Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Виды народного искусства).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Народное искусство в системе эстетического воспитания младших школьников
1.3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства
2.2. Работа общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников
- видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
- знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
- знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;
- знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Кроме учебных предметов, важным источником эстетического опыта являются разнообразные внеклассные и внешкольные занятия. В этой работе осуществляются потребности в общении, творческое развитие личности. Большой опыт в этой деятельности принадлежит Антону Семеновичу Макаренко и Станиславу Теофиловичу Шацкому. В организованных ими учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке и проведении самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники работали в кружках и студиях, проявляли себя в литературной деятельности. Все это служило стимулом развития лучших черт и качеств личности.
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.
Большой вклад в разработку содержания эстетического воспитания во внеклассной работе внесли: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский.
Станислав Теофилович Шацкий и Василий Александрович Сухомлинский показали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое воспитание с художественным творчеством учащихся. При этом школьники проявляют свою индивидуальность, утверждают себя в коллективе, обогащают свой жизненный и эстетический опыт.
Практическая сторона эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать и совершенствовать способности детей в области художественной деятельности. Здесь важная роль отводится внеклассной работе: развитию художественной самодеятельности в кружках, студиях, на встречах с людьми искусства. При этом нужно организовывать выставки рисунков, проводить конкурсы, музыкальные вечера, что стимулирует учащихся к эстетической выразительности.
Задачи эстетического воспитания во внеурочной деятельности
- Воспитание у школьников чувства прекрасного развитие творческого мышления.
- Раскрытие творческих способностей.
- Формирование эстетического вкуса.
- Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
Воспитание прекрасного состоит в обязательном сочетании красоты и нравственности. Необходимо выработать понимание, что подлинное искусство утверждают правду жизни, стремление к прогрессу, любовь к Родине, борьбу за свободу.
Эстетика поведения учащихся становится тем продуктом, который получается в результате эстетического воспитания, служащего необходимым условием повышения культуры производства и труда, культуры общения и поведеня, культуры быта и досуга.
Практическая сторона эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать и совершенствовать способности детей в области художественной деятельности. Здесь важная роль отводится внеклассной работе: развитию художественной самодеятельности в кружках, студиях, на встречах с людьми искусства. При этом нужно организовывать выставки рисунков, проводить конкурсы, музыкальные вечера, что стимулирует учащихся к эстетической выразительности.
Задачи эстетического воспитания во внеурочной деятельности
- Воспитание у школьников чувства прекрасного развитие творческого мышления.
- Раскрытие творческих способностей.
- Формирование эстетического вкуса.
- Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
Воспитание прекрасного состоит в обязательном сочетании красоты и нравственности. Необходимо выработать понимание, что подлинное искусство утверждают правду жизни, стремление к прогрессу, любовь к Родине, борьбу за свободу.
Эстетика поведения учащихся становится тем продуктом, который получается в результате эстетического воспитания, служащего необходимым условием повышения культуры производства и труда, культуры общения и поведения, культуры быта и досуга.
Практическая сторона эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать и совершенствовать способности детей в области художественной деятельности. Здесь важная роль отводится внеклассной работе: развитию художественной самодеятельности в кружках, студиях, на встречах с людьми искусства. При этом нужно организовывать выставки рисунков, проводить конкурсы, музыкальные вечера, что стимулирует учащихся к эстетической выразительности.
Задачи эстетического воспитания во внеурочной деятельности
- Воспитание у школьников чувства прекрасного развитие творческого мышления.
- Раскрытие творческих способностей.
- Формирование эстетического вкуса.
- Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
Воспитание прекрасного состоит в обязательном сочетании красоты и нравственности. Необходимо выработать понимание, что подлинное искусство утверждают правду жизни, стремление к прогрессу, любовь к Родине, борьбу за свободу.
Эстетика поведения учащихся становится тем продуктом, который получается в результате эстетического воспитания, служащего необходимым условием повышения культуры производства и труда, культуры общения и поведения, культуры быта и досуга.
Внеклассная и внешкольная работа становится эффективной, если она вписывается в целостность учебно – воспитательный процесс.
В системе эстетического воспитания во внеурочной деятельности выделяют три взаимосвязанных звена:
- Эстетическое просвещение;
- Развитие эстетических чувств;
- Обогащение опыта художественной деятельности.
Рассмотрим более подробно каждое звено.
Эстетическое просвещение младших школьников во внеурочной деятельности – это беседы, лекции, встречи за круглым столом, клубы друзей и т.д. Ценной формой познания учащимися основ эстетики является чтение книг по искусству.
Важную искусствоведческую информацию школьники получают на кружках.
Особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Это и просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки и художественное чтение, посещение выставок и музеев. Основное значение состоит в обогащении чувственно-эстетического опыта школьников. Главное это позаботиться о правильной идейной направленности данных видов деятельности.
Восприятие произведений литературы, которые экранизируются нуждается в тонком педагогическом руководстве.
Младшие школьники с удовольствием выбирают студии, кружки под руководством педагога. Они пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном и в другом творчестве.
Большое значение к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ценность состоит в проигрывании определенных ролей, основывается на фантазии учащихся.
Образовательное учреждение не ставит перед собой цели подготовить артиста или музыканта, но через школьную самодеятельность учащиеся приобщаются к активной общественной деятельности.
Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы.
И всё же ведущую роль в эстетическом воспитании младших школьников играет семья. Именно под влиянием родителей формируется эстетические вкусы, развивается интерес к разным видам искусства. Успех будет зависеть от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей.
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Эстетическое воспитание осуществляется по таким направлениям:
- Развитие наблюдательности;
- Привитие ребенку культуры общения, внешнего вида и эстетики личного пространства;
- Формирование культуры проведения свободного времени;
- Совместное творчество.
И используют те же методы и средства, что и учителя. Родители создают благоприятные условия для эстетического развития. К ним относятся:
- Художественная обстановка в доме и вокруг него;
- Подобранные со вкусом предметы искусства (библиотека, телевизор, проигрыватель или другой музыкальный инструмент).
Но важным и главным условием остается отношения в семье, которые должны отвечать требованиям эстетики и морали. Данные условия успешно формируют эстетическую культуру младших школьников.
Все эти условия благоприятно воздействуют на учащихся, но более эффективные воздействия – это совместный с детьми труд и досуг. Это может быть и совместная уборка квартиры, посадка цветов возле дома и многое другое. Любой совместный труд радует и восхищает детей своим результатом.
Наиболее эффективное эстетически – воспитательное значение имеют общие и семейные праздники. В памяти детей на долго сохраняются семейные праздники, песни, музыка, стихи и другое.
К сожалению, с приходом телевидения и интернета на задний план уходит семейное чтение художественной литературы. Педагоги утверждают, что чтение ничем нельзя заменить. Именно в произведениях можно обратить внимание детей на красоту художественного образа и слова. Чтение становится предметом семейного обсуждения в свободное время.
Телевизор и интернет так же являются средством эстетического воспитания, но здесь важно правильное, разумное использование их. Необходимо избирательно подходить к просмотру передач, организовать совместный просмотр. Продуманное использование интернет ресурсов, а именно использовать для просмотра произведений искусств, анализа художественных произведений, познания искусств других стран и т. д.
Музыка так же способна формировать эстетический вкус. Музыка является обычным делом, но чаще всего она звучит в записи и используется музыка «низкого» качества. Родители должны всеми силами приобщать детей к музыке. При этом необходимо учитывать такие моменты, как:
- Помощь ребенку в отборе музыке;
- Регулирование частоты слушания.
Во многих семьях имеется хорошая традиция проводить выходные и праздники на природе, у реки. При этом опытные родители учат детей бережному обращению с природой. И при это конечно случайно подчеркивают красоту природы.
Многие семьи проводят свой досуг – посещая художественные и краеведческие музеи и выставки, кинотеатры. Такие посещения имеют большое эстетически-воспитательное значение.
Приведенные нами формы эстетического воспитания обладают большой возможностью показать детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных ситуациях. Необходимо обращать внимание детей на положительное в людях, так как недостатки виднее достоинств.
Именно в семье ребенок способен увидеть и научиться эстетике внешнего вида. Для достижения наилучшего результата в воспитании вкуса необходимо не навязывать своего мнения, а помогать видеть детям в какое место и время лучше одеть ту или иную одежду.
Важным условием успеха семьи в эстетическом воспитании детей является постоянная связь с образовательным учреждением, с учителем.
При правильно организованной работе по эстетическому воспитанию у школьников пробуждается самовоспитание. Оно призвано руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.
Эстетическое самовоспитание является составной частью общего педагогического процесса. По степени развития самовоспитания можно судить об эффективности и качестве воспитательного процесса.
К сожалению, немногие из родителей проводят свободное время с детьми, не устраивают семейных праздников, не приобщат детей к искусству. Всё это может говорить о низком уровне эстетического воспитания семьи.
Таким образом, говоря о проблеме эстетического воспитания младших школьников можно сделать вывод, что решить данную проблему можно только при совместном усилии семьи и педагога. Для этого необходимо использовать известные методы и находить новые, которые будут эффективно осуществлять эстетическое воспитание младших школьников.