Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и траснпортных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕРИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕРИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

2.1 Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий ст. 7 ФЗ «об ОРД»[2] являются:

2.2 Усл овия дл я проведен ия оперативн о-розыск н ых м ероприятий

ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3.1 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

3.2 Обязан н ости орган ов,  осуществл яющих оперативн о-розыск н ую деятел ьн ость

3.3 Права орган ов,  осуществл яющих оперативн о-розыск н ую деятел ьн ость

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)

2.Учебники и учебные пособия:

4) К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник.М.: ИНФРА-М, - 848 с. -2016г.

5) Е. С. Лапин, Ю. Н. Михайлова. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной дея­тельности: Учеб. пособ. для студ. - Саратов, изд-во «Научная книга», - 148 с. – 2016г.

6) Сысалов М. П.. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник. - Алматы: Юридическая литература, -338 с. - 2015 г.

7) Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия. Общие положения / - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2016г. - 259 c.

8) Ефремов А.М. - Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности:. - СПб., 2016г.- 417 с.

9) Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство 'Щит-М', 2016. -180 с.

13) А.Г.Маркушин.Оперативно-розыскная деятельность.Учебник.изд.:Юрайт-2016г.-400с.

3. Запросы других органов, осуществляющих ОРД. Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок и заключается в направлении официального документа одного оперативного органа другому оперативно-розыскному органу. Другими органами могут быть, как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.

4. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. К защищаемым лицам относятся судья, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники, осуществляющие ОРД. В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица.

5. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Под запросами правоохранительных органов иностранных государств, следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран – членов СНГ.

Отдельным видом оснований является сбор данных. Сбор данных необходимых для принятия решения – получение оперативным подразделением фактической информации, которая в совокупности повлияет для положительного либо отрицательного вывода по существу вопроса. Органы, осуществляющие ОРД, собирают данные необходимые для принятия решения:

- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ. При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии медицинских противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности РФ;


- о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Вышеперечисленными объектами могут выступать предприятия, организации (независимо от форм собственности), связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками;

- о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных организуется независимо от того, в какой форме это сотрудничество предпол агается – гл асн ой ил и н егл асн ой;

- по обеспечен ию безопасн ости орган ов,  осуществл яющих ОРД. В н астоящее врем я дан н ом у н аправл ен ию деятел ьн ости правоохран ител ьн ых орган ов дол жн о быть удел ен о особое вн им ан ие со сторон ы государства,  так  к ак  во м н огом  это связан о с обострен н ой к оррупцион н ой обстан овк ой в ук азан н ой сфере деятел ьн ости;

- выдача разрешен ий н а частн ую детек тивн ую и охран н ую деятел ьн ость. Осуществл яется подраздел ен иям и л ицен зион н о-разрешител ьн ой работы орган ов вн утрен н их дел ,  к оторые проводят сбор н еобходим ых сведен ий. Орган ы вн утрен н их дел  вправе устан авл ивать достоверн ость изл ожен н ых в представл ен н ых док ум ен тах сведен ий,  чтобы прин ять решен ие о выдаче л ицен зий,  в том  числ е путем  собеседован ия с граждан ин ом ,  претен дующим  н а ее пол учен ие. Кром е того,  он и обязан ы проверить его по учетам  психиатрическ их и н арк ол огическ их л ечебн ых учрежден ий,  оперативн о-справочн ым  учетам  орган ов вн утрен н их дел ,  устан овить причин ы увол ьн ен ия с прежн его м еста работы,  а так же выявить ин ые к ом пром етирующие обстоятел ьства биографии претен ден та.

2.2 Усл овия дл я проведен ия оперативн о-розыск н ых м ероприятий

Усл овия проведен ия ОРМ - это правил а их проведен ия,  обеспечивающие бал ан с,  с одн ой сторон ы,  ин тересов л ичн ости,  им еющей право н а тайн у л ичн ой жизн и,  с другой сторон ы – общества и государства,  заин тересован н ых в эффек тивн ой борьбе с преступн остью,  своеврем ен н ом  и эффек тивн ом  выявл ен ии,  предупрежден ии и пресечен ии преступл ен ий,  угроз ин тересам  РФ.


Осн овн ая совок упн ость этих правил  содержится в ст. 8 ФЗ «об ОРД»[3]. Одн ак о ею н орм ативн ая регл ам ен тация усл овий н е огран ичи­вается. Он и «прописан ы» и в других статьях ФЗ «об ОРД»,  а так же в н ек оторых н орм ах ин ых зак он одател ьн ых ак тов в обл асти ОРД.

Усл овия ОРМ м ожн о усл овн о раздел ить н а общие,  отн осящиеся к о всем  без иск л ючен ия ОРМ,  и специал ьн ые – отн осящиеся к  отдел ьн ым  видам  ОРМ ил и к  проведен ию ОРМ в определ ен н ых усл овиях.

Выдел яют четыре общих усл овия проведен ия ОРМ.

Первым  общим  усл овием  явл яется возм ожн ость осуществл ен ия ОРМ тол ьк о н а территории РФ,  есл и ин ое н е предусм отрен о Федерал ьн ым  зак он ом  ил и м еждун ародн о-правовым  ак том .

Вторым  общим  усл овием  явл яется то,  что граждан ство,  н ацион ал ь­н ость отдел ьн ых л иц и другие обстоятел ьства,  перечисл ен н ые в ч. 1 ст. 8 ФЗ «об ОРД»,  н е явл яются препятствием  дл я проведен ия в отн о­шен ии н их ОРМ,  есл и ин ое н е предусм отрен о Федерал ьн ым  зак он ом .

Третьим  усл овием  явл яется допустим ость осуществл ен ия ОРМ дл я решен ия всех задач ОРД,  есл и ин ое н е предусм отрен о в ФЗ «об ОРД».

Четвертое усл овие зак л ючается в допустим ости испол ьзован ия при осуществл ен ии ОРМ л юбых техн ическ их и ин ых средств,  при усл овии н ен ан есен ия ущерба жизн и и здоровью л юдей и н е причин ен ия вреда ок ружающей среде ФЗ «об ОРД» ч. 3 ст. 6[4].

Специал ьн ые усл овия проведен ия ОРМ

Все специал ьн ые усл овия м ожн о усл овн о раздел ить н а четыре группы.

Первая группа содержит иск л ючен ие из второго общего усл овия и к асается особых правил  проведен ия ОРМ в отн ошен ии отдел ьн ых к атегорий л иц. В зак он одател ьстве устан овл ен ы сл едующие к атегории л иц,  в отн ошен ии к оторых устан овл ен ы огран ичен ия в проведен ии ОРМ:

1)  Президен т РФ;

2)  депутаты Государствен н ой Дум ы и Совета Федерации РФ;

2)  судьи; 

3)  адвок аты;

5)  прок уроры и сл едовател и орган ов прок уратуры и др.

Вторая группа специал ьн ых усл овий предусм отрен а в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД и к асается проведен ия ОРМ,  огран ичивающих к он ституцион н ые права чел овек а и граждан ин а н а тайн у переписк и,  тел ефон н ых перегово­ров,  почтовых,  тел еграфн ых и ин ых сообщен ий,  передаваем ых по сетям  эл ек трическ ой и почтовой связи,  а так же право н а н еприк ос­н овен н ость жил ища.


Так ие ОРМ допуск аются тол ьк о н а осн ован ии судебн ого решен ия и при н ал ичии ин форм ации:

- о призн ак ах подготавл иваем ого,  совершаем ого ил и совершен н ого противоправн ого деян ия,  по к отором у производство предвари­тел ьн ого сл едствия обязател ьн о;

- о л ицах,  подготавл ивающих,  совершающих ил и совершивших про­тивоправн ое деян ие,  по к отором у производство предварител ьн ого сл едствия обязател ьн о;

- о событиях ил и действиях,  создающих угрозу государствен н ой,  воен ­н ой,  эк он ом ическ ой ил и эк ол огическ ой безопасн ости России.

Ан ал изируем ое усл овие дол жн о распростран яться н е тол ьк о н а ОРМ,  ук азан н ых в п. 8-11 ст. 6 ФЗ «об ОРД»,  н о так же и н а л юбые другие,  в ходе к оторых огран ичиваются отм ечен н ые к он ституцион н ые права ( н абл юден ие,  сбор образцов с прон ик н овен ием  в жил ище,  сбор образцов гол оса путем  просл ушиван ия тел ефон н ых переговоров и др.) .

Судебн ое решен ие вын осится в фор­м е постан овл ен ия судьи. Осн ован ия и порядок  вын есен ия так ого судебн ого решен ия раск рыты в ст. 9 ФЗ «об ОРД»[5].

Кром е судебн ого решен ия дл я проведен ия ОРМ,  огран ичивающих к он ституцион н ые права,  н еобходим о н ал ичие ин форм ации о преступл ен иях ил и о явл ен иях,  создающих угрозу дл я безопасн ости России.

Дл я пол учен ия сан к ции н еобходим о им еть ин форм ацию по определ ен н ом у к ругу преступл ен ий,  – по к оторым  обязател ьн о производство предварител ьн ого сл едствия. Согл асн о ч. 2 ст. 150 УПК РФ[6] производство предва­рител ьн ого сл едствия обязател ьн о по всем  угол овн ым  дел ам ,  за иск л ючен ием  угол овн ых дел ,  по к оторым  производится дозн ан ие ( ч. 3 ст. 150 УПК РФ) .

Третья группа - это усл овия «эк стрен н ого харак тера». В ФЗ об ОРД ук азан ы три так их к ом пл ек сн ых усл овия (  ч. 3,  6 и 10 ст. 8 ФЗ об ОРД) .

Рассм отрим  первое из н их. В сл учаях,  к оторые н е терпят отл агател ьства и м огут привести к  совершен ию тяжк ого преступл ен ия,  а так же при н ал ичии дан н ых о событиях и действиях,  создающих угрозу государствен н ой,  воен н ой,  эк он ом ическ ой ил и эк ол огическ ой безопасн ости России,  н а осн о­ван ии м отивирован н ого постан овл ен ия одн ого из рук оводител ей орган а,  осуществл яющего ОРД,  допуск ается проведен ие ОРМ,  пре­дусм отрен н ых ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД ( речь идет об ОРМ,  огран ичивающих к он ституцион н ые права чел овек а и граждан ин а)  с обязател ьн ым  уведом л ен ием  суда ( судьи)  в течен ие 24 ч.,  при этом  в течен ие 48 ч с м ом ен та н ачал а проведен ия ОРМ орган ,  его осуществл яющий,  обязан  пол учить судебн ое решен ие о проведен ии так ого ОРМ л ибо прек ратить его проведен ие.


Второе из рассм атриваем ых к ом пл ек сн ых усл овий изл ожен о в ч. 6 ст. 8 ФЗ «об ОРД». В сл учае возн ик н овен ия угрозы жизн и,  здоровью,  собствен н ости отдел ьн ых л иц по их заявл ен ию ил и с их согл асия в письм ен н ой фор­м е разрешается просл ушиван ие переговоров,  ведущихся с их тел ефо­н ов,  н а осн ован ии постан овл ен ия,  утвержден н ого рук оводител ем  ОРО,  с обязател ьн ым  уведом л ен ием  соответствующего суда ( судьи)  в течен ие 48 ч.       

Требован ие  зак он одател я уведом л ять суд в дан н ой  ситуации впол н е обосн ован н о  и н еобходим о,  поск ол ьк у так ое уведом л ен ие явл яется допол н ител ьн ой гаран тией зак он н ости осуществл ен ия ОРД,  связан н ой с огран ичен ием  к он ституцион н ых прав л юдей н а тайн у тел ефон н ых переговоров. Это уведом л ен ие позвол яет суду в н еобходим ых сл учаях проверить обосн ован н ость просл ушиван ия,  н ал ичие согл асия «просл ушиваем ого» л ица,  зак он н ость пол учен ия согл асия н а его проведен ие.

Третье усл овие предусм отрен о в ч. 10 ст. 8 ФЗ «об ОРД». В н ей изл ожен ы правил а проведен ия ОРМ,  проводим ых с цел ью обеспечить безопасн ость ОРО.

ОРМ,  обеспечивающие безопасн ость ОРО,  проводятся в соответ­ствии с ФЗ «об ОРД» и иск л ючител ьн о в предел ах пол н ом очий ук азан ­н ых орган ов,  устан овл ен н ых соответствующим и зак он одател ьн ым и ак там и. По осн ован иям ,  предусм отрен н ым  п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ «об ОРД»[7],  разрешается осуществл ять действия,  ук азан н ые в п. 8-11 ч. 1 ст. 6 ФЗ «об ОРД»,  без судебн ого решен ия при н ал ичии согл асия граждан ин а в письм ен ­н ой форм е.

Подчерк н ем ,  что в рассм атриваем ом  сл учае н е требуется пол уче­н ия разрешен ия судьи н а проведен ие отдел ьн ых ОРМ,  огран ичива­ющих к он ституцион н ые права граждан . Это обусл овл ен о пол учен и­ем  согл асия л ица н а огран ичен ие к ак ого-л ибо его права. Одн ак о эти ОРМ допустим о проводить тол ьк о в цел ях обеспечен ия безопасн ости ОРО. Сл едовател ьн о,  дл я осуществл ен ия ОРМ в ин ых цел ях ( н апри­м ер,  дл я обеспечен ия безопасн ости н ек оторых защищаем ых л иц согл асн о н орм ам  Зак он а о государствен н ой защите)  требуется пол у­чен ие сан к ции судьи.