Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие внутренней среды организации
1.2. Характеристики внешней среды
1.3. Влияние факторов макро и микро среды на деятельность организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПАО «ОБЛЭНЕРГОСБЫТ»
2.1. Характеристика ПАО «Облэнергосбыт»
2.2. Анализ рыночной среды ПАО «Облэнергосбыт»
2.3. Предложения по совершенствованию деятельности ПАО «Облэнергосбыт»
К основным конкурентам АО «Облэнергосбыт» также можно отнести:
- АО энергетики «Передвижная энергетика», г. Москва;
- ООО «ЕвроСибЭнерго», г. Москва;
- Интер РАО ЕЭС, г. Москва;
- ТЭПэнерго, г. Москва.
Таблица 4
Оценка основных конкурентов АО «Облэнергосбыт»
Критерии |
ОА «Перед- вижная энергетика» |
ООО «Евро- СибЭнерго» |
Интер РАО ЕЭС |
ТЭПэнерго |
АО «Обл- энергосбыт» |
Цены |
Хорошо (2 б.) |
Удовлетв. (1 б.) |
Удовлетв. (1 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Объем рынка |
Средний (2 б.) |
Низкий (1 б.) |
Средний (2 б.) |
Низкий (1 б.) |
Большой (3 б.) |
Реклама |
Удовлетв. (1 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Удовлетв. (1 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Ассортимент (про- изводство, переда- ча и распределе- ние электроэнер- гии) |
Хорошо (2 б.) |
Удовлетв. (1 б.) |
Удовлетв. (1 б.) |
Отлично (3 б.) |
Отлично (3 б.) |
Квалификация персонала |
Хорошо (2 б.) |
— |
— |
— |
Отлично (3 б.) |
Местоположение |
Хорошо (2 б.) |
Удовлетв. (1 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Публикации об услугах |
Удовлетв. (1 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Удовлетв. (1 б.) |
Удовлетв. (1 б.) |
Хорошо (2 б.) |
Баллы |
12 |
8 |
8 |
11 |
17 |
Неудовлетворительно – 0 баллов.
Удовлетворительно – 1 балл.
Хорошо – 2 балла.
Отлично – 3 балла.
В таблице 3 дана оценка основных конкурентом АО «Облэнергосбыт» по таким наиболее важным показателям, как цены, объем рынка и т.д.
Из таблицы видно, что конкуренты у АО «Облэнергосбыт» средние и слабые, так как практически по всем критериям их оценки находятся на невысоком уровне.
Особенно слабые позиции у конкурентов АО «Облэнергосбыт» по таким позициям, как цены, реклама, квалификация персонала и публикации о предоставляемых услугах.
Далее осуществим SWOT-анализ (таблица 4), который производится с целью изучения среды бизнеса, правовых условий, сильных и слабых сторон своего предприятия и предприятий-конкурентов, а также комплексного взаимовлияния рассматриваемых внешних и внутренних факторов.
Таким образом, из таблицы 5 видно, что наличие сильных сторон у АО «Облэнергосбыт» (пять) больше, чем слабых (три), следовательно, внешняя среда для АО «Облэнергосбыт» характеризуется средним уровнем риска.
Из сильных сторон необходимо отметить высокое качество обслуживания покупателей продукции АО «Облэнергосбыт» и наличие широкой сети специалистов по сбыту.
Наиболее слабой стороной деятельности АО «Облэнергосбыт» является высокая дебиторская задолженность, что снижает финансовую устойчивость предприятия.
В будущем положение может несколько ухудшиться в связи с ростом безнадежной дебиторской задолженности и снижением доходов населения и организаций.
Таблица 5
SWOT-анализ АО «Облэнергосбыт»
Настоящее |
Будущее |
I. Сильные стороны |
I. Возможности |
1.1. Широкая сеть специалистов по сбыту |
1.1. Развитие сети представительств |
1.2. Высокое качество обслуживания покупателей |
1.2. Повышение квалификации специалистов по сбыту |
1.3. Использование гибкой политики скидок |
1.3. Вовлечение областного бюджета в обеспечение аварийного запаса оборудования |
1.4. Возможность продавать в кредит |
1.4. Рост объемов реализации продукции |
1.5. Комплексная автоматизация фирмы |
1.5. Охват возможно большего числа клиентов |
II. Слабые стороны |
II. Проблемы и риски |
2.1. Высокие цены |
2.1. Кризис экономики и связанное с ним падение курса валюты |
2.2. Большая дебиторская задолженность |
2.2. Рост безнадежной дебиторской задолженности из-за разорения отдельных организаций |
2.3. Слабая компетенция ответственных лиц (несоблюдение должностных инструкций) |
2.3. Снижение доходов населения и организаций |
2.4. Недостаточное повышение квалификации персонала |
Тем не менее, наличие возможностей (пять) будет несколько выше, чем проблем и рисков (четыре). Следовательно, внешняя среда будет характеризоваться средним уровнем риска.
Развитие рынка сбыта электроэнергии ограничено специфическими свойствами энергии как товара, и невозможностью ее доставки потребителям на значительные расстояния.
Кроме того, особенностью сбыта электроэнергии является также сезонность потребления энергии в зависимости от погодных условий.
Для АО «Облэнергосбыт» важным ограничивающим фактором также является развитие малой энергетики и строительство электроэнергетических установок крупными промышленными предприятиями в целях производства электроэнергии для собственных нужд.
Кроме того, на объемы потребления электроэнергии, вырабатываемой АО «Облэнергосбыт», также влияет экономическая ситуация в регионах, объемы строительства жилых и нежилых помещений, зданий и сооружений.
Наличие в регионах деятельности АО «Облэнергосбыт» независимых транспортировщиков электроэнергии, через сети которых происходит передача электроэнергии, затрудняет проведение мероприятий по снижению потерь, отключению потребителей-неплательщиков, борьбе с несанкционированными присоединениями и т.п.
Наиболее существенным фактором, влияющим на деятельность АО «Облэнергосбыт» до 2018 года, являлся рост объемов либерализации рынка электроэнергии и мощности.
В условиях же полностью либерализованного оптового рынка АО «Облэнергосбыт» вынуждено увеличивать объемы продажи электроэнергии и мощности в свободном сегменте рынка, что в условиях низких цен на электроэнергию во второй ценовой зоне сопряжено с рядом финансовых рисков.
АО «Облэнергосбыт» в Московской области расположены в зоне свободного перетока электроэнергии, где отсутствуют сетевые ограничения на поставку электроэнергии от более эффективных производителей из соседних областей.
На оптовом рынке электроэнергии и мощности основная конкурентная борьба поставщиков второй ценовой зоны ведётся между тепловыми электростанциями (ТЭЦ и ГРЭС) и гидроэлектростанциями (ГЭС). На экономическую эффективность работы существенное влияние оказывает объем комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Конкурентоспособность «Облэнергосбыт» существенно меняется в течение года.
Учитывая тот факт, что в ближайшей перспективе темпы роста стоимости угля будут значительно ниже соответствующего темпа роста стоимости природного газа, низкая себестоимость производства электрической энергии угольной генерации будет повышать конкурентоспособность.
Отсутствие сетевых ограничений в узле Московской генерации и наличие более дешевых поставщиков приводит к формированию более низкой цены продажи энергии в свободных секторах рынка.
Таким образом, основным видом деятельности АО «Облэнергосбыт» является производство электрической энергии, передача электроэнергии, распределение электрической энергии. Внешняя среда для АО «Облэнергосбыт» характеризуется средним уровнем риска, так как наличие сильных сторон выше, чем слабых.
2.3. Предложения по совершенствованию деятельности ПАО «Облэнергосбыт»
Произвольно формируемая дебиторская задолженность может существенно ухудшить ликвидность баланса предприятия и его платежеспособность, поскольку даже в срок погашаемые долги отвлекают значительный объем средств.
У ПАО «Облэнергосбыт» размер дебиторской задолженности достаточно высок за счет несвоевременных расчетов за электроэнергию как физических (граждан), так и юридических (фирм и организаций) лиц.
Предоставление скидок и торговых кредитов (кредитование покупателей) может позволить себе не каждая организация. Поэтому необходимо определение:
- предельно возможного объема дебиторской задолженности, погашаемой в стандартные сроки, и расчет этих сроков;
- предельно возможного объема скидок для покупателей;
- минимально необходимого объема средств, поступающих в форме предоплаты продукции, достаточного для покрытия временного дефицита средств, возникающего из-за предоставления скидок и торговых кредитов.
Кроме того, с целью повышения дебиторской задолженности можно использовать следующий алгоритм:
Первый этап представляет собой комплексный анализ состояния и динамики дебиторской задолженности. Результаты анализа становятся основой для прогнозов допустимого уровня и сроков дебиторской задолженности, для планирования количества договоров со скидкой и договоров с предоплатой, проводимых в ходе управления.
1. Предварительный анализ состояния дебиторской задолженности
2. Оценка дебитора
постоянный
новый
скидка
3. Тип договора
Отсрочка платежа
со скидкой
4. Порядок оплаты
в срок
5. Текущий анализ, контроль
Рис. 10. Алгоритм управления дебиторской задолженностью
Второй этап оперативного управления дебиторской задолженностью «Оценка дебитора» подразумевает анализ платежеспособности потенциального покупателя до заключения договора с ним. На данном этапе алгоритма происходит разделение дебиторов на две категории:
а) «Постоянный» - клиент, регулярно делающий заказы в течение длительного периода времени;
б) «Новый» - клиент, делающий заказ впервые. Об этом клиенте известно меньше.
На третьем этапе с целью максимизации притока денежных средств разрабатывает положения нескольких типовых договоров и принимает решения относительно того, договор какого именно типа должен быть заключен с конкретными заказчиками, например:
а) «Скидка» - клиенту предоставляется скидка, например, в размере 3% от суммы договора в случае оплаты поставленной продукции по факту отгрузки и предъявления счетов к оплате. При неоплате клиентом счетов по факту отгрузки он теряет право на скидку, а тип договора автоматически изменяется на «Отсрочка платежа»;
б) «Отсрочка платежа» - клиент должен оплатить поставленную продукцию в течение 30 дней со дня отгрузки продукции и предъявления платежных документов.
На четвертом этапе «Порядок оплаты» происходит предъявление платежных документов заказчикам и оплата по этим документам. С позиции сроков и порядка оплаты покупателями отгруженной продукции выделяются следующие варианты событий:
а) «Со скидкой» - клиент, заключивший договор со скидкой, выполняет условия договора (акцептует платежные документы в кратчайший срок) и получает право на скидку;
б) «В срок» - клиент, заключивший обычный договор, оплачивает поставку продукции в установленный срок, либо клиент, заключивший договор со скидкой, но не исполнивший его условия, оплачивает поставку продукции в обычный срок.
На пятом этапе «Текущий анализ, контроль» управление дебиторской задолженностью заключается в следующем:
- текущий анализ состояния задолженности;
- принятие решений о списании безнадежной задолженности либо подаче искового заявления в суд (при наличии такой задолженности);
- корректировке условий вновь заключаемых договоров с учетом итогов анализа задолженности.
Рассмотрим, какова величина в структуре всей дебиторской задолженности безнадежной задолженности.
В соответствии со статьей 266 главы 25 Налогового кодекса предприятие может создать резерв по сомнительным долгам в размере 100% от суммы безнадежных долгов сроком более 90 дней, 50% сроком от 45 до 90 дней. По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней отчисления в фонд резервов по сомнительным долгам не производятся.