Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовую систему Российской Федерации в зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов можно разделить на сферы централизованных (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств). Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Подробнее финансовую систему России рассмотрим на рисунке 1 [на основании 7].

Рис. 1 Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система – это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений [10].

В Российской Федерации очень велико воздействие государственной власти на финансовую систему. Оно осуществляется специальными органами управления финансовой системой [на соновани 9]:

-  Министерство финансов РФ;

-  Федеральное казначейство РФ;

-  Счетная палата РФ;

-  Государственная налоговая служба РФ;

-  Центральный банк.

Следует отметить, что каждый орган выполняет свои функции. Подробнее рассмотрим их в таблице 7 [17].

Таблица 7

Функции органов управления финансовой системой в РФ

№ п/п

Орган управления

Основные функции

1.

Министерство финансов РФ

-составление проекта федерального бюджета

-прогноз консолидированного бюджета

-разработка положений налоговой политики

-руководство в области финансово-бюджетного планирования

-руководство в области финансово-бюджетного планирования

-разработка схем выпуска государственных займов и их реализация;

-разработка программ внешних заимствований

-анализ валютно-финансовых проблем, разработка предложений по совершенствованию

Продолжение Таблицы 7

№ п/п

Орган управления

Основные функции

2.

Федеральное казначейство РФ

-  организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

-  ведение реестра распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

-  организация распределения доходов между бюджетами разных уровней

-  сбор и обработка информации о состоянии федерального и региональных бюджетов;

-  осуществление единого стандартизированного учета средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства;

3.

Счетная палата РФ

-  контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению;

-  определение эффективности использования государственных средств и федеральной собственности

-  контроль за законностью и своевременностью движения федеральных финансовых ресурсов в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

-  контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга.


Окончание Таблицы 7

№ п/п

Орган управления

Основные функции

4.

Государственная налоговая служба РФ

-  контроль соблюдения налогового законодательства;

-  обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков;

-  обеспечение правильности исчисления налоговых платежей;

-  обеспечение правильности применения финансовых санкций

-  составление, анализ и предоставление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности по налогам.

5.

Центральный Банк

-  общее регулирование денежного обращения;

-  обслуживание государственного долга (размещение государственных займов, их погашение, выплаты процентов по госзаймам);

-  управление золото-валютными резервами;

-  определение форм безналичных расчетов.

Из таблицы можно сделать вывод о том, что особое место среди органов управления финансами занимает Министерство Финансов РФ. На него возложены функции разработки финансовых планов и прогнозов, то есть именно данное ведомство проектирует, как применение того или иного инструмента отразится на развитии экономики страны.

2.2. Государственная поддержка финансовой системы Российской федерации

Государственная поддержка в сфере социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется с помощью разработки специальных госпрограмм.

Госпрограмма - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [23].

Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


В настоящее время разработан перечень государственных программ Российской Федерации, сформированный по отраслевому признаку, исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации [на основании 23]:

  • Новое качество жизни;
  • Инновационное развитие и модернизация экономики;
  • Сбалансированное региональное развитие;
  • Обеспечение национальной безопасности:
  • Эффективное государство.

В рамках направления «эффективное государство планируется повышение эффективности управления государственным имуществом и государственными финансами. Особой задачей является развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков. Предметом специального внимания - создание условий для формирования в России международного финансового центра.

Также планируется реализация комплекса мер по всестороннему и эффективному обеспечению интересов Российской Федерации на международной арене, созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны.

Одной из госпрограмм данного направления является программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Цель данной программы - Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка.

В рамках данной программы так же реализуются различные подпрограммы, их перечень приведен на рисунке 1 [на основании 23].

На примере подпрограммы «Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов» рассмотрим, посредством каких мероприятий реализуются задачи подпрограммы. Итак, были выделены следующие основные задачи подпрограммы [23]:

  1. Внедрение долгосрочного бюджетного планирования в Российской Федерации
  2. Развитие программно-целевых методов планирования и повышение эффективности бюджетных расходов
  3. Развитие нормативно-правового и методического обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг
  4. Совершенствование регулирования вопросов деятельности государственных внебюджетных фондов

Для каждой из задач были установлены необходимые мероприятия. Например, для задачи развития программно-целевых методов планирования и повышения эффективности бюджетных расходов были определены следующие мероприятия [23]::


  1. Совершенствование методологии формирования обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета
  2. Внедрение института обзоров (аудита) бюджетных расходов
  3. Разработка Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах
  4. Установление концепции «налоговых расходов» в целях создания системы учета, прогнозирования и оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) в рамках бюджетного процесса. Формирование реестра налоговых расходов федерального бюджета, включающего оценку их фактического и прогнозируемого объема и др.

По итогам проведения мероприятий подготавливаются и вносятся планы, принимаются приказы и т.п.

Таким образом, с помощью госпрограмм Государство выделяет элементы финансовой системы, которые необходимо усовершенствовать, разрабатывает план мероприятий, и придерживаясь данного плана поэтапно выполняет все поставленные задачи.

2.3. Направления использования финансов для развития экономики

В связи с тем, что потребности общества изменчивы, финансовым механизмам постоянно необходимо подстраиваться под них. Развитие различных отраслей народного хозяйства происходит неравномерно, отдельные звенья могут в своем развитии вырываться вперед, а другие отставать. Для сбалансированного роста и развития всей экономической системы необходимо, чтобы все звенья были органично увязаны друг с другом. Добиться такого результата возможно только с помощью регулирования экономической системы и применения финансовых инструментов[15].

В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

В основном регулирование экономики происходит самостоятельно субъектами хозяйствования. То есть происходит саморегулирование. Саморегулирование обеспечивается функционированием финансового рынка. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря нему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства. Но, следует отметить, что оно не безгранично. В некоторых ситуациях рынок бессилен. Например, монополии могут препятствовать распределению ресурсов оптимальным образом [17].


Как отмечалось ранее, государство создает специальные органы управления финансами, которые с помощью различных инструментов могут воздействовать на ситуацию, а также они способствуют установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. 

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении.

Ускоренному развитию отдельных отраслей экономики может способствовать бюджетное финансирование. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой[15]. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут решения.

Рассмотрим, на развитие каких сфер народного хозяйства направляются государственные финансы. Для этого обратимся к бюджету Российской Федерации и рассмотрим структуру расходов по отраслям. Для этого рассмотрим рисунок 2 [22].

Рис.2 Структура расходов бюджета РФ 2019 г. по отраслям

Таким образом, следует сделать вывод о том, что в 2019 году основное направление использования финансов это транспорт и дорожное хозяйство. Уклон на развитие транспортной инфраструктуры обусловлен нацеленностью государства на повышение уровня экономической связанности Российской Федерации.

Вложение средств в агропромышленный комплекс объясняется тем, что это поможет развивать внутренний рынок продуктов и услуг и обеспечить устойчивое положение России на внешних рынках.

Так же повышение конкурентоспособности российской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках являются ключевыми приоритетами политики в области развития отраслей промышленности. В предстоящем периоде будут применяться активные меры по выведению на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами, повышению доли продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулированию развития производственного и инновационного потенциала высокотехнологичных отраслей. В рамках деятельности Фонда развития промышленности продолжится предоставление льготных условий софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий [на основании бюджета на 2019].