Файл: Социальное страхование и его функции.(Возникновение социального страхования.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета государства и бюджетов субъектов Российской Федерации. Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсионное и социальное обеспечение, помощь в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом, фонд имеет строго целевое назначение.

Как ранее уже было сказано, социальное страхование — это часть социальной защиты населения государством, осуществляемая в форме страхования работающих граждан от возможного изменения социального и/или материального положения, в том по обстоятельствам, не зависящим от них.

Социальное страхование образует из себя систему правовых, организационных и экономических мер, создаваемых государством. Данные меры направлены на компенсацию или минимизацию последствий, связанных с изменением социального и материального положения работающих людей, а в случаях. Предусмотренных законом, и других категорий граждан, которые были признаны безработными по причине профессионального заболевания, трудового увечья, в связи с наступлением старости, по причине болезни или инвалидности, при необходимости получения медицинской помощи.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость обязательного социального страхования, которя поддерживается на основе эквивалентности страховых взносов и страхового обеспечения;
  • обязательный и всеобщий характер социального страхования, доступность реализации страховых гарантий для застрахованных лиц;
  • предоставляемая государством гарантия соблюдения прав застрахованного лица на защиту социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • регулирование всей системы обязательного социального страхования со стороны государства.
  • обязательность уплаты страховых взносов страхователями в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение общественного контроля и надзора;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.[6]

К субъектам обязательного социального страхования относят страхователей - работодателей, страховщиков, застрахованных лиц.


К страхователям относятся организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые, согласно федеральным законам, должны уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями также выступают органы местного самоуправления и исполнительной власти и органы, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики – это некоммерческие организации, которые создаются для обеспечения соблюдения прав лиц, застрахованных по обязательному социальному страхованию, при наступления страхового случая.

К застрахованным лицам относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают по трудовым договорам, а также лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. Также к застрахованным гражданам могут относиться иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

К видам социальных рисков и страховых случаев относят:

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность;
  • трудовое увечье и профессиональное заболевание:
  • материнство;
  • инвалидность;
  • наступление старости;
  • потеряю кормильца;
  • признание безработным;
  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.[7]

Отношения по социальному страхованию возникают:

  • у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;
  • у страховщика — с момента регистрации страхователя;
  • у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
  • у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

1.3 Виды социального страхования.

Социальное страхование включает в себя такие виды страхования, как страхование от несчастных случаев, обязательное пенсионное страхование, страхование в случае болезней и страхование по безработице. Выплаты по социальному страхованию финансируются за счет взносов от работодателей, государственных дотаций и самих работников. Виды страхования различаются по суммам взносов и выплат, в случае наступления страховой ситуации.[8]


Рассмотрим виды социального страхования и особенности взносов по ним.

1. Государственное пенсионное страхование.

Для выплаты взносов по государственному пенсионному страхованию фиксируется определенный порог доходов работников, доход выше которого освобождается от уплаты взносов. По данному виду страхования взносы оплачиваются как работодателем, так и работником, в равных пропорциях.

2. Страхование на случай болезни.

По данному виду страхования взносы также осуществляются в равных долях работодателем и самим работником. Но, при этом, увеличение доходов работника не будет освобождать его от обязанности быть застрахованным.

В случае заболевания работника, выплата пособия осуществляется с третьего дня, в остальных случаях – в размере, зависящем от трудового стажа и с первого дня.

3. Страхование по безработице.

По данному виду страхования такие же принципы уплаты взносов, как и в государственном пенсионном страховании. Взносы разделяются поровну между работодателем и работником, а также устанавливается предел дохода, свыше которого обложению доход не подлежит.

4. Страхование от несчастных случаев.

По данному виду страхования, взносы уплачивает только работодатель (предприятие). Размеры взносов начисляются на фонд заработной платы предприятия. Сумма пособия за весь период временной нетрудоспособности составляет 100 % среднего заработка и не ограничивается максимальным размером.

Необходимо отметить, что население мало информировано о страховании от несчастных случаев, поскольку взносы по нему уплачиваются только самим работодателем за работников. К задачам данного вида страхования относятся предотвращение возникновения несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности потерпевшего, если несчастный случай все же произошел, в том числе, при необходимости, помочь в получении им новой профессии. Также к задачам страхования от несчастных случаев относятся выплаты денежных средств пострадавшему или родственникам пострадавшего, в качестве возмещение ущерба, понесенного работником.[9]

Таким образом, социальное страхование является одним–из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Оно способствует поддержанию стабильности в обществе.

При этом, социальное страхование имеет строгую целенаправленность. Соответственно, для более эффективной работы данного институт необходима отлаженная система управления.


ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, которые создаются Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Схему правоотношений по обязательному социальному страхованию можно сравнить с своеобразным замкнутым треугольником, в углах которого находятся: работник (который выступает одновременно страхователем и застрахованным лицом), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом, необходимо отметить, что страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным.

Сильная сторона института социального страхования заключена в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.[10]

На очередной финансовый год бюджеты фондов обязательного социального страхования утверждаются на основании федеральных законов. При этом, данные бюджеты не входят в состав бюджета России, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства из бюджетов фонда обязательного социального страхования не подлежат изъятию.

Перечислим источники поступления в бюджеты обязательного социального страхования денежных средств:


  • страховые взносы;
  • дотации и иные средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, которые предусматриваются законодательством Российской Федерации;
  • штрафные санкции и пени;
  • денежные средства, которые были возвращены страховщикам в случае регрессных требований к застрахованным лицам, ответственным за причинение вреда.
  • доходы от размещения временно свободных денежных средств;
  • иные поступления, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

За расчётную базу для начисления страховых взносов принимается выплата заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы исходя из оплаты труда, начисленной по всем основаниям, а также на иные источники доходов, определяемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом, страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за данных работников страхователем (работодателем). Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. [11]

Уплачиваемые работниками суммы страховых взносов, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и, одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя, перечисляются страховщику.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. В настоящее время, экономическая политика государства направлена на создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан. Система социального страхования – довольно сложное образование и при ее создании важно учитывать позитивный отечественный и зарубежный опыт особенности переходного периода и обеспечения действенной защиты в перспективе. Предлагаемая схема ее организации представляет собой попытку увязать эти объективные трудности, а также требования всех заинтересованных субъектов. Данная система должна строиться на демократических принципах, которыми предлагается считать: