Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовая система представляет собой совокупность финансов различных субъектов экономических отношений, каждый из которых имеет свои функции. Например, финансы коммерческих организаций обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри организаций и отраслей народного хозяйства.

Для регулирования финансовой системы создаются различные органы управления. В разных странах они могут иметь различные названия и функции. Но главное их сходство будет заключаться в том, что в основном все это субъекты воздействия на централизованные финансы.

Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением общей финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и финансовой политики, разработкой финансового законодательства. Как правило, управление финансовой системой разделено между несколькими органами [11]. В таблице 6[на основании 12] приведены примеры структур, осуществляющих управление финансовой системой в некоторых зарубежных странах.

Таблица 6

Органы управления финансовыми системами в зарубежных странах

Гос-во

Орган управления финансовой системой

Функции

Велико-британия

1. Казначейство

- разработка, составление, государственного бюджета;

- проведение налоговой  политики;

- финансово-экономическое прогнозирование;

- контроль использования финансовых средств государственными предприятиями;

Продолжение Таблицы 6

Гос-во

Орган управления финансовой системой

Функции

Велико-британия

2. Управление таможенных пошлин

- ведение вопросами относящимися к  сбору таможенных пошлин  и акцизов;

- соблюдение финансового  законодательства в этой области;

3. Управление внутренних доходов

- контроль взимания прямых налогов;

4. Банк  Англии

 - управление внутренним  государственным долгом

США

1. Министерство финансов      (казначейство)

- разработка финансовой и налоговой политики;

- контроль соблюдения финансового законодательства;

- чеканка монет и эмиссия денежных знаков;

- сбор прямых и косвенных налогов (эта функция расширяется службой внутренних  доходов, имеющей сеть территориальных  органов);

-управление государственным внутренним долгом;

-контроль денежного обращения;

-разработка внешней финансовой  политики

2.Административно-бюджетное управление

-прогнозирование, управление, контроль  и  координирование  правительственных  программ;

- финансирование данных программ;

- составление федерального бюджета;


Окончание Таблицы 6

Гос-во

Орган управления финансовой системой

Функции

США

2.Административно-бюджетное управление

-оперативный контроль по управлению федеральным бюджетом;

- подготовка исходных данных для составления смет федеральных министерств и ведомств.

Германия

1.Федеральное  министерство финансов

- разработка финансовой и налоговой политики;

- разработка валютной и кредитной политики;

- составление федерального бюджета и среднесрочного финансового плана;

- контроль исполнения бюджета.

2. Федеральные ведомства  по финансам

- налоговый контроль;

- налогообложение  иностранных капиталовложений

3.Федеральное управление государственным   долгом

финансирование бюджетного  дефицита;

- осуществление операций по выдаче  и погашению займов;

Италия

1. Казначейство

- управление государственными расходами и финансовый контроль

2. Министерство финансов

- управление государственными доходами

3.Министерство бюджета и планирования

- разработка государственного бюджета и координация финансовых ресурсов

4. Министерство внутренних дел

- управление местными финансами

В отечественной практике функции управления финансовой системой и контроля возложены на следующие органы [14]:

-  Министерство финансов РФ;

-  Федеральное казначейство РФ;

-  Счетную палату РФ;

-  Государственную налоговую службу РФ;

-  Центральный банк.

Подробнее финансовую систему РФ и функции органов управления разберем в Главе 2.

Далее разберемся, как финансы регулируют экономику в зарубежных странах.

1.3 Управление финансами в зарубежных странах

Как отмечалась ранее, в различных государствах органы управления финансовой системой имеют разные иерархии. Каждый орган отвечает за свою функцию.

Ко всему прочему, стоит отметить, что существуют так называемые Международные финансовые институты, которые представляют собой международные валютно-кредитные и финансовые организации, объединенные общей официальной целью. Эта цель - развитие и обеспечение развития международного сотрудничества.


К организациям, имеющим глобальное значение, относятся [20]:

  • финансовые институты ООН;
  • Международный валютный фонд, группа Всемирного банка,
  • Всемирная Торговая организация (ВТО);
  • Центром координации экономической политики и международных сопоставлений является клуб развитых стран – Организация экономического сотрудничества;
  • урегулированием внешней задолженности занимаются Парижский клуб стран-кредиторов (государственный долг) и Лондонский клуб (частная внешняя задолженность).

Своеобразный международный форум представляют 8 стран - США,

ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Япония, Россия (с 1993г.).

Все вышеперечисленные институты созданы для регулирования международных финансовых отношений. Приведем пример основных задач МВФ [20]:

  • содействие сбалансированному росту международной торговли;
  • предоставление кредитов – странам-членам (сроком от 3 до 5 лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
  • отмена валютных ограничений;
  • межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

Что касается государственной финансовой системы, в развитых зарубежных странах в настоящее время она состоит из четырех важных составляющих [на основании 18]:

  • государственный бюджет;
  • местные финансы;
  • специальные внебюджетные фонды;
  • финансы государственных предприятий.

Главенствующий элемент финансовой системы - государственный бюджет. Он представляет собой основной централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода [20]. С его помощью государство перераспределяет до 40% национального дохода страны. В нем сосредоточены крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы [18].

Доходы государственного бюджета формируются, в основном, за счет налогов, составляющих от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Расходы государственного бюджета финансируют следующие важные государственные задачи: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.


Стоит отметить, что у каждого государства свои особенности функционирования финансовой системы. Рассмотрим их на примере нескольких развитых стран.

Начнем со страны, находящейся в лидерах по основным социально-экономическим показателям – Соединенных Штатов Америки.

США – федеративная республика, состоящая из 50 штатов и Федерального округа Колумбия. Центральное место в финансовой системе принадлежит государству, организующая роль которого определяется его функциями, используемыми для их реализации инструментами, объемом перераспределяемых через бюджетную систему средств. Система государственных финансов США состоит из трехуровневой бюджетной системы и специальных фондов.

Американская система организации государственных финансов характеризуется высоким уровнем децентрализации, т.е. сферы компетенции федеральных властей и штатов разграничены. Взаимоотношения между ними специально оговорены в конституции [8].

Еще одной важной особенностью является то, что штаты и местные органы власти активно используют долговое финансирование. Основной целью совершенствования государственной финансовой системы США является поддержание государственности, установление и сохранение упорядоченной общественной жизни. Чтобы ситуация не выходила из-под контроля, закон предусматривает ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета.

Рассмотрим финансовую систему еще одной развитой страны, но уже с другим государственным устройством – парламентская монархия. Речь идет о Великобритании. Экономика Великобритании характеризуется относительной стабильностью. Существует тенденция роста британского производства.

Финансовая система Великобритании включает 3 звена: бюджетная система; внебюджетные специальные фонды; финансы госпредприятий. Финансы Великобритании централизованы [20].

Бюджетная политика Великобритании в настоящее время нацелена на долгосрочное регулирование экономики, решение кардинальных проблем: структурная перестройка хозяйства, повышение нормы накопления, самообеспечение энергетическими ресурсами, на борьбу с инфляцией. Ведущими статьями расходов бюджета оставались выплаты по социально-направленным статьям бюджета - социальные выплаты, образование и здравоохранение, на которые в целом приходится 55% государственных расходов[18].

Так же как и у США, у Великобритании имеется государственный долг. Для государственного бюджета Великобритании характерна хроническая дефицитность.


И рассмотрим еще одно государство, которое смогло стать одним из экономических лидеров в рекордно низкие сроки. Япония - страна, опыт управления финансами в которой бесценен. Государственный строй Японии – конституционная монархия.

В рамках широкомасштабных преобразований в Японии была проведена бюджетная реформа, направленная на оздоровление государственных финансов[8]:

  • введены принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности;
  • прекращены компенсации военным заводам за конверсию;
  • убыточным предприятиям не предоставлялись субсидии.

Финансовая система Японии включает в себя четыре звена:

  • бюджетную систему;
  • специальные государственные фонды;
  • почтово-сберегательные кассы;
  • госсектор

Бюджетная система Японии представляет собой совокупность таких элементов, как генеральный (общий) счет центрального правительства, специальные счета, программы займов и инвестиций, местное правительство и агентства.

Для Японии на протяжении длительного периода времени была (и остается) характерна относительно низкая налоговая нагрузка - чуть более 20% от ВВП. В то же время в Японии наибольшее отношение государственного долга к ВВП, которое к 2011г. достигло 200% [20].

Таким образом, стоит подытожить, что финансовая система зарубежных стран может отличаться в зависимости от государственного строя и территориального устройства. Инструменты, применяемые для регулирования экономики стран схожи, но применяются по-разному. Основным сходством финансовых систем рассмотренных стран является наличие у них государственного долга. Можно сделать вывод о том, что государственный долг один из важных инструментов развитых стран. Российская Федерация также имеет государственный долг. Далее более подробно поговорим об особенностях функционирования финансовой системы в России.

2. Воздействие финансов на экономику России

2.1. Принципы построения и функционирования финансовой системы России

Российская Федерация – государство, земные недра которого богаты полезными ископаемыми. Россия имеет большие запасы энергетических ресурсов. Эти обстоятельства прямо или косвенно влияют на финансово-экономическую ситуацию в стране.