Файл: Социальное страхование и его функции.(Возникновение социального страхования.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ.

Одним из главных звеньев в финансовой системе государства является страхование. При этом, возникновение страхования является одной из самых древних категорий развития отношений в обществе, поскольку берет своё начало в далеком прошлом истории человечества.

Страхование возникло на первичных этапах развития производства и являлось неким механизмом, защищающим производителе товаров от возможных рисков, связанных, например с природными катаклизмами, стихийными бедствиями, ухудшением или потерей здоровья. Страхование зародилось как случайное явление, но, в скором времени, оно расширило сферу своего влияния. В наши дни страхование уже стало объективной необходимостью.

Одним из видов страхования, существующих в наше время, является социальное страхование.

Необходимо отметить, что деятельность системы социального страхования адресована, в первую очередь, трудозанятому населению, которое особо остро ощущает на себе неблагоприятную экономическую обстановку.

Социальное страхование - это система мер, которая гарантирована государством каждому гражданину. Она призвана обеспечить граждан в таких случаях, как потеря трудоспособности (как временная, так и постоянная), болезнь, старость. Также она осуществляет помощь родителям, находящимся в декретном отпуске по уходу за детьми, людям, чьи члены семьи нуждаются в уходе по состоянию здоровья.

Иным словами, социальное страхование охраняет и поддерживает здоровье и благосостояние граждан всех социальных слоев.

В социально-политическом аспекте, социальное страхование является способом реализации гражданами своего конституционного права на государственное материальное обеспечение.

Важность и необходимость социального страхования обуславливается такими причинами, как:

  • Постоянное наличие граждан, которые не учувствуют в труде по причине определенных обстоятельств, в связи с чем, не могут получать заработную плату и поддерживать свою жизнедеятельность;
  • Наличие граждан, являющихся дееспособными, но, по уважительным причинам, временно не имеющих возможностей для реализации данной дееспособности.

Целями данной работы являются исследовать различные стороны социального страхования (теоретические и практические), дать определение таким понятиям, как сущность, особенности, классификация социального страхования, а также выявить его роли в современных реалиях.

Задачами данной работы являются:


  • Рассмотреть сущность понятия социального страхования, изучить его функции в современном обществе;
  • Выявить отличие и сходство между различными формами социального страхования;

Объектом изучения данной работы является социальное страхование, как объективная необходимость современного общества, его роль и сущность.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. ЕГО ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

1.1. Возникновение социального страхования.

Развитие системы социального страхования берет свое начало в 18-19х веках. Именно тогда рабочие начали создавать общества взаимопомощи и иные некоммерческие организации и ассоциации, в которые делались отчисления на случай непредвиденных ситуаций, таких как потеря трудоспособности по болезни, инвалидности иди другой причине. Уже к концу 19-го века во Франции стало насчитываться порядка 5 000 подобных организаций.

Родоначальницей социального страхования принято считать Германию. Именно там в 1883-м году на законодательном уровне был утвержден вопрос о защите населения от всевозможных рисков наступления нетрудоспособности. [1]

Также, 15-е января 1911-го года рассматривается в истории в качестве одной из контрольных дат. Именно тогда в Великобритании был официально издали «Акт о национальном страховании». Данный акт освободил наиболее бедных рабочих от необходимости уплаты страховых взносов.

Далее законодательные документы, которые регламентировали социальное страхование, начали появляться и в других государствах, например, во Франции в июле 1913-го года, в Швеции в мае 1913-го года.

Необходимо отметить, что в России первые признаки социального страхования начали зарождаться еще раньше. К примеру, в 10-м веке князь Владимир утвердил церковный Устав, в соответствии с которым, обеспеченные слои населения Киевской Руси, а также духовенство обязаны были содержать богадельни и медицинские учреждения, а также производить надзор за медработниками. Церковью и обеспеченными слоями населения на реализацию данных целей выделялось 1/10 от их дохода.


Но, вместе с тем, в истории России прошло еще немало времени, прежде чем социальное страхование начало развиваться по настоящему.

Одной из важных дат в истории отечественного социального страхования является 1861-й год. Именно тогда был утверждён нормативный акт, согласно которому создавались вспомогательные товарищества. Эти товарищества были прикреплены к казенным заводам, расположенным в горах. Тогда с заработных плат рабочих стало удерживаться 2-3 %, для социального обеспечения в случае болезни, инвалидности или потере кормильца.

Следующая немаловажная дата в истории социального страхования -
15-го мая 1901-го года. В указанную дату был принят акт о выплатах для тружеников горных заводов в случае получения ими в процессе трудовой деятельности травмы или болезни.

В 1912-ом году были приняты законы, согласно которым расширились категории социально-застрахованных лиц. Таким образом, выплаты при наступлении страхового случая стали положены рабочим, трудящимся на железнодорожном транспорте, на судах, на всех заводах и фабриках.

В дореволюционный период аналогом современных страхователей были, так называемые, больничные кассы. Данные кассы создавались на промышленных предприятиях, численность которых насчитывала двести и более сотрудников. Страховых касс к тому времени насчитывалось порядка нескольких тысяч.

При этом, на тот момент, страхование в нашей стороне было еще недостаточно совершенным по следующим причинам:

  • низкие страховые денежные выплаты;
  • охватывания довольно небольшого круга лиц (всего лишь 20 % от всей рабочей силы страны были застрахованы).[2]

В СССР же социальное страхование начало зарождаться уже в 1917-ом году и быстро стало неотъемлемой частью государственной политики тех времен.

Одной из ключевых дат в истории социального страхования в СССР стало 15 ноября 1921 года, именно в этот день был выпущен декрет, регламентирующий следующее:

  • установление единого тарифа для всех типов социального страхования в размере 28,5 % от фактической оплаты труда;
  • осуществление обязательных взносов учреждениями и предприятиями, которые используют трудовые ресурсы наемного персонала;
  • выплату больничных денежных пособий по безработице, по беременности, в размере фактического дохода застрахованного лица
    (к примеру, пособие в связи с отсутствием работы платилось по ставке от 1/6 до 1/2 от средней заработной платы, в зависимости от квалификации труженика и его стажа);
  • варьирующиеся размеры страховых денежных взносов в зависимости от организационно-правовой формы работодателя (госпредприятия платили меньше, частные – больше).

Еще одна ключевая дата в истории развития страхования в СССР – 1964-й год. Тогда соцобеспечение стало распространяться не только на обычных служащих, но и на граждан, находящихся на ведущих должностях в колхозах.

В современной России система социального страхования, имевшая место во времена СССР не могла обеспечить нужный уровень финансовой защищенности граждан в случае наступления страхового события. В связи с этим были созданы два фонда:

  • Пенсионный Фонд России, дата создания - 22-е декабря 1990-го года;
  • Фонд социального страхования, дата создания - 1-е января 1991-го года.

В настоящее время в России насчитывается три внебюджетных фондовых учреждения:

  • ФСС – фонд социального страхования, который признается страховщиком по страхованию, осуществляемому на случай заболеваний (ФЗ № 255 от 29-го дек. 2006-го), а также по страхованию от несчастных происшествий на трудовых местах (ФЗ № 125 от 24-го июля 1998-го года);
  • ПФР – Пенсионный фонд, являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с 167-ФЗ от 15-го декабря 2001-го года;
  • ФОМС – фонд медицинского страхования трудящихся и нетрудящихся физических лиц, согласно 326-ФЗ от 29-го ноября 2010-го года.[3]

Таким образом, социально страхование начало зарождаться еще в древние времена. В наши дни – это уже полностью сформированная система, которая защищает граждан, потерявших доход в связи со старостью, инвалидностью, профессиональной травмой.

1.2 Понятие и особенности социального страхования.

Социальное страхование — это система социальной защиты населения, задачами которой является гарантировать реализацию конституционных прав экономически активных граждан на финансовое обеспечение случае болезни, в старости, при полной или частичной утрате трудоспособности, потери кормильца, наступлении безработицы.

Важно отметить, что социальное страхование является объективной необходимостью.

 На определенном этапе своего развития, обществу приходится под свою опеку и защиту, граждан, которые в силу определенных причин не могут трудиться и, соответственно, получать плату за свой труд. 

К финансовым механизмам социального страхования относится совокупность финансовых регуляторов и инструментов распределения финансовых целевых ресурсов для материального обеспечения граждан в случае наступления страховых случаев. 


При этом, социальное страхование является одним из инструментов реализации социальной политики государства.

Экономическое содержание функционирования финансовых механизмов социального страхования состоит во взвешенном регулировании финансовых ресурсов.

Одной из предпосылок обеспечения социальной справедливости и поддержания стабильности является обоснованная система социального страхования.

У социального страхования имеются следующие задачи:

  • Формировать денежные фонды, из которых, в последующем, будут покрываться затраты, связанные с содержанием лиц, которые не участвуют в трудовом процессе и/или являются нетрудоспособными;
  • Сокращать разрыв между неработающими и трудоспособными гражданами в уровне материального обеспечения.[4]

В большинстве своем, к трудоспособному населению относятся наемные работники, единственным источником доходов которых является их заработная плата. При этом, на базе отчисления от заработной платы строится вполне эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое, в свою очередь, регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика может не только, с помощью механизма социального страхования, обеспечить социальную защиту для трудящихся, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие «человеческого капитала» и в итоге способствуют стабилизации общества. 

Принимая во внимание особую важность социального страхования и его влияние на общественные процессы, во многих государствах создаются системы обязательного социального страхования, которые представляю возможность сконцентрировать значительную часть ресурсов в едыных фондах, тем самым обеспечив надежную социальную защиту для населения страны.

В формировании и использовании этих фондов есть и свои особенности. Хоть они и задуманы как страховые, но они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Специфика внебюджетных социальных фондов – это четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.[5]