Файл: Налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Понятие и сущность налогов…).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности изучения налогов и налоговой системы
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Налоговая политика государства и ее особенности
1.3. Налоговая система и ее виды
2. Анализ налоговых систем в мировой экономике: отечественный и зарубежный опыт
2.1. Анализ особенностей англосаксонской налоговой системы на примере США
2.2. Анализ специфики налоговой системы на примере Германии
2.3. Анализ латиноамериканской налоговой системы на примере Чили
4 по доходной составляющей промыслового налога кроме прибыли, подпадает сумма, за использование земными средствами капитального характера взятый на длительный срок и он равен 0,3 %. Ставка колеблется от 15 до 24 %;
5 земельным налогом облагаются участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц составляет 0,35% для застроенных и незастроенных участков;
6 ставка поимущественного налога для юридических лиц составляет 0,6 %, от стоимости налогооблагаемого имущества. А ставка налогообложения для физических лиц достигает 1 %;
7 социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8 %. Сумма делится в равной части между работником и работодателем. Например, страхование на случай безработицы составляет 4,2 %, пенсионное страхование - 19,9 %, медицинское - 14,25 %, страхование на случай необходимости ухода 1,7 %.
Половину взносов платят сами работники, другую половину - работодатели. Но для них сумма больше, так как они платят их полностью и еще доплачивают дополнительно 0,9 % на медицинское страхование. В Германии существует еще множество других налогов.
На основе всего выше перечисленного сделаем вывод, что Германия является страной с высокими налогами. Но это и в свою очередь самая богатая страна в Европе. И является самой мощной в экономике среди стран ЕС. Банки Германии имеют безупречную репутацию и высокий уровень надежности.
Налоги Германии обеспечивают около 80 % бюджетных доходов, этот главное средство воздействия государства на развитие экономики. В стране действует развернутая и многообразная система налогов, охватывая все стороны жизни общества.
2.3. Анализ латиноамериканской налоговой системы на примере Чили
Структура налогообложения в Чили характеризуется небольшим количеством прямых и косвенных налогов и минимальным числом налоговых льгот, которые распространяются на экспортеров.
Чилийская система подоходного налогообложения включает:
1.налог на доход от предпринимательской деятельности – налог первой категории (Impuesto de Primera Categoría, IPC). Ставка подоходного налога «первой категории» единая – 17%. Для некоторых видов деятельности по выбору налогоплательщика налоговая база может исчисляться как вмененный доход.
2.налог на зарплату и вознаграждения – единый налог второй категории (Impuesto Unico de Seguda Categoría, IUSC) – имеет прогрессивную шкалу: от 0% до 40%. Налог начисляется на зарплату и связанные с исполнением трудовых обязанностей компенсации за вычетом платежей на соцстрахование. Он удерживается работодателем. Налогоплательщики, не имевшие в налоговом году иных видов доходов, не обязаны представлять налоговую декларацию
3.налог на совокупный доход физических лиц – глобальный сопутствующий налог (Impuesto Global Complimentario, IGC) – имеет прогрессивную шкалу с теми же налоговыми ставками, что и IUSC. Он рассчитывается, исходя из годовой налоговой базы, и применяется к доходам, полученным из всех источников, которые включаются в налоговую базу.
4.налог на доходы нерезидентов – дополнительный налог (Impuesto Adicional, IA) – применяется к вознаграждениям или переводам дохода за рубеж или в общем случае к доходам, полученным от источника в Чили нерезидентами либо лицами, не имеющими постоянного места жительства в Чили.
Обязанность по уплате налога лежит на нерезидентах, но он удерживается у источника дохода по ставке 35%. Удержание является окончательным, и налогоплательщик-нерезидент не обязан подавать налоговую декларацию.[11]12
Налоговая служба вправе проверить любую налоговую декларацию в течение трех лет с момента ее представления налогоплательщиком. Для доходов, подлежащих обязательному декларированию, если соответствующая декларация не была подана или была фальсифицирована, вышеуказанный срок проверки составляет шесть лет.
2.4. Анализ смешанной налоговой системы на примере РФ
Налоговая политика СССР в 1970-1990 годы имела свои специфические черты. Данное обстоятельство было обусловлено:
1.Нестабильной социально-политической ситуацией в обществе
2.Отставанием в промышленном развитии от мировых стран в послевоенные годы
3.Моделью развития экономики и тд.
В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.
В течение четырех послевоенных десятилетий система налоговых платежей в СССР продолжала развиваться под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений.
Основными налоговыми платежами являлись:
1.налоги с населения — подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;
2.налоги с предприятий — налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций.
В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос от отмене налоговой системы как таковой.
Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги
Налог с оборота, будучи второй (после прибыли) частью денежных накоплений предприятий, почти целиком аккумулировался государственным бюджетом
Отчисления предприятий органам социального страхования производились от себестоимости продукции в определенных нормах (в среднем 14%) к фонду заработной платы. Отчисления соцстраху занимали в бюджете по своему удельному весу третье место после прибыли и налога с оборота.
Доходы государственного бюджета от населения были представлены следующими видами поступлений:
1.подоходный налог с рабочих и служащих, который взимался по ставкам: 8 руб. 20 коп. с первой сотни рублей заработной платы и 13% со всей остальной суммы заработной платы;
2.сельхозналог, или налог с приусадебных участков, который взимался с одной сотой гектара по ставкам от 20 коп. до 2 руб. 50 коп. (дифференциация по республикам, краям, областям);
3.местные налоги и сборы, в которые входили налог со строений, земельная рента, сборы с владельцев транспортных средств и другие.
Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий являлись налог с оборота и платежи из прибыли. помимо налога с оборота, поступлениями в бюджет являлись: плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог с колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам.[12]14
Итак, в 90-е годы отечественная налоговая система превратилась в мощный дестабилизирующий фактор развития отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала процесс разбалансирования товарного рынка.
Налоговая политика многих стран мира, зависит от курса национальной валюты. Соотношение рубля к основным зарубежным валютам отобразим на рисунке 2.1
Рис 2.1 Динамика среднегодового курса рубля к доллару
Если же говорить о динамике валютного курса евро относительно рубля, то за последние годы можно наблюдать следующую динамику, отображенную на рисунке 2.2
Рис 2.2. Динамика среднегодового курса рубля к евро
Как можно заметить из данных рисунка 2.2. за последние годы можно наблюдать рост евро относительно рубля. Ученые прогнозируют в ближайшей перспективе падение евро и стабилизацию данного показателя на уровне 65-70 единиц.
Располагая отчетами Министерства финансов РФ о показателях федерального бюджета РФ за 2013-2017годы, мы можем проанализировать основные показатели его развития.
Рис 2.3. Структура федерального бюджета РФ за 2013-2017 годы в млрд. руб.
Данные рисунка 2.3. наглядно показывают, что в структуре федерального бюджета РФ за последние годы можно наблюдать дефицит бюджета, так как расходная часть существенно превышает объем доходных поступлений.
Рис 2.4. Динамика дефицита бюджета РФ в млрд. руб.
Если же более детально переходить к рассмотрению структуры доходной части бюджета РФ, то можно сказать о том, что в нее входят нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Общая динамика данных доходов представлена на рисунке 5[13]13
Рис 2.5 Структура доходной части бюджета Российской Федерации
Экономическая нестабильность мирового хозяйства негативно отразилась на уровне доходов бюджета, существенно снизив показатель нефтегазовых доходов с отметки в 6534 млрд дол в 2013 году до показателя в 5050 в 2017 году
Переходя к структуре ненефтегазовых доходов отобразим ее динамику и основные категории доходов в таблице 1.
Таблица 1 Динамика показателей НДС, налога на прибыль и акцизов в млрд. руб.
2013 год |
2015 год |
2017 год |
|
НДС(внутренний) |
1868,2 |
2448 |
2957 |
Налог на прибыль |
461 |
527,2 |
652 |
Акцизы |
352 |
491,4 |
501 |
Данные таблицы 1 являются наглядным отражением того, что в системе ненефтегазовых доходов преобладают такие категории как:
1.НДС;
2.Налог на прибыль.
Проведем исследование доходной части бюджета Российской Федерации по показателям импортных доходов – НДС ввозимого, акцизы на ввозимые товары, акцизные пошлины и иные показатели. Данные представим в таблице 2.
Таблица 2 Динамика показателей доходов бюджета Российской Федерации, связанных с импортом
2013 год |
2014 год |
2017 год |
|
НДС на ввозимые товары |
1670 |
1750 |
1963.6 |
Акцизы на ввозимые товары |
63 |
71.6 |
64 |
Пошлины |
683 |
652 |
553 |
Прочие |
1386 |
1475 |
2275 |
И опять же, как и в рассматриваемой раннее таблице, в системе импортных доходов РФ преобладает НДС на ввозимые товары.
Наряду с увеличением доходной части бюджета РФ можно наблюдать и рост расходной части, динамика которой отображена на рисунке 2.6
Рис 2.6 Динамика расходов бюджета Российской Федерации в млрд. руб.
Если же рассматривать расходы бюджета Российской Федерации за анализируемый период более детально по основным статьям расходов, то в общем виде их можно отобразить на рисунке 2.7[14]14
Рис 2.7. Статьи расходов бюджета Российской Федерации за 2013 -2017 годы в млрд. руб.
Как можно заметить из данных предложенным выше рисунком, в совокупной системе расходов федерального бюджета основными статьями расходов являются:
1.Социальная политика;
2.Национальная оборона;
3.Национальная безопасность и т.д.
Причем, расходы по данным направлениям существенно выросли за последние годы и опережают все остальные статьи целевого расходования бюджетных средств.
3. Проблемы налогообложения в РФ и пути их преодоления
На эффективное развитие и функционирование бюджета РФ в условиях развития мировой экономики, оказывают влияние ряд факторов, среди которых:
1.Экономические санкции, введенные в отношении РФ западными странами. Данные санкции ограничивают экономические возможности страны в условиях мирового хозяйства, снижая торгово-финансовые показатели;
2.Падение цен на энергоресурсы. Основные страны мира, в том числе и РФ, очень сильно зависят от нефтегазового сектора. В этой связи, резкие перепады котировок цен на топливо наносят серьезный удар по бюджету и всей национальной экономике страны;