Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие внутренней среды организации
1.2. Характеристики внешней среды
1.3. Влияние факторов макро и микро среды на деятельность организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПАО «ОБЛЭНЕРГОСБЫТ»
2.1. Характеристика ПАО «Облэнергосбыт»
2.2. Анализ рыночной среды ПАО «Облэнергосбыт»
2.3. Предложения по совершенствованию деятельности ПАО «Облэнергосбыт»
ВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы «Характеристика внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность фирмы» заключается в том, что любая организация находится и функционирует в среде, каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Предмет исследования – окружающая среда организации.
Объект исследования курсовой работы – АО «Облэнергосбыт».
Целью написания курсовой работы является изучение как теоретических аспектов внутренней и внешней среды организации, так и осуществление анализа среды на примере конкретной организации.
Основные задачи курсовой работы следующие:
- раскрыть понятие окружающей среды организации;
- дать экономическую характеристику АО «Облэнергосбыт»;
- провести анализ функционирования АО «Облэнергосбыт»;
- разработать пути совершенствования деятельности АО «Облэнергосбыт».
В работе использованы такие экономические методы исследования, как монографический метод, статистический метод, метод сравнения.
Нормативно-правовой базой для написания работы послужили Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.
В процессе исследования использовалась следующая информационная база: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, Устав АО «Облэнергосбыт» и др.
Методологической основой для написания работы послужили труды таких отечественных и зарубежных ученых-экономистов, как Котлер Ф., Голубков Е.П., Лебедев О.Т. и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие внутренней среды организации
Организация, как система имеет входы и выходы (рис. 1).
ВХОД ВЫХОД
Информация Капитал Материал. ресурсы Трудовые ресурсы |
Внутренняя среда Предприятия (процесс преобразования) |
Товар Услуги |
Рис. 1. Процесс преобразования элементов предприятия
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации:
ЗАДАЧИ
СТРУКТУРА ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
ЛЮДИ
Рис. 2. Взаимосвязь внутренних переменных
1. Цели: Цель есть желаемый результат, которого стремится добиться группа. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.
2. Структура: Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
3. Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
4. Технология: связана с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами.
5. Люди в организации создают ее продукт, формируют культуру организации, климат, от них зависит то, чем является организация [3, c. 97].
Таким образом, внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации.
1.2. Характеристики внешней среды
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной организации, но оказывающие воздействие на функционирование организации и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Внешняя среда
косвенного воздействия
Экономика Политика
Внешняя среда
прямого воздействия
Акционеры Поставщики
Предприятие
Потребители
Конкуренты
НТП Культура
Рис. 3. Внешняя среда предприятия
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации.
Потребители
Поставщики
Законы и государст-венные органы
Конкуренты
Профсоюзы
Рис. 4. Среда прямого воздействия
1) Поставщики: фирма есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов [8, c. 14].
2) Законы и государственные органы: организация имеет определенный правовой статус, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить.
3) Потребители: Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя.
4) Конкуренты: если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, фирма не продержаться [8, c. 204].
Международные события
Состояние экономики
Социо-культурные
факторы
Научно-технический
прогресс
Политические факторы
Рис. 5. Среда косвенного воздействия
1) Научно-технический прогресс (НТП) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.
2) Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.
3) Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.
4) Политические факторы: настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса.
5) Отношения с местным населением: существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность предприятия [6, c. 12].
Изменения
Изменения
Воздействия поставщиков и технологий
Внешняя среда
Социокультурные и культурные воздействия
Внешняя граница организации
Технология
Цели орга-низации
Изменения
Изменения
Рез-ты
деят- ти
Вводимые
ресурсы
Структура
Кадры
Задачи
Воздействия экономики и конкуренции
Законодательные и политические
воздействия
Изменения
Рис. 6. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию
Таким образом, как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.
1.3. Влияние факторов макро и микро среды на деятельность организации
Чтобы определить стратегию поведения организации, руководство должно иметь представление как о внутренней среде, ее потенциале, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией.
Анализ среды предприятия |
Анализ внутренней среды |
Анализ внешней среды |
||
вскрывает внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкретной борьбе в процессе достижения своих целей |
служит инструментом, при помощи которого внешние факторы с целью предвидеть угрозы и возможности работы предприятия. а также разработать стратегию, которая позволит ему достигнуть поставленных целей |
Рис. 7. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование и т.п.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; иерархию.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств [9, c. 204].
Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид:
Параметры оценки |
Возможности 1. 2. . |
Угрозы 1. 2. . |
Сильные стороны 1. 2. . |
Поле «Сила и Возможности» |
Поле «Сила и Угрозы» |
Слабые стороны 1. 2. . |
Поле «Слабость и Возможности» |
Поле «Слабость и Угрозы» |
Рис. 8. Матрица SWOT [11, c. 192]
Кроме SWOT-матрицы в анализе также используется матрица возможностей, в которой выделяются вероятности возможностей для организации, и матрица угроз, которая используется для оценки угроз. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент. Этими компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, социальное поведение.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы.
Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции.
Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества.
Изучение конкурентов занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Конкурентная борьба формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке.
Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе.