Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы финансов как инструмента регулирования экономики
1.1. Понятие и функции финансов
1.2. Структура финансовой системы и органы управления финансовой системой
1.3 Управление финансами в зарубежных странах
2. Воздействие финансов на экономику России
2.1. Принципы построения и функционирования финансовой системы России
2.2. Государственная поддержка финансовой системы Российской федерации
2.3. Направления использования финансов для развития экономики
3. Перспективы применения финансовых инструментов для развития экономики
Финансовую систему Российской Федерации в зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов можно разделить на сферы централизованных (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств). Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Подробнее финансовую систему России рассмотрим на рисунке 1 [на основании 7].
Рис. 1 Финансовая система Российской Федерации
Финансовая система – это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений [10].
В Российской Федерации очень велико воздействие государственной власти на финансовую систему. Оно осуществляется специальными органами управления финансовой системой [на соновани 9]:
- Министерство финансов РФ;
- Федеральное казначейство РФ;
- Счетная палата РФ;
- Государственная налоговая служба РФ;
- Центральный банк.
Следует отметить, что каждый орган выполняет свои функции. Подробнее рассмотрим их в таблице 7 [17].
Таблица 7
Функции органов управления финансовой системой в РФ
№ п/п |
Орган управления |
Основные функции |
1. |
Министерство финансов РФ |
-составление проекта федерального бюджета -прогноз консолидированного бюджета -разработка положений налоговой политики -руководство в области финансово-бюджетного планирования -руководство в области финансово-бюджетного планирования -разработка схем выпуска государственных займов и их реализация; -разработка программ внешних заимствований -анализ валютно-финансовых проблем, разработка предложений по совершенствованию |
Продолжение Таблицы 7
№ п/п |
Орган управления |
Основные функции |
2. |
Федеральное казначейство РФ |
- организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов; - ведение реестра распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов; - организация распределения доходов между бюджетами разных уровней - сбор и обработка информации о состоянии федерального и региональных бюджетов; - осуществление единого стандартизированного учета средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства; |
3. |
Счетная палата РФ |
- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению; - определение эффективности использования государственных средств и федеральной собственности - контроль за законностью и своевременностью движения федеральных финансовых ресурсов в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях; - контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга. |
Окончание Таблицы 7
№ п/п |
Орган управления |
Основные функции |
4. |
Государственная налоговая служба РФ |
- контроль соблюдения налогового законодательства; - обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков; - обеспечение правильности исчисления налоговых платежей; - обеспечение правильности применения финансовых санкций - составление, анализ и предоставление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности по налогам. |
5. |
Центральный Банк |
- общее регулирование денежного обращения; - обслуживание государственного долга (размещение государственных займов, их погашение, выплаты процентов по госзаймам); - управление золото-валютными резервами; - определение форм безналичных расчетов. |
Из таблицы можно сделать вывод о том, что особое место среди органов управления финансами занимает Министерство Финансов РФ. На него возложены функции разработки финансовых планов и прогнозов, то есть именно данное ведомство проектирует, как применение того или иного инструмента отразится на развитии экономики страны.
2.2. Государственная поддержка финансовой системы Российской федерации
Государственная поддержка в сфере социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется с помощью разработки специальных госпрограмм.
Госпрограмма - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [23].
Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В настоящее время разработан перечень государственных программ Российской Федерации, сформированный по отраслевому признаку, исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации [на основании 23]:
- Новое качество жизни;
- Инновационное развитие и модернизация экономики;
- Сбалансированное региональное развитие;
- Обеспечение национальной безопасности:
- Эффективное государство.
В рамках направления «эффективное государство планируется повышение эффективности управления государственным имуществом и государственными финансами. Особой задачей является развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков. Предметом специального внимания - создание условий для формирования в России международного финансового центра.
Также планируется реализация комплекса мер по всестороннему и эффективному обеспечению интересов Российской Федерации на международной арене, созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны.
Одной из госпрограмм данного направления является программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
Цель данной программы - Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка.
В рамках данной программы так же реализуются различные подпрограммы, их перечень приведен на рисунке 1 [на основании 23].
На примере подпрограммы «Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов» рассмотрим, посредством каких мероприятий реализуются задачи подпрограммы. Итак, были выделены следующие основные задачи подпрограммы [23]:
- Внедрение долгосрочного бюджетного планирования в Российской Федерации
- Развитие программно-целевых методов планирования и повышение эффективности бюджетных расходов
- Развитие нормативно-правового и методического обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг
- Совершенствование регулирования вопросов деятельности государственных внебюджетных фондов
Для каждой из задач были установлены необходимые мероприятия. Например, для задачи развития программно-целевых методов планирования и повышения эффективности бюджетных расходов были определены следующие мероприятия [23]::
- Совершенствование методологии формирования обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета
- Внедрение института обзоров (аудита) бюджетных расходов
- Разработка Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах
- Установление концепции «налоговых расходов» в целях создания системы учета, прогнозирования и оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) в рамках бюджетного процесса. Формирование реестра налоговых расходов федерального бюджета, включающего оценку их фактического и прогнозируемого объема и др.
По итогам проведения мероприятий подготавливаются и вносятся планы, принимаются приказы и т.п.
Таким образом, с помощью госпрограмм Государство выделяет элементы финансовой системы, которые необходимо усовершенствовать, разрабатывает план мероприятий, и придерживаясь данного плана поэтапно выполняет все поставленные задачи.
2.3. Направления использования финансов для развития экономики
В связи с тем, что потребности общества изменчивы, финансовым механизмам постоянно необходимо подстраиваться под них. Развитие различных отраслей народного хозяйства происходит неравномерно, отдельные звенья могут в своем развитии вырываться вперед, а другие отставать. Для сбалансированного роста и развития всей экономической системы необходимо, чтобы все звенья были органично увязаны друг с другом. Добиться такого результата возможно только с помощью регулирования экономической системы и применения финансовых инструментов[15].
В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
В основном регулирование экономики происходит самостоятельно субъектами хозяйствования. То есть происходит саморегулирование. Саморегулирование обеспечивается функционированием финансового рынка. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря нему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства. Но, следует отметить, что оно не безгранично. В некоторых ситуациях рынок бессилен. Например, монополии могут препятствовать распределению ресурсов оптимальным образом [17].
Как отмечалось ранее, государство создает специальные органы управления финансами, которые с помощью различных инструментов могут воздействовать на ситуацию, а также они способствуют установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.
В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства.
Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении.
Ускоренному развитию отдельных отраслей экономики может способствовать бюджетное финансирование. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой[15]. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут решения.
Рассмотрим, на развитие каких сфер народного хозяйства направляются государственные финансы. Для этого обратимся к бюджету Российской Федерации и рассмотрим структуру расходов по отраслям. Для этого рассмотрим рисунок 2 [22].
Рис.2 Структура расходов бюджета РФ 2019 г. по отраслям
Таким образом, следует сделать вывод о том, что в 2019 году основное направление использования финансов это транспорт и дорожное хозяйство. Уклон на развитие транспортной инфраструктуры обусловлен нацеленностью государства на повышение уровня экономической связанности Российской Федерации.
Вложение средств в агропромышленный комплекс объясняется тем, что это поможет развивать внутренний рынок продуктов и услуг и обеспечить устойчивое положение России на внешних рынках.
Так же повышение конкурентоспособности российской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках являются ключевыми приоритетами политики в области развития отраслей промышленности. В предстоящем периоде будут применяться активные меры по выведению на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами, повышению доли продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулированию развития производственного и инновационного потенциала высокотехнологичных отраслей. В рамках деятельности Фонда развития промышленности продолжится предоставление льготных условий софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий [на основании бюджета на 2019].