Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными мерами поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в предстоящем периоде станут создание условий и совершенствование финансово-экономического регулирования в целях развития МСП, создание инфраструктуры для развития МСП и совершенствование нормативного регулирования в отношении индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан. Посредством государственной поддержки планируется вывод субъектов МСП и самозанятых из теневого сектора экономики[21].

Достижение поставленных в этой сфере задач планируется обеспечить путем применения эффективных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, в частности снижения стоимости заемных средств для малого бизнеса. Так же одним из инструментов достижения показателей национального проекта является новый налоговый режим для самозанятых граждан.

3. Перспективы применения финансовых инструментов для развития экономики

После кризиса 2008-2009 годов и завершения периода восстановительного роста наступила новая фаза развития российской экономики, когда структура движущих сил роста кардинально отличается от предкризисного периода. В 2000-2007 гг. динамичный рост российской экономики со среднегодовым темпом около 7% более чем наполовину определялся эффектом улучшения внешнеэкономической конъюнктуры. Постоянный рост доходов от экспорта обеспечивал доступность иностранных технологий и оборудования, что отражалось на быстром росте производительности.

Эффект улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и роста нефтегазового комплекса практически полностью исчерпывается в долгосрочном периоде. Экспорт природных ресурсов даже с учетом сохранения высоких мировых цен не может обеспечить в долгосрочной перспективе совокупный вклад в рост ВВП[].

Цены на нефть в долгосрочный период будут оставаться одним из важных факторов, определяющих динамику экономического роста. В условиях сценария низких цен на нефть (вариант А – цена на нефть около 75 долларов США за баррель в постоянных ценах) в ближайшие 20 лет экономика будет расти со средним темпом 2,5% в год. За этим будут стоять ограниченные возможности как бизнеса, так и бюджета, по поддержанию инвестиционного роста и финансированию программ развития, а также возможности качественного улучшения инфраструктуры. Низкие доходы от экспорта будут ограничивать покупку оборудования и технологий у развитого мира, что будет тормозить возможности увеличения производительности[3].


Министерством экономического развития России был разработан «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В данном документе рассматриваются различные варианты сценариев развития экономики[3]:

  1. Консервативный сценарий
  2. Форсированный сценарий
  3. Инновационный сценарий

Подробнее ознакомимся с ними в таблице 8.

Таблица 8

Сценарии развития экономики РФ до 2030 года

№ п/п

Сценарий развития

Темпы развития

1.

Консервативный

Темпы роста экономики не превышают 3,0-3,2% в год

2.

Инновационный

Ускорение экономического роста в среднем до 4,0-4,2% в год

3.

Форсированный

Планируется достичь средних темпов экономического роста 5,0-5,4%

При консервативном сценарии более половины экономического роста обеспечивается ростом производительности, который связан с использованием возможностей «догоняющего роста». По мере исчерпания этого фактора вклад совокупной производительности сокращается. Слабый вклад фактора, связанного с улучшением качества человеческого капитала и разработкой собственных инноваций, не компенсирует снижение вклада совокупной эффективности факторов производства и негативного эффекта предложения труда[3].

Инновационный предполагает увеличение государственных и частных расходов на научную деятельность и опытно-конструкторские разработки, что позволит поддержать рост производительности труда[3].

Инновационный характер развития экономики обеспечивается также за счет более высоких расходов на человеческий капитал за счет государственных расходов и расходов граждан и организаций.

Возросший объем финансирования социальных отраслей позволит устранить существующий дисбаланс в оплате труда медицинских и педагогических работников с занятыми в других отраслях.

Улучшение качества образования может существенно повысить рост производительности труда.

Улучшение качества медицинского обслуживания является важным фактором предложения труда. Экономический рост будет также стимулироваться за счет повышения экспорта медицинских услуг.

Форсированный сценарий основан на значительном усилении производительности, которая поможет достичь уровня высокоразвитых стран к концу прогнозного периода[3].


Условием для этого может стать форсированное развитие науки и технологий. Прежде всего, должна резко возрасти активность предприятий связанная с вложениями в НИОКР.

Усиление производительности также будет основано на дополнительном качественном улучшении образования и здравоохранения.

Улучшение здравоохранения позволит существенно снизить уровень смертности и повысить численность населения в трудоспособном возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансируя ту или иную отрасль, можно воздействовать на развитие экономики. Экономическое развитие принято оценивать через анализ динамики ВВП. Рассмотрим в таблице 9[3], какой эффект на развитие экономики будет иметь финансирование той или иной отрасли.

Таблица 9

Динамика ВВП и вклад в экономический рост финансирования (по вариантам)

(в процентных пунктах, в среднем в год)

Из таблицы 9 можно сделать вывод, что наибольший прирост дадут инвестиции в транспортную инфраструктуру, технологичные отрасли и науку. Но следует заметить, что инвестиции в человеческий капитал так же важны. Более того, можно с уверенностью сказать, что человеческий капитал это то, во что нужно инвестировать в первую очередь, так как его развитие будет способствовать и развитию науки.

Так же следует заметить, что для развития экономики важно, чтобы вклад в прирост финансирования был не только со стороны государства, но и со стороны других источников. Именно другие источники способствуют ускоренному развитию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие экономики имеет прямую зависимость с развитием отраслей народного хозяйства. Развитие требует финансовых вложений, инвестиций со стороны всех субъектов финансовой системы.

Заключение

В настоящей курсовой работе были рассмотрены различные аспекты, касающиеся финансов как инструмента регулирования экономики. Исследование данной темы было произведено на основе формулирования теоретических основ, таких как:

  • определение сущности финансов;
  • выявление функций финансов;
  • характеристика финансовой системы.

Актуальность изучения данной темы, сформулированной в рамках курсовой работы, не вызывает сомнения. Анализ финансов, как одного из основных инструментов регулирования экономики, применяемых в международной практике позволит применить некоторые аспекты в российской практике. Для этого были рассмотрены особенности финансового управления в зарубежных странах. Это позволило выделить следующие особенности:


  1. Структура финансовых систем различных стран в первую очередь зависит от административно-территориального устройства, а так же от формы государственного строя.
  2. Функции управления финансами в зарубежных странах распределены между специально созданными органами управления. Сферы их деятельности определены законодательством.
  3. Основная часть доходов бюджетов зарубежных стран формируется за счет налоговых поступлений. Расходы бюджеты производятся в соответствии с потребностями государства. Власть инвестирует в те отрасли, развитие которых повлияет на развитие экономики в целом.
  4. Важной особенностью современной экономики является тот факт, что практически все бюджеты являются дефицитными, в связи с чем государствам приходится брать деньги взаймы. Наличие госдолга является обычным явлением, а его отсутствие наоборот – отклонением. Госдолг некоторых стран настолько велик, что в два раза превышает уровень ВВП.

Основную часть курсовой работы занял анализ практики управления финансами в РФ, а также выявление перспектив. На основе этого были сделаны следующие выводы:

  1. Россия – федеративное государство и его финансовая система представляет собой совокупность централизованных и децентрализованных финансов. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
  2. В Российской Федерации очень велико воздействие государственной власти на финансовую систему.
  3. Как и в зарубежных странах в РФ имеется госдолг. Его наличие обусловлено тем, что Государству необходимо развивать те или иные отрасли экономики для развития экономики страны в целом, но финансов Государства не достаточно.
  4. Большую часть расходов составляют расходы на социальное обеспечение, что обусловлено важностью инвестирования в человеческий капитал. Однако, инвестиции в развитие науки способны дать ускорить развитие экономики.
  5. Основным инструментом поддержки финансовой системы государства являются госпрограммы, которые разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. С помощью госпрограмм Государство выделяет элементы финансовой системы, которые необходимо усовершенствовать, разрабатывает план мероприятий, и придерживаясь данного плана поэтапно выполняет все поставленные задачи.
  6. Развитие экономики имеет прямую зависимость с развитием отраслей народного хозяйства. Развитие требует финансовых вложений, инвестиций со стороны всех субъектов финансовой системы. Важно, чтобы вклад в прирост финансирования был не только со стороны государства, но и со стороны других источников. Именно другие источники способствуют ускоренному развитию.

На основе всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что финансы и управление ими играют весьма важную роль в развитии национальной экономики в целом. Так же следует отметить, что управление финансами в РФ весьма развито, а также достаточно эффективно.

В конце хотелось бы добавить, что финансы – это один из важнейших инструментов развития экономики.

Список использованной литературы

    1. Нормативно-правовые материалы
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ
  3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года
  4. Федеральный закон о Федеральном бюджете 2019 года и на плановый период 2020 и 2021 годов
    1. Специальная литература
  5. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Петропавловск-Камчатский. КамчатГТУ, 2010, 166 с.
  6. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Колл. авторов под общ. ред. А.Г. Грязновой- М.: Финансы и статистика, 2007. - 1168 с.
  7. Доценко Е.Ю., Алексеев В.Ф, Бурибаева Н.А. Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие /Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им ПП.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2010.- 267 с.
  8. Жук И.Н. Международные финансы/М.: 2011. 50 с.
  9. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 640 с
  10. Каранина Е.В. К 21 Финансы: учебник для студентов, бакалавров, магистрантов экономических и управленческих направлений подготовки и специальностей всех форм обучения и для широкой аудитории. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. – 230 с.
  11. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013.-520 с.
  12. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник - М: 2013 г., 235 с.
  13. Мурашкин В.А. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит / сост. . – Электроизолятор: ГГХПИ, 2011. – 52 с.
  14. Новосельцева Г.Б. Государственное регулирование современной экономики/М.: Экономические науки, 2010. - 256 с.
  15. Олейникова И.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1996.
  16. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М.2007. — 495 с
  17. Рыбаков Ю.И. Государственное регулирование экономики. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, НГАУ. – 2011. - 62с.
  18. Сартанова Н.Т. Финансы зарубежных государств. Учебное пособие. - Костанай: КГУ им. А.Байтурсынова, 2017. - 172 с.
  19. Шаркова В., А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. Словарь финансово-экономических терминов / А — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015.
  20. Шарман А.Н. Финанасовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах./ М.: Кнорус, 2013. - 640 с.
    1. Электронные средства информации
  21. Официальный портал Министерства финансов РФ. URL: http://info.minfin.ru Дата обращения: 5.06.2014
  22. Единый портал бюджетной системы РФ. Электронный бюджет. URL: Дата обращения: 5.06.2014
  23. Официальный портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/