Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Поскольку на президенте лежит основной груз ответственности за выбор политической и экономической программы, он наделен широкими административно-исполнительными полномочиями. На него возложено руководство государственным аппаратом включая вооруженные силы; он же отвечает за назначение судей федеральных судов. Формально лишенный права вмешиваться в дела парламента, чтобы не нарушать принцип разделения властей, президент США тем не менее на практике в состоянии оказывать такое вмешательство, блокируя одобренные нижней палатой законопроекты при помощи предоставленного ему права вето. Для преодоления президентского вето парламенту необходимо повторно одобрить законопроект квалифицированным большинством (две трети голосов). Однако и парламент (Конгресс) располагает средством контроля за исполнительной деятельностью президента. Один из основных рычагов — финансовый. При ежегодном голосовании по вопросу о государственном бюджете обе палаты Конгресса (Палата представителей и Сенат) вправе не согласиться с запросами президентской администрации. Кроме того, Сенат наделен правом контролировать назначения президента на некоторые высшие государственные посты (членов кабинета, судей федеральных судов, послов и др.). Существуют и другие парламентские способы контроля за деятельностью президента, вплоть до импичмента.[11]
Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом.[12] Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии. Не вполне определенной, по мнению некоторых исследователей, остается форма правления Российской Федерации. Положение Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» не является исчерпывающим, считают они. Напротив, оно оставляет простор для разных толкований. Исходя из фактического статуса президентской власти, не отраженного в должной мере в конституционных нормах, одни из этих исследователей склонны видеть в форме правления черты республики парламентского типа с президентским режимом, другие — президентской или полупрезидентской республики.[13]
До принятия 19 октября 1999 года федерального закона «Об общих принципах организации системы представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» форма республиканского устройства субъектов Федерации не была регламентирована, и, следовательно, были возможны различные варианты. Так, например, в Удмуртии сформировалась типично парламентская республика. Однако закон потребовал от регионов соответствия общефедеральным конституционным основам, т. е. ориентации на президентскую или полу президентскую республику.
Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман.
Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.[14]
Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.[15]
Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная — существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование.
Не менее своеобразная форма правления родилась в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), представляющих собой по существу федерацию семи монархических государств. Стоящие во главе них эмиры образовали Высший совет, от лица которого коллективно реализуют свои властные полномочия. Особую разновидность монархической формы правления представляет собой доминион. К доминионам причисляют себя 16 государств из числа бывших британских колоний—Австралия, Новая Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха. Мировая практика выделяет и несколько форм политического режима. К наиболее распространенным из них относятся демократия, олигархия, авторитаризм (автократия) и тоталитаризм.
Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления, в конечном счете, зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.
Монархия как форма правления отличается следующими признаками:
- существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
- наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
- тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
- отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
В свою очередь монархия делится на :
- абсолютную;
- ограниченную;
- конституционную.
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.[16]
Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх, будучи юридически и фактически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, тем не менее, вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.
Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .[17]
Республика как форма правления отличается следующими признаками:
- выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
- наличием выборного на определенный срок главы государства;
- производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
- юридической ответственностью главы государства.
Она подразделяется на две основные республики:
- парламентарную;
- президентскую.
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства.[18]
Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:
- наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;[19]
- совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов;
- наделением главы государства диктаторскими полномочиями;
- формальным характером партийных и государственных выборов;
- повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;
- отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.
Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.[20]
3. Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает[21]:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.[22]
Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.)при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров в унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.[23]