Файл: Налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Понятие и сущность налогов…).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности изучения налогов и налоговой системы
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Налоговая политика государства и ее особенности
1.3. Налоговая система и ее виды
2. Анализ налоговых систем в мировой экономике: отечественный и зарубежный опыт
2.1. Анализ особенностей англосаксонской налоговой системы на примере США
2.2. Анализ специфики налоговой системы на примере Германии
2.3. Анализ латиноамериканской налоговой системы на примере Чили
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях нестабильности мировой финансовой системы, налоговые поступления являются главным источником формирования доходной части бюджета. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в данной отрасли, имеется ряд проблем, которые более детально будут рассмотрены в данной работе.
Исторически, во многих странах мира, налоги и весь совокупный механизм налогообложения является одним из ключевых элементов, благодаря которому обеспечивается эффективное функционирование государства в условиях рынка.
Принято считать, что весь механизм налогообложения, имеет сою нормативно-правовую основу. Как правило, речь идет о Налоговом Кодексе[1]2, в котором прописаны все тонкости и нюансы по объемам налоговых ставок, процедуре налогообложения и прочим моментам.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система.
Предмет исследования – изучение особенностей налоговых систем в мировой экономике.
Целью данной работы является исследование текущего состояния и перспектив развития налоговой системы РФ
Задачи работы:
1.Изучить понятие и сущность налогов;
2.Исследовать налоговую систему и ее виды;
3.Выяснить характерные особенности налоговых систем мировых стран;
4.Рассмотретьспецифику налоговой системы РФ;
5.Оценить проблемы налоговой системы РФ и предложить пути их преодоления.
В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.
В основе написания работы периодические издания и литература, а также труды отечественных авторов по вопросам исследования особенностей налогов и налоговой системы, таких как Бондаренко Е. А., Матушкина Ю.Н. и т.д.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические особенности изучения налогов и налоговой системы
1.1. Понятие и сущность налогов
Зачастую, под налогами принято понимать денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды.[2]3
Многие ученые, в своих научных трудах, выделяют ряд основных признаков налогов, которые схематично представим на рисунке 1.1.
Рис 1.1. Признаки налогов
Согласно данных рисунка 1.1., для налогов в современных условиях хозяйствования характерны такие признаки, как:
1.Обязательность уплаты;
2.Публичность;
3.Безвозвратность и безвозмездность и т.д.
Помимо основных критериев, связанных с признаками налогов, можно выделить и определенный спектр функций, которые выполняют налоги. Данные функции отобразим схематично на рисунке 1.2.
Функции налогов
Рис 1.2. Функции налогов
Конечно, все налоги в современных условиях хозяйствования можно разделять исходя из различных признаков классификации. В общем виде, классификация налогов отображена на рисунке 1.3.[3]4
Рис 1.3. Классификация налогов
Как можно заметить из данных рисунка 1.3, налоги классифицируют по различным признакам:
1.Способ обложения – прямые и косвенные
2.По объекту налогообложения – имущественные, стоимостные и т.д.
3.По уровню предоставления в бюджет – федеральные, региональные, местные
4.По уровню использования – общие и специальные.
Сегодня систему в систему налогообложения многих стран мира входят несколько уровней налогов:
1.Федеральный;
2.Региональный;
3.Местный налог;
В первую категорию принято относить НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др. Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.
Основными же региональными и местными налогами принято считать транспортный налог, налог на имущество физических лиц, налог на игорный бизнес и тд.
На сегодняшний день, принято выделять организационно-правовые налогообложения, к которым относят: [4]5
1) принцип справедливости, утверждающий, что каждый должен уплачивать налоги и сборы, определенные законом. При этом должен соблюдаться принцип общности и равенства налогообложения, то есть учитываться фактические возможности налогоплательщика выплачивать налоги.
2) принцип универсализации означает то, что налогам и сборам не могут быть присущи дискриминационные характеристики, которые не одинаково применимы в зависимости от политических, идеологических, этнических, конфессионных и других различий между налогоплательщиками;
3) принцип нейтральности гарантирует то, что налоги и сборы не могут нарушать единого экономического пространства и прямо или побочно не могут ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или создавать помехи законного существования и деятельности налогоплательщиков; [5]6
4) принцип экономического обоснования предполагает, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть установлены на каком – либо ином основании;
5) принцип определенности предусматривает то, что законодательные акты формулируются так, чтобы каждый с ними знакомящийся, точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен заплатить;
6) принцип презумпции невиновности свидетельствует о том, что все непреодолимые сомнения и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться на пользу налогоплательщика.
Таким образом, становится ясно, что принципы правового государства характеризуются двойной природой, так как, по своей сути, они являются конституционно – правовыми принципами и одновременно конституционно – правовыми гарантиями. К тому же принципы правового государства выступают в качестве руководящего начала в правовом регулировании всех возможных социальных отношений, в том числе, налоговых. Законность и четко определенные основы системы налогообложения способствуют стабилизации отношений налоговой системы по отношению к бюджету и способствуют тому, что налогообложение имеет долгосрочный характер.
1.2. Налоговая политика государства и ее особенности
Налоговая политика представляет собой составную часть социально-экономической политики государства, которая направлена на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
Налоговая политика государства основана на соблюдении основных принципов налогообложения, к которым принято относить:
1.невозвратность;
2.однократность налогообложения;
3.стабильность и тд.
Структура налоговой политики любого государства включает в себя следующие основные элементы:
1.Уровни взимания налогов;
2.Виды налогов;
3.Ставки налогов;
4.Налоговые органы.
Налоговая политика функционирует на основе инструментов бюджетно-налоговой политике, к которым относят:
1.Государственные закупки
2.Налоги
3.Трансферты
По нашему мнению, налоговая политика не может являться управленческим процессом, поскольку обладает не столько вариативностью принимаемых решений, сколько собственной структуры на фундаментальном уровне
Налоги играют роль экономических рычагов, при помощи них государство может воздействовать на рыночную экономику. Государство широко использует налоговую систему, как определённый регулятор воздействия на негативные явления рынка в условиях рыночной экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Для решения проблем, появившихся в обществе, также для его продуктивного развития, государство может изменять налоговые ставки, льготы и штрафы, изменять условия налогообложения, вводить одни и отменять другие налоги, для создания условий быстрого развития определённых производств.
Налоговая политика, являющаяся совокупностью обоснованных, научных, экономически целесообразным правовых действий органов государственной власти, может обеспечить нужды производства и рост социального обогащения.
Первоначальным предписанием проведения налоговой политики обычно служит проведение полной, исчерпывающей оценки складывающиеся хозяйственно-экономических отношений, а также обеспечение правопорядка, путём взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей.
Факторы, влияющие на достижение цели, поставленные государством и в области налоговой политики:
1.экономическая ситуация в стране, которая характеризуется темпами роста производства;
2.уровень инфляции;
3.кредитно-денежная политика государства;
4.соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.
Основные направления налоговой политики государства должны исходить не только из главной их функции — наполнения государственной казны.
Налоговая политика в условиях развития мирового хозяйства, имеет различные виды исходя из классификационных признаков. Рассмотрим основные виды налоговой политики.
Основными видами налоговой политики принято считать:
1.Стимулирующую;
2.Сдерживающую;
3.Дискреционную;
4.Автоматическую;
5.Смешанную.
Виды налоговой политики
Рис 1.4. Виды налоговых систем
Рассмотрим более подробно каждую из них и выясним ее специфику.
1.Стимулирующая налоговая политика государства направлена на поддержку и развитие экономики страны в условиях нестабильности мирового хозяйства и экономического спада. Основным вектором такой политики можно назвать совокупный спрос.
2.Сдерживающая налоговая политика государства оказывает влияние и непосредственное значение на совокупный спрос в условиях экономического подъема.
3.Дискреционная налоговая политика считается основанной на сознательном манипулировании государством налогами и расходами в условиях нестабильности рынка.
4.Автоматическая налоговая политика основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приспосабливают экономику страны к экономическим фазам и циклам.
5.Смешанная налоговая политика сочетает в себе использование основных направлений дискреционной и автоматической налоговых политик и является их симбиозом.
Различные категории налогов образуют налоговую систему государства, речь о которой более детально пойдет в следующем параграфе.
1.3. Налоговая система и ее виды
Согласно общему подходу налоговая система – это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, которые вводятся и собираются на территории государства.
Объективное значение принципов, на основе которых создана и функционирует налоговая система, есть безусловной. Это объясняется тем, что принципы не только направляют развитие правоотношений, исполняют роль регулятора в случае нормативного упущения в налоговом законодательстве, выделяют те или иные общественные отношения в определенную правовую категорию, а также формируют определенное правовое мышление, правовую культуру в обществе и государстве. Ценность принципов налоговой системы заключается в том, что они призваны обеспечить органическую связь и логическую системность норм налогового прав.[6]7
А. Смит стал автором теоретических основ налогообложения. Однако его характеристики налогообложения исходят из интересов только налогоплательщика. Поэтому их называют «декларациями прав плательщика». Немецкий экономист А. Вагнер предложил девять основных правил налогообложения. Он объединил принципы в четыре группы.
Первая группа: финансовые принципы налогообложения, то есть достаточность обложения, при которой объем денежных ресурсов должен быть достаточным для поддержания хозяйственной системы.