Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Виды народного искусства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эстетическое воспитание младших школьников формируется при совместных усилиях педагога и родителей.

Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагога и родителей. Это позволяет приумножить усилия двух сторон для создания условий, которые способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.

Учителю необходимо не только вести работу с такими учащимися, но и проводить беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию учащихся.

Одной из причин снижения нравственно-этической культуры является педагогическую некомпетентность родителей. Нельзя достичь поставленной цели без постоянной помощи родителей, без привлечения их к активному участию в воспитательном процессе. Поэтому особое внимание я обратила на следующие формы работы с родителями учащихся:

  • формирование интереса родителей к традиционной народной культуре; развитие механизма самообразования;
  • развитие интереса к совместному проведению свободного времени с ребёнком.

Взаимоотношение родителей и учителя начинается с первого родительского собрания, цель которого - психологический настрой родителей на будущую совместную работу, в том числе, в роли активных участников образовательного процесса, разработка с учителем общих требований к ребёнку.

Основное предназначение работы с родителями связано с развитием у них мотивации интереса к воспитательному и образовательному процессу, к познанию народной культуры и совместному творчеству с детьми.

В своей работе я использую такие виды совместной с родителями деятельности, как:

  • организация и проведение народных и земельно-календарных праздников;
  • организация и проведение посиделок (чаепитие);
  • участие родителей, детей и учителя в общешкольных мероприятиях.
  • экскурсии и походы по родному краю

Сценарии проведения совместных праздников я разрабатываю на основе материала, который дети изучали на уроках в школе. Сами праздники должны быть максимально приближены к источникам той или иной формы (народные обрядовые действия, игровые развлекательные посиделки, конкурсы, выставки и т.п.). Для большинства семей сюжеты праздников, проводимых в школе, помогают организовать праздники дома.

Дети набирают опыт общения через внутрисемейные отношений. Семья имеет формирующее и развивающее значение. Но, к сожалению, не все семьи обращают внимание на эстетическое развитие детей. Так как в семье редко или совсем не разговаривают о красоте окружающего мире, о природе, походы в театр, музей либо совсем не совершаются, либо очень редко, то говорить о эстетическом воспитании детей не приходится. На помощь таким семьям приходит образовательные учреждения, а именно учитель. Учитель восполняет недостаток эмоционального опыта.


  Реализуя полноценное эстетическое воспитание младших школьников, учитель и родители обеспечивают становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, эстетические, нравственные качества и высокий интеллектуальный потенциал. Эстетическое воспитание младших школьников формируется при совместных усилиях педагога и родителей.

        Реализуя полноценное эстетическое воспитание младших школьников, учитель и родители обеспечивают становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, эстетические, нравственные качества и высокий интеллектуальный потенциал.

Младшие школьники очень ценят внимание родителей к своим интересам, увлечениям, делятся с ними своими заботами, успехами и неудачами. Велико должно быть внимание родителей к жизни ребенка. Родители сильно ошибаются, когда думают, что настоящее эстетическое воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этом ничего не может сделать.

К сожалению, мы иногда видим такие семьи, которые большое внимание уделяют питанию ребенка, его одежде, играми и они уверены, что ребенок должен нагуляться, набраться сил и здоровья, а в школе он уже прикоснется к культуре.

На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своем распоряжении большие возможности.

Эстетическое воспитание в семье – это очень нетрудно, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка.

В семье, где родители сами не читают газет, книг, не бывают в кинотеатре, не интересуются музеями, конечно, очень трудно эстетически воспитывать детей. И совершенно другое мы увидим в семье, где родители с детьми живут активной культурной жизнью, где книга и газета являются неотъемлемой частью жизни, где происходит обсуждение просмотренных фильмов, в такой семье эстетическое воспитание будет находиться на важном месте.

Эстетическое воспитание не может идти на самотек. Самотек может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Именно самотек бывает причиной таких положений, когда родители начинают разводить руками и спрашивать себя: «Откуда это взялось?»

Мы предлагаем средства эстетического воспитания и правильное применение этих средств.

При формировании эстетического воспитания у младших школьников применяется комплекс художественно-эстетических средств:

  • Природа.
  • Труд.
  • Общение.
  • Искусство (литература, живопись, музыка).
  • Игра

Большое значение при эстетическом воспитании играет природа. Мир природы богат, разнообразен. Красоту природы ребенок начинает замечать только при непосредственном общении его внимания на красоту. Общению природы с ребенком отводится важное место.

Важным условием эстетического воспитания является наблюдательность и фантазия, которая способна проявляться при соприкосновении с природой. Трудно пройти мимо осенний красок, невозможно промолчать при увиденном. Дети по-своему выражают эти чувства. Сначала выражение этих чувств будет довольно простым, но важно, что ребенок смог увидеть эту красоту. Мы видим, что именно в младшем школьном возрасте красота природы является могущественным фактором воспитательного воздействия.

В процессе формирования эстетического воспитания учащихся важна роль принадлежит труду. Труд – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием труда, его результатами, отношениями в труде.

Для того чтобы труд не превратился в тягость для ребенка, он должен иметь высокую общественно значимую цель, отмечен красотой, увлеченностью.

Результативность процесса эстетического воспитания значительно повышается, если вести данную работу с учётом педагогических условий.

Педагогические условия реализации задач художественно-эстетического воспитания:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- интеграция различных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения.

Формирование эстетических представлений, понятий и вкусов учащихся младших классов является сложной педагогической задачей.

Важная роль в формировании потребностей приобщения к искусству отводится художественной подготовке учителя, его компетентности.

Заключение

Подлинное художественно-эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Художественно-эстетическое воспитание формирует творческое отношение к труду, к окружающему миру.

Проблемой эстетического воспитания занимаются отечественные и педагоги. Проводя анализ отечественной литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников можно сделать следующие выводы:


На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Неотъемлемой частью гармонически развитой личности является эстетическое воспитание. Только целенаправленное эстетическое воспитание младших школьников способно осуществить адаптацию в обществе. Чтобы пробудить красоту необходимо применение различных средств эстетического воспитания. Правильное и грамотное их применение. Решающим фактором при формировании эстетического воспитания является отношение взрослых к этой проблеме.

 2.  Важное место в системе учебно – воспитательного процесса занимает эстетическое воспитание младших школьников, потому что оно развивает не только эстетические качества в человеке, но и способствует развитию всей личности: её духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений и мировоззрения.

3. Проблемы художественно-эстетического воспитания в последнее десятилетие интенсивно исследуются наукой. На первом этапе внимание ученых было направлено на определение путей приобщения к искусству школьников младшего возраста. Настоящий этап включает в себя более высокие и трудные задачи. Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как процесс социальный: усилия ученых сейчас направлены к проблемам формирования личности средствами искусства.

4.  Огромную роль в эстетическом воспитании играет общеобразовательное учреждение, именно в нём осуществляется воздействие эстетических явлений и искусства.

5. Вопрос о художественно-эстетическом воспитании младших школьников ещё недостаточно разработан в педагогической литературе. Это одна из неизведанных областей педагогики, постигая которую, открываешь для себя всё больше нового.

6. Эстетическое воспитание нельзя абсолютизировать, это лишь одна из сторон формирования личности. Но в комплексе с другими проявлениями духовной культуры, она играет весьма заметную общественную роль, что позволяет говорить об её социальной необходимости и значимости.

7. Решить проблему эстетического воспитания можно только совместными усилиями родителей и учителей.

Таким образом, наша цель, поставленная в начале работы, была достигнута. Нами были раскрыты педагогические условия эстетического воспитания младших школьников. Мы привели рекомендации для родителей по формированию эстетического воспитания младших школьников.

Литература

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/


2. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

3. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. - М.: 4. Работник просвещения (электронное издание), 1923 - С. 98.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003 - 379 с.

5. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. - М., 1985

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с.

8. Полунина В.Н. Искусство и дети - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

9. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

10. Рукавицын М. М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М. М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.

11. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354

12. Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. вступ.ст. В.С.Хелемендинс. М.6 Политиздат, 1988. - 256 с.

13. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,2004.-С.204.

14. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.

15. Макаренко, А.С.  О воспитании в семье/А. С. Макаренко.- М.: ВЛАДОС,2001.-С.312

16. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.

17. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/archive/81/14737/ (дата обращения: 01.03.2020).

18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1985.

19. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М.: АСТ, 2017. – 159 с.

20. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.

21. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 1964. - 194 с.

  1. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

  2. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. - М.: Работник просвещения (электронное издание), 1923 - С. 98.

  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003 - 379 с.

    Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. - М., 1985

  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

  5. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с.

  6. Полунина В.Н. Искусство и дети - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

  7. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

  8. Рукавицын М. М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М. М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.

  9. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354

  10. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354

  11. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354

  12. Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. вступ.ст. В.С.Хелемендинс. М.6 Политиздат, 1988. - 256 с.

  13. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,2004.-С.204.

  14. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.

  15. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.

  16. Макаренко, А.С.  О воспитании в семье/А. С. Макаренко.- М.: ВЛАДОС,2001.-С.312

  17. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.

  18. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/archive/81/14737/ (дата обращения: 01.03.2020).

  19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1985

  20. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М.: АСТ, 2017. – 159 с.

  21. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.

  22. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 1964. - 194 с.

  23. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.