Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие внутренней среды организации
1.2. Характеристики внешней среды
1.3. Влияние факторов макро и микро среды на деятельность организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПАО «ОБЛЭНЕРГОСБЫТ»
2.1. Характеристика ПАО «Облэнергосбыт»
2.2. Анализ рыночной среды ПАО «Облэнергосбыт»
2.3. Предложения по совершенствованию деятельности ПАО «Облэнергосбыт»
Рассмотрев и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации необходимо сделать основные выводы [5, c. 207].
Таким образом, внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПАО «ОБЛЭНЕРГОСБЫТ»
2.1. Характеристика ПАО «Облэнергосбыт»
Основной вид деятельности АО «Облэнергосбыт» - производство, передача и распределение электроэнергии.
На рынке генерации и энерготранспортировки России в 1992—2008 годах монополистом было Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России»).
В 2008г. завершился важный этап реформы российской энергетики — проведены реструктуризация отрасли и приватизация ее ключевых активов, а также прекратило существование ОАО «РАО ЕЭС России».
Сейчас на российском рынке энергетических компаний монополиста нет. Рынок генерации и энерготранспортировки России включает следующие модели рынка:
1) Олигополия — генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (ОГК — оптовая генерирующая компания), созданные в 2004—2006 годах, включают в себя крупнейшие тепловые ГРЭС страны.
С целью минимизации возможности монопольных злоупотреблений, каждая ОГК объединяет станции, находящиеся в разных регионах страны. Тепловые ОГК подлежат приватизации в ходе реформы. Всего в России насчитывается 7 ОГК.
2) Монополистическая конкуренция — территориальные генерирующие компании (ТГК) объединяют электростанции нескольких соседних регионов (за исключением электростанций федерального значения, вошедших в ОГК). В основном это теплоэлектроцентрали, ориентированные на выработку не только электричества, но и тепла.
Компании будут продавать электроэнергию, а также снабжать теплом потребителей своих регионов. ТГК подлежат приватизации в ходе реформы. Всего в России насчитывается 18 ТГК.
3) Совершенная (чистая) конкуренция — частные энергокомпании, работающие на конкурентном рынке.
АО «Облэнергосбыт» относится к рынку монополистической конкуренции.
Структура экономического отдела АО «Облэнергосбыт» имеет следующий вид, представленный на рисунке 9:
Экономический отдел
Главный экономист
Экономист по труду
Экономист по финансовой работе
Специалист экономическому анализу
Рис. 9. Экономический отдел АО «Облэнергосбыт»
Начальник экономического отдела организует управление движением финансовых ресурсов и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка.
Экономист по финансовой работе выполняет работу, направленную на обеспечение финансовыми ресурсами заданий производственного плана АО «Облэнергосбыт».
Экономист по труду получает от подразделений сведения, необходимые для планирования и учет труда; осуществляет проверку в подразделениях правильности применения систем оплаты труда.
В целом тенденции развития АО «Облэнергосбыт» в 2018 году в части теплового бизнеса соответствуют общеотраслевым тенденциям, сложившимся на региональных рынках тепла.
Обществу удалось достигнуть значительного роста уровня сбора денежных средств за потребленную теплоэнергию. Общий уровень сбора денежных средств в 2018 году составил 99,8%; уровень сбора с населения, находящегося на прямых расчетах с АО «Облэнергосбыт», составил 100,5% (с учетом оплаты ранее накопленной задолженности), что значительно выше среднего отраслевого показателя.
Несмотря на то, что в 2018 году доля ТЭЦ АО «Облэнергосбыт» в выработке электрической энергии по ОЭС Сибири составила всего 4,1%, Общество, тем не менее, в полной мере подвержено влиянию ряда факторов, способных негативно отразиться на деятельности АО «Облэнергосбыт» на ОРЭМ.
Основные показатели деятельности АО «Облэнергосбыт» представлены в таблице 1:
Таблица 1
Основные показатели деятельности АО «Облэнергосбыт», тыс. руб.
Наименование показателя |
2017г. |
2018г |
Отклонения |
|
Тыс. руб. |
Темп прироста, % |
|||
Нематериальные активы |
70 637 |
68 653 |
-1 984 |
-2,8 |
Основные средства |
15 849 500 |
16 816 678 |
967 178 |
6,1 |
Кредиторская задолженность |
1 401 774 |
1 797 563 |
395 789 |
28 |
Имущество |
19 307 556 |
23 039 170 |
3 731 614 |
19 |
Выручка |
19 322 012 |
20 711 263 |
1 389 251 |
7,2 |
Себестоимость |
16 715 133 |
18 239 505 |
1 524 372 |
9,1 |
Чистая прибыль |
225 821 |
265 971 |
40 150 |
18 |
Величина нематериальных активов несколько снизилась, c 70 637 тыс. руб. в 2017г. до 68 653 тыс. руб. в 2018г. или на 1 984 тыс. руб., что составляет 3%.
Зато размер основных средств возрос на 967 178 тыс. руб. или на 6%, что свидетельствует о создании условий (материальной базы) для наращивания объемов деятельности организации.
Кредиторская задолженность на 1 января 2016г. составила 1 797 563 тыс. руб., что на 395 178 тыс. руб. больше предыдущего года.
Такой большой размер кредиторской задолженности является неблагоприятным фактором в деятельности организации, так как снижает уровень ее платежеспособности.
При этом произошло увеличение кредиторской задолженности в динамике, в 2018г. по сравнению с 2017г. задолженность возросла на 28%, что также является неблагоприятным фактором в деятельности АО «Облэнергосбыт», так как снижает ее финансовую устойчивость.
Рост имущества составил 3 731 614 тыс. руб. или 9%, что также свидетельствует о наращивании масштабов деятельности организации.
Выручка возросла на 7% и составила 1 389 251 тыс. руб., что говорит об увеличении объемов производства и является благоприятным фактором.
При этом себестоимость возросла несколько больше выручки, на 1 524 372 тыс. руб. или на 9%, что является неблагоприятным фактором, так как опережение темпов прироста себестоимости по сравнению с темпами прироста выручки говорит о превышении роста доля затрат по сравнению с прибылью в структуре выручки предприятия.
В 2018г. по сравнению с 2017г. чистая прибыль возросла на 18% и на 1 января 2016г. составила 40 150 тыс. руб., что говорит об эффективной деятельности АО «Облэнергосбыт».
Таким образом, АО «Облэнергосбыт» занимается производством, передачей и распределением тепловой и электрической энергии, газа, пара, горячей воды. АО «Облэнергосбыт» функционирует эффективно, так как в течение всего анализируемого периода (2017-2018гг.) предприятие получало только прибыль, убытки отсутствовали, при этом наблюдается рост прибыли как в абсолютных величинах, так и в относительных, то есть в динамике.
2.2. Анализ рыночной среды ПАО «Облэнергосбыт»
Влияние природы отражается на размещении предприятия (климатические особенности, расположение к важнейшим ресурсам для обеспечения процесса производства, близость к рынкам сбыта).
Природная среда для АО «Облэнергосбыт» относительно благоприятна, так как климатические особенности Московской области и близлежащих регионов вызывают большой спрос на продукцию организации.
Влияние демографии отражается в таких показателях, как численность населения страны, региона, города и т.п.; структуре этого населения по возрасту, полу, образованию и т.п.
Благоприятным фактором является то, что Московская область, где находится АО «Облэнергосбыт», является большим областным центром, что способствует повышенному спросу на продукцию.
Влияние политики – это, прежде всего, законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность; законы всех уровней от Президента и его Правительства до местных властей.
И, как показывает практика, законы субъектов РФ оказывают наибольшее влияние.
Среди данных факторов наибольшее значение на деятельность АО «Облэнергосбыт» оказывают такие нормативные документы, как Федеральный закон «Об акционерных обществах», Устав Московской области в части главы «Основы экономики и финансов Московской области» и др.
Общее состояние экономики страны влияет на бизнес вообще и на структуру управления в частности. При этом можно выделить следующие экономические факторы, наиболее сильно влияющие на АО «Облэнергосбыт»:
- уровень инфляции составил за 2018г. 12,9% (неблагоприятный фактор);
- восстановление экономики области после экономического кризиса благоприятный фактор, способствующий росту спроса на продукцию АО «Облэнергосбыт»;
- высокая налоговая нагрузка (20% - налог на прибыль; 34% страховые выплаты в Пенсионный фонд, в страховой и медицинский фонды и т.д.).
Социальные факторы (льготы, отношение граждан к платному образованию, платному медицинскому обслуживанию) также оказывает общее влияние на предприятие.
Факторы технологической среды проявляют себя через новации и новые технологии. Данный фактор является неблагоприятным для «Облэнергосбыт», так как для Российской экономики характерно отставание НТП.
Таблица 2
PEST-анализ влияния факторов внешней среды на АО «Облэнергосбыт»
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Влияние на предприятие |
1. Поли- тические |
1.1. Федеральный за- кон «О публичных ак- ционерных общест- вах» |
Особенности функциони- рования, льготы |
Минимизация финан- совых рисков (потерь) для участников общества |
1.2. Устав Московс- кой области в части главы «Основы эконо- мики и финансов Московской области» |
Регулирование деятельности ПАО |
Система налогообложения, бухгалтерского учета |
|
2. Эконо- мические |
2.1. Уровень инфляции |
за 2017г. 11,4% и за 2018г. 12,9% (неблагоприятный фактор) |
Снижение покупательской способности граждан |
2.2. Высокая налоговая нагрузка |
20% - налог на прибыль |
снижение возможности вложения средств на рас- ширение производства |
|
2.3. Большие расходы на персонал |
30% страховые выплаты во внебюджетные фонды |
Большие затраты и сни- жение прибыли |
|
3. Соци- альные |
3.1. Снижение реальных доходов населения (в т.ч. среднего класса) |
Инфляция обгоняет рост за- работных плат |
Снижается количество за- казов, число покупателей |
3.2. Снижение доходов предприятий |
Снижение покупательской способности граждан |
не способствует росту спроса на продукцию |
|
4.Техноло-гические |
Отставание НТП |
Затратные технологии |
Большие издержки |
Во внутреннюю среду предприятия обычно входят: потребители, поставщики, посредники и контактные аудитории.
Основные потребители АО «Облэнергосбыт» - как физические, так и юридические лица. Среди наиболее крупных потребителей - юридических лиц, можно отметить:
- ООО «ГЦЭ-Энерго»;
- ЗАО «ЦТБиД «Полисервис».
Поставщики обеспечивают фирму необходимыми материалами. Зависимость от одного поставщика или нескольких создаёт некоторые проблемы для предприятия, а также проблемой может являться ненадёжность поставщиков, т.к. предприятие может не выполнить свой заказ из-за отсутствия комплектующих и материалов.
Основные поставщики АО «Облэнергосбыт» представлены в таблице 3:
Таблица 3
Поставщики АО «Облэнергосбыт»
Поставщик |
Город поставщика |
Доля пос-тавок, % |
ОАО «Электрозавод» |
Москва |
17 |
ОАО «Силовые машины» |
Санкт-Петербург |
14 |
ООО «Компания «ДСА-Урал» |
Екатеринбург |
12 |
ОАО «ВНИПИэнергопром» |
Москва |
12 |
ОАО «УЭТМ-УГМ» |
Сысерть |
11 |
ЗАО «ТПФ «Монолит-Энерго» |
Королев |
9 |
ЗАО «ЧЭАЗ-Сибирь» |
Кемерово |
9 |
ООО «Энергосила-Урал» |
Челябинск |
7 |
ОАО «ОПТИМА» |
Москва |
3 |
ОАО «Сарансккабель» |
Саранск |
3 |
ОАО «Омский НПЗ» |
Омск |
2 |
ОАО «Сибгазстройдеталь» |
Омск |
1 |
Рынок рабочей силы является благоприятным для АО «Облэнергосбыт», так как основной персонал, требуемый для организации - это люди с высшим техническим образованием. В Московской области выпускается большое количество специалистов в данной области.
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие предприятия, является конкуренция. В отношении действующих конкурентов существует вероятность роста их доли в производстве электроэнергии.
АО «Облэнергосбыт» обладает устойчивыми конкурентными преимуществами: значительные производственные мощности и комбинированный способ выработки электроэнергии, что позволяет снизить себестоимость продукции. Учитывая вышеизложенное, АО «Облэнергосбыт» занимает устойчивые доминирующие позиции на региональных рынках электроэнергии Московской области.