Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Виды народного искусства).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Народное искусство в системе эстетического воспитания младших школьников
1.3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства
2.2. Работа общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников
Введение
Изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию.
Для формирования новой личности сегодня особую важность приобретают такие качества как: способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, национальное самосознание, готовность к продуктивной творческой деятельности. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. А это возможно сделать как раз через искусство, ведь искусство так же является сильнейшим инструментом в руках педагога. Поэтому усиленное внимание к национальным традициям в культуре и искусству, использование их в процессе эстетического воспитания, осуществляющееся в младшем школьном возрасте приобретает особую актуальность. Осуществляется он комплексно с помощью трудового, нравственного, эстетического и других видов воспитания.
Воспитание – это процесс передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему (в широком смысле) и направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей (в узком смысле).
Одним из важнейшей составляющей воспитания является эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. Народному искусству принадлежит особая роль в процессе эстетического воспитания младших школьников, так как именно в этом возрасте эмоционально – чувственное развитие способствует освоению окружающего мира и общению с людьми. Оно помогает выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Эстетическое воспитание является своеобразным показателем уровня эстетической культуры личности, которая является составляющей духовной культуры
Задачи эстетического воспитания:
- Познание прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике и поведении человека;
- Формирование эстетических потребностей в области искусства, в постижении художественных ценностей общества;
- Формирование у учащихся эстетического вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного;
- Приобщение детей к художественному творчеству.
Вопросы эстетического воспитания младших школьников активно исследовались учеными в отечественной педагогике. В разработку теории эстетического воспитания внесли большой вклад М.А. Верб, С.А.Герасимов, Д.Б. Кобалевский, Б.Т.Лихачёв, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Н. Шацкий и многие другие отечественные педагоги. В работах Н.Н.Волкова, Н. Лазарева и других рассмотрены психологические аспекты эстетического воспитания. воспитания представлены в работах. Теоретические основы эстетического воспитания представлены в работах Б.Т.Лихачёва, Т.Н. Мальковской и других.
Л.И. Божович, З.П.Морозова, П.М.Якобсон и другие учёные занимались вопросами мотивации эстетической деятельности. Большое внимание уделяли вопросам формирования и развития у школьников эстетического воспитания Д.Н. Узнадзе и другие; эстетического интереса и вкуса Н.А. Дмитриева, А.П.Белик; проблемам эстетического воспитания средствами народного искусства- Выготский Л.С., который блестяще окрестил искусство «общественной техников чувств» и утверждал, что «всё прикладное значение искусства в конечном счёте и сводится к его воспитывающему действию».[1] (2, 52)
В.А. Сухомлинский отмечал- «важная задача эстетического воспитания- научить ребёнка видеть а красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе».
Проблемы эстетического воспитания довольно обширны и актуальны по сегодняшний день.
Объектом исследования является процесс эстетического воспитания детей
Предметом исследования является особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства.
Цель работы выявить возможности народного искусства как средства эстетического воспитания, раскрыть педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства.
Задачи:
- Изучить и проанализировать теоретические источники по исследуемой проблеме.
- Проанализировать виды и содержание средств народного искусства
- Выявить существенные особенности эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства.
- Разработать рекомендации для родителей по эффективному эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства
1.1. Народное искусство в системе эстетического воспитания младших школьников
Народное искусство — это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи — неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства — творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную роль в эстетическом воспитании.
Трудно переоценить важность народного искусства в эстетическом воспитании, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства, как средства воспитания, заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства - музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:
1. Во-первых, необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшая сторона этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.
2. Во-вторых, одним из главных составных частей содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.
3. В-третьих, существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.
Мир постоянно развивается. Своё эстетическое отношение к жизни и природе люди выражают в художественных произведениях различных видов искусства. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».[2]
Если ребенок не получит собственно художественного развития, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни, искусство может и не выполнить своей воспитательной роли. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Каждый вид народного искусства особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела и воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. Искусство обращено к любой человеческой личности. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.
Педагог Шацкий С.Т. отводил музыке центральное место в эстетическом воспитании детей. Коллеги С.Т. Шацкого под его руководством проводили вместе с детьми большую работу по сбору и анализу песен, которые пели в народе, а затем дети исполняли эти песни в семьях и на улице, изучали пути распространения песен, знакомились с их текстами и популярными мелодиями. Педагоги при этом выясняли, в чем состоит привлекательность и доступность народных песен для детей. Результаты исследований продуктивно использовались для анализа понимания детьми музыкальных произведений и планирования дальнейших программ музыкального образования. «Все это способствовало активизации музыкальных интересов детей, побуждало их к осмыслению прослушанного», - писала В.Н. Шацкая.[3]
С давних времён огромное внимание в воспитательном процессе личности уделялось изобразительному искусству. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я.Коменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства.
Неоспоримо, что в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дети будут стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Большой интерес к данному вопросу проявляют различные области науки - эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Специфика художественного восприятия имеет социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности [28; 11].
В области эстетического восприятия искусства, дети, к концу пятого класса, должны достигнуть определённого уровня культуры личности:
- видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
- знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
- знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;
- знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства
Главная черта, характеризующая народное искусство – это его коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета
Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.