Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Барьеры в Коммуникациях).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Потоки коммуникации, в которых участвуют менеджеры аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между менеджером и его сотрудниками, между менеджерами одного уровня, между организацией и внешней средой. В целом поток информации от одного человека к другому принято называть коммуникацией. Обмен информацией между менеджером, органом управления и исполнителями - все это коммуникация.
Коммуникации являются неотъемлемым компонентом любых процессов взаимодействия, но чтобы они были эффективными, требуется определенный управленческий стиль – навык которого не очевиден. Для этого менеджеру:
во-первых, важно знать приемы развития коммуникационных процессов, характер влияния внешних условий на достигнутые результаты и,
во-вторых, иметь способности, необходимые для эффективного обмена информацией. В сложных ситуациях может потребоваться даже специальный персонал в Предприятия, на которого следует возложить обязанности изучать и развивать системы коммуникаций в Предприятия.
Наличие стратегической Информации - это основное условие конкурентности Предприятия. Менеджера интересует информация о физических и юридических лицах, передовой технологии, экономической и финансовой ситуации и т.д. Оперативная, надежная, достоверная и своевременная информация является краеугольным камнем управленческого процесса, и от того насколько она качевтенна, во многом зависит качество управления предприятием.
Информация может приниматься менеджером к сведению, служить основой будущих решений, быть платформой для проектирования, расширять знания и кругозор. Без информации невозможна совместное взаимодействие в условиях разделения труда, нехватка нужной, как и избыток ненужной информации дезорганизует любую деятельность.
В повседневной работе менеджер должен использовать информацию от различных доступных источников - вышестоящих менеджеров, сотрудников, менеджеров того же уровня, контрагентов, поставщиков и т.д. Процессы коммуникаций позволяют менеджерам эффективно вести свою работу и принимать решения о выборе оптимальной формы для достижения поставленных целей.
Цель курсовой работы – выявить генезис сложностей коммуникации, с потенциальными рисками на пути к пониманию сути общения, а также с тем, что можно применить, чтобы более эффективно обмениваться информацией как среди управляющих, так и за пределами их круга.
Задачи курсовой работы:
• Выразить понятие барьера;
• Выразить представления о барьерах в режиме потоковой коммуникации;
• Выразить представления о барьерах межличностной коммуникации;
• Обозреть различные варианты преодоление коммуникативных барьеров;
1. Коммуникации – что это?
Коммуникации – это обмены информацией.
Информация ‑ это лишь внешнее проявление коммуникации, ее субстрат. Информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и выступает как средство коммуникации [3, с.124].
Таким образом Коммуникация – это процесс на основе которого коммуникатор получает информацию, необходимую для принятия решений и приводит принятые решения к исполнению в Предприятия. Если процессы коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, сотрудники могут неверно понимать, чего же хочет от них менеджер, или, как вариант, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.
В коммуникации информация передается от одного участника (источника) к другому (приемнику). Участниками (субъектами) могут быть:
- личности
- группы
- Предприятия.
В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи фактов, мнений, идей, ощущений или намеков, восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Коммуникация и информация различны, но увязанные между собой сущности. Процесс коммуникации включает в себя и то, что передается, и то, как «это - что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие, как минимум, двух участников.
!!! Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми ли некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.
Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.
Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующих неопределенностью и двусмысленностью [1, с. 380].
Менеджеры затрачивают на коммуникации 50-90% своего времени. Это может показаться невероятным, но, если учесть, что менеджеру приходится общаться, исполняя роли межличностного общения, информационные роли и роли, связанные с принятием решений, а также для выполнения всех управленческих функций, все становится на свои места. Именно потому, что коммуникации являются неотъемлемой частью всех основных видов деятельности менеджера, их называют связующим процессом.
Все три основные ролевые установки менеджеров и все четыре основные управленческие функции нацелены на формулировку организационных целей и их достижение, и степень реализации этих целей, как правило, напрямую зависит от качества коммуникаций. Следовательно, эффективные коммуникации просто необходимы для успеха, как отдельного работника, так и Предприятия в целом.
Однако, хотя важнейшая роль коммуникаций в успехе организаций признается всеми, опросы показывают, что, по мнению 73% американских, 63% английских и 85% японских менеджеров, именно неэффективные коммуникации сегодня становятся основным барьером на пути достижения организационных целей. Еще один опрос почти 250 тысяч работников из двух тысяч компаний выявил, что коммуникации - одна из серьезнейших проблем организаций. Разобравшись в сути коммуникаций на личностном и организационном уровнях, можно научиться снижать вероятность неэффективного общения и стать более эффективным менеджером. Эффективный менеджер - это менеджер, который эффективен именно в сфере коммуникаций. Такой управленец знаком с природой коммуникационного процесса, обладает отличными навыками устного и письменного общения и понимает, как на качество коммуникаций влияет среда.
Основная задача менеджмента - получение прибыли, что напрямую зависит от умения менеджера управлять делами. Можно увидеть связь между коммуникацией, информацией и умением менеджера работать. Известно, что обмен информацией в Предприятиех не всегда так эффективен, как следовало бы. На деле люди общаются между собой менее эффективно, чем им это кажется.
Этот факт отлично проиллюстрировало исследование Р. Лайкерта, проанализировавшего деятельность бригадиров и их подчиненных одного из предприятий коммунального обслуживания.
В то время как 85% бригадиров считали, что их подчиненные могут свободно обсуждать важные деловые проблемы, лишь 5 % признались, что действительно это делают. В ходе другого исследования менеджер отдела сообщил, что дал инструкции и донес до подчиненных решения по 165 конкретным моментам. Однако, по сведениям подчиненных, они знали лишь о 84 его распоряжениях. Еще один исследователь проанализировал деятельность калифорнийской компании в сфере здравоохранения и выявил серьезные расхождения в оценке эффективности коммуникаций представителями менеджмента высшего, среднего и низшего уровней.
Кроме того, зачастую переданное сообщение неправильно понимается его получателем, что также является признаком неэффективных коммуникаций. Дж. Майнер, выдающийся исследователь в сфере менеджмента, считает, что всего 50% контактов в Предприятия приводят в результате к взаимопониманию сторон. И, как правило, причиной этому является неспособность людей учесть тот факт, что коммуникации представляют собой обмен.
В ходе обмена активную роль играют обе стороны. Например, если вы, будучи менеджером, рассказываете подчиненному об изменении его рабочего задания, то это лишь начало процесса обмена. Чтобы коммуникации были эффективными, ваш собеседник должен продемонстрировать, что понял свою задачу и то, каких результатов вы от него ожидаете. Коммуникации эффективны только при условии, что одна сторона предлагает информацию, а другая ее верно воспринимает, а для этого к данному процессу необходимо относиться с огромным вниманием.
Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникации - достичь понимания обмениваемой информации, т.е. сообщения. Но сам по себе факт обмена информацией еще не гарантирует, что процесс был успешным. Вам, конечно, доводилось сталкиваться с примерами неэффективных коммуникаций с друзьями, родственниками или коллегами. Чтобы лучше понять суть этого процесса и то, чем определяется его эффективность, необходимо иметь представление о том, из каких этапов он состоит.
Процесс коммуникации включает четыре базовых элемента:
) Отправитель - лицо, генерирующее идею либо отбирающее информацию для передачи.
2) Сообщение - собственно информация, закодированная в символы.
3) Канал - средство передачи информации.
4) Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое ее интерпретирует.
В ходе коммуникации отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи так, чтобы обе стороны одинаково поняли исходную идею. Это трудно, поскольку на каждом этапе смысл идеи может быть искажен и даже полностью утрачен. Вот эти этапы.
) Генерирование идеи.
) Кодирование и выбор канала.
) Передача.
) Декодирование.
Все эти этапы наглядно представлены на приложении 1.
Хотя весь процесс коммуникации нередко требует всего нескольких секунд и, следовательно, выделить в нем этапы довольно трудно, нужно проанализировать каждый из них и рассказать о проблемах, возникающих на каждом из этапов. Этот анализ похож на исследование кадров очень короткого эпизода кинофильма.
1) Генерирование идеи
Коммуникации начинаются с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую важную идею или сообщение надо донести. К сожалению, многие такие попытки дают сбой уже на первом этапе, поскольку отправитель не уделяет достаточного времени обдумыванию идеи. Важность данного этапа подчеркивает К. Дэвис: «Неудачно составленное сообщение не улучшат ни глянцевая бумага, ни громкоговоритель. Девиз данного этапа - «Не начинай говорить, не начав думать».
Важно помнить, что на этом этапе идея еще не воплощена в словах или в другой форме, в которой она будет передаваться. Отправитель только решил, какую именно концепцию он хочет донести. Чтобы сделать это эффективно, надо учесть множество факторов. Например, менеджер, желающий сообщить людям о результатах оценки их деятельности, должен четко понимать, что ему необходимо донести до подчиненных конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о способах улучшения результатов. Его сообщение не должно состоять из смутных похвал общего характера или критики.
Этот пример также отражает взаимосвязь между восприятием и коммуникацией. Если менеджер считает, что его подчиненные способны развиваться и совершенствоваться и, следовательно, информация об оценке результатов их деятельности им будет полезна, то он, по всей вероятности, найдет позитивные конструктивные идеи. Если же менеджер воспринимает подчиненных, как детей, которым нужно, чтобы им точно сказали, в чем они не правы, и указали им верный путь, то, скорее всего, доносимые им сообщения будут основываться на негативной критике, что свойственно такому образу мышления.