от уплаты налогов имеет место:
- в случае умышленной неуплаты налогов;
- при применении налоговых льгот в ситуации, когда у налогоплательщика на них не было права;
- при сокрытии доходов налогоплательщика и др.
Все перечисленное – тоже методы оптимизации налогообложения. Но незаконные и применяемые умышленно. Именно наличие умысла и большой размер недоплаченных налогов являются основаниями для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности.
Еще одна незаконной схемой оптимизации налогообложения можно назвать ведение деятельности без постановки на налоговый учет. Поскольку теневая экономика не предполагает декларирование доходов и уплату налогов с них.
Итак, сущность налоговой оптимизации заключается в использовании всех предусмотренных законодательством приемов с целью уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика. Но при этом не любую налоговую схему или способ минимизации уплаты налогов можно считать налоговым планированием.
Допустим, оптимизацию системы налогообложения (когда принимаются решения о том, какой режим налогообложения применять в отношении того или иного вида деятельности, об использовании освобождения от НДС по определенным операциям и т.д.) однозначно можно признать частью налогового планирования. А если, к примеру, организация заключает договоры с единственной целью получить налоговую льготу или вычет, то это уже, скорее, серая схема оптимизации налогообложения организации.
1.3 Методы налоговой оптимизации
Все действия по уменьшению налоговых платежей можно разделить на две основные группы – законные (налоговое планирование и оптимизация) и незаконные (уклонение от уплаты налогов).
Уклонение от уплаты налогов – это деятельность налогоплательщика по уменьшению налоговых обязательств (несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.) [17]. Именно элемент незаконного уменьшения дает возможность разграничить понятия «уклонение от налогов» и «налоговое планирование».
Существуют разные нелегальные способы, к которым прибегают налогоплательщики:
- уменьшение налоговой базы путем сокрытия части дохода, прибыли;
- нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета,
- представления недостоверных данных в налоговые органы,
- нарушение сроков предоставления необходимых документов в налоговые органы,
- злоупотребление налоговыми льготами.
К легальным способам уменьшение налоговых платежей относятся налоговое планирование и оптимизация.
К налоговому планированию относится разработка и применение различных законных методов по снижению налоговых отчислений, с помощью стратегического и тактического планирования финансово–хозяйственной деятельности предприятия.
Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства[18].
Важной частью налогового планирования является налоговая оптимизация. Налогоплательщик имеет возможность облегчить свое налоговое бремя, используя различные легальные методы: полное использование всех предоставленных ему налоговых льгот, налоговых освобождений и других способов.
Рассмотрим этапы налоговой оптимизации:
Первый этап: выбирается место нахождения организации (ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих помещений), которое позволит уменьшить налоговые платежи.
Второй этап: выбор подходящей для данной сферы деятельности правовой формы организации, которая также влияет на объем выплат.
Третий этап: разработка способов для наиболее эффективного использования возможностей налогового законодательства, например, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода.
Четвертый этап: определение путей наиболее рационального использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и иных накоплений, определение оптимальных способов и методов рационализации.
Минимизации налогов используется не для уменьшения налоговых платежей в бюджет, а для увеличения объема финансовых ресурсов после уплаты налогов. Поэтому, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: какие налоги уменьшают финансовые ресурсы предприятия в большей степени? Для этого дадим следующую классификацию налогам:
- Налоги, которые находятся «внутри» себестоимости (земельный налог, платежи во внебюджетные фонды и т.п.). Объем такого вида платежей можно уменьшить снижением себестоимости, что в свою очередь увеличит налог на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.
- Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (например, налог на добавленную стоимость). В данном случае, важно уменьшить не сам налог, а разницу, которая подлежит уплате в бюджет.