Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Виды народного искусства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Умельцы декоративно- прикладного творчества на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты. Передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодёжь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотенца, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколения сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами мы можем пользоваться в быту. Существует множество форм декоративно-прикладного искусства : резьба по дереву и обработка металла, вышивка и плетение из соломки, изделия из камня, кости, стекла, обработка драгоценных камней, всевозможные игрушки и многое другое. В прикладном искусстве нередко соединяются скульптура, живопись, графика.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.

2.2. Работа общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников

         Основным содержанием эстетического воспитания служит приобщение к художественному творчеству. Эстетическое воспитание начинается с изучения языка, литературы, музыки, рисования, выработки эстетических суждений.

Деятельность общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников осуществляется по таким направлениям:

  • Учебная эстетическая деятельность;
  • Внеучебная:

- внутришкольная

- внешкольная

  • Работа с родителями (семьёй).

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.


Основными методами эстетического воспитания средствами народного искусства являются:

  • Разъяснение;
  • Анализ произведений искусства;
  • Решение эстетических задач;
  • Упражнение в искусстве;
  • Положительный пример.

Основными формами эстетического воспитания являются:

  • Беседы и лекции;
  • Вечера поэзии;
  • Встречи за круглым столом и другие.

Но формы и методы не используются по отдельности, педагоги применяют комплекс художественно – эстетических средств. Основными из них являются:

  • Познание;
  • Труд;
  • Игра;
  • Общение;
  • Природа;
  • Искусство;
  • Литература;
  • Бытовая обстановка.

Всё вышеперечисленное входит в систему эстетического воспитания. Подробно рассмотрим особенности и значение для эстетического развития младших школьников народное искусство.

Познавательный процесс является важным для формирования эстетического воспитания младших школьников. Школьник, проникая в сущность предметов, процессов он  воспринимает те эстетические свойства, которые присущи им. Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» [22]

Бесспорно, что познавательный процесс влияет на развитие эстетического воспитания младших школьников. Общение школьников в коллективе – это хорошая школа эстетического воспитания младших школьников. Но при этом необходимо, чтобы средства общения отвечали требованиям эстетики.

Природа – это один из важнейших источников эстетических переживаний младших школьников. Природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года. Природа влияет на духовный облик человека.

Природа это не только то, что мы видим, но и то, что мы слышим. Это шелест листьев под ногами, пение птиц, журчание ручья. Сочетание вызывает у младших школьников комплекс переживаний, которые при системном общение с природой становятся дорогими и близкими, именно они ложатся в основу патриотических чувств. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.  

Основными формами эстетического воспитания являются:

  • Беседы и лекции;
  • Вечера поэзии;
  • Встречи за круглым столом и многие другие.

Но формы и методы не используются по отдельности, педагоги применяют комплекс художественно – эстетических средств.

Основными из них являются:

  • Познание;

Размышление углубляет эстетические переживания. Константин Георгиевич Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли там, где ее никогда не увидит человек необразованный. Красота выступает одним из критериев истинности знаний.

Мы убедились в том, что познавательный процесс влияет на развитие эстетического воспитания младших школьников. Педагоги утверждают, что труд тоже влияет на эстетическое воспитание. Рассмотрим, каким образом труд влияет на эстетическое воспитание.

Труд, какой бы он не был, умственный или физический так же как и познавательный процесс активно влияет на эстетическое воспитание учащихся. Основными путями влияния являются:

  • Сам процесс труда.
  • Содержание работы
  • Результат труда.
  • Отношение в труде.

Правильно организованный труд, всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, используемые в труде. Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. Антон Семенович Макаренко утверждал, что в деле воспитания эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньше значение, чем эстетика поведения.

Эстетическое воспитание проявляется и в играх. В играх проявляется гармония движений, обстановка, ритуалы допускают привлечение средств искусства.

Общение школьников в коллективе – это хорошая школа эстетического воспитания младших школьников. Но при этом необходимо, чтобы средства общения отвечали требованиям эстетики.

Основным средством общения является речь учащихся. Главные условия красоты речи – это содержательность и чистота. Необходимо, чтобы речь была образная, лаконичная, четко продуманная. Украшает речь образность. Оживляет речь и применение поговорок, пословиц, но при этом необходимо, чтобы все это применялось уместно.

Правильное использование мимики, жестов, позы – все это показывает эстетическую воспитанность.

Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в нравственном облике и поведении человека, в природе. [23]

Природа – это один из важнейших источников эстетических переживаний младших школьников. Природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года. Природа влияет на духовный облик человека.


Природа это не только то, что мы видим, но и то, что мы слышим. Это шелест листьев под ногами, пение птиц, журчание ручья. Сочетание вызывает у младших школьников комплекс переживаний, которые при системном общение с природой становятся дорогими и близкими, именно они ложатся в основу патриотических чувств. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.  

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие младших школьников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего, необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

3. Одним из важнейших компонентов эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы». Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» [24]

Эстетическое воспитание осуществляется в образовательном учреждении прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы. Данные учебные предметы обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся.

Каждый учебный предмет в образовательном учреждении имеет большие возможности для эстетического воспитания младших школьников.


На уроках музыке стоит задача объединить в сознании учащихся три вида искусства: музыку, литературу и живопись, раскрыть их внутренние связи. Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание приходит в результате вдумчивого слушания.

Главной идеей изобразительного искусства является связь искусства с жизнью. Связь искусства с жизнью осуществляется посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Большое влияние на эстетическое воспитание оказывает литература. Именно литература занимает ведущее положение в системе искусств. Слово как средство творчества способно и создавать образы, и анализировать явления жизни. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. И третья стадия – обдумывание прочитанного.

Не только предметы искусствоведческого цикла формируют эстетическое воспитание, но и совместная творческая деятельность учителя и учащихся. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения – всё это является необходимым условием успешного эстетического воспитания младших школьников.

Важное значение при формировании эстетического воспитания имеет труд школьника. Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, участка. Завершая трудовой процесс, важно побудить учащихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс, красивое изделие.

Подведение итогов труда сопровождается выпуском стенгазеты, оформление выставки, проведением вечера. Художественные средства связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде.

Эстетическое воспитание в труде – это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса.

Но не только учебные предметы способны эстетически воспитывать, но и школьная обстановка. Она начинается у входа на школьный двор. Чистота дорожек и зеленый газон, цветы в клумбах – всё это вместе создает у школьников ощущение гармонии, причастности к красоте окружающего мира.

В области эстетического воспитания к окончанию пятого класса дети должны достигнуть определённого уровня знаний культуры личности.