Файл: Налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Понятие и сущность налогов…).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая группа: использование в налоговой системе определенных налогов, которые при увеличении государственных потребностей предоставляют возможность увеличить размер налоговых поступлений.

Третья группа: принципы, касающиеся народного хозяйства, то есть должен быть надлежащий выбор источника налогообложения, при котором в качестве источника налогообложения должен выступать не только доход, а и капитал.

Четвертая группа: наличие налогов, в большей мере, содержащих регулирующее начало или фискальное; этические принципы или равенство всех плательщиков; административно – технические правила, включающие фактическую определенность налогообложения; удобство уплаты налогов; максимальное уменьшение затрат на взимание.

Определенное развитие принципы налогообложения А. Смита получили в работе «Опыт теории налогов», принадлежащей российскому ученому Н.И. Тургеневу. В указанном труде он углубляет принципы налогообложения, называет необходимостью сокращение издержек налогообложения и целесообразностью взимать налог не с самого капитала, а с чистого дохода с тем, чтобы не опустошать источники государственных пополнений.

Рассмотренные принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы, в основном, государства[7]8

Также существуют иные взгляды, которые рассматривают принципы налоговой системы значительно шире, а именно, в качестве основы, что отражает соотношение, взаимосвязь элементов налоговой системы, то есть налогов, сборов, пошлин. В таком смысле под принципами налоговой системы понимают их совокупность, регулирующую налогообложение. Так, в этот перечень можно включить следующие принципы: простота и понятность начисления; отсутствие дублирования; простота и экономичность налогов; стабильность и пропорциональность налоговых сборов услугам, предоставленным государством; допустимый размер общего налогового бремени.

Такой пример обозначает, что происходит отождествление принципов построения налоговой системы и самого процесса налогообложения. Вместе с тем такое отождествление вызывает смешивание понятий «налоговая система» и «система налогообложений», что противоречит, как экономической, так и правовой науке. Заслуживает понимания тот факт, что налоговая система представляет собой совокупность различного рода обязательных платежей публичного характера, которые выступают источником для формирования доходной части бюджета и других публичных денежных фондов. Таким образом, система налогообложения – это не только совокупность налогов и сборов, а и их администрирование. Однако очевидно, что наука и законодатель в этом вопросе имеют расхождения.


На сегодняшний день, принято выделять две основные разновидности налоговых систем:

1.Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.

2.Шедулярная (шедула - часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

1.Евроконтинентальная. Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых.

К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины, которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.

2.Англосаксонская. Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц.

На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.

3.Латиноамеринская.Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Базовая ставка налога на прибыль компаний - 25%. В качестве косвенного общегосударственного налога взимается также так называемый налог на потребление, которым облагаются импорт и продажи сигарет, сигар, трубочного табака, автомобилей, мотоциклов, лодок, катеров и яхт, всех напитков в бутылках кроме минеральной воды, алкогольных напитков и пива.

Ставка налога для всех вышеозначенных продуктов разная, для напитков она взимается в зависимости от литража, а не стоимости, самая высокая - для виски (0,86 долл. за литр), самая низкая для безалкогольных напитков (0,02 долл. за литр), для транспортных средств ставка налога колеблется от 10% до 18%, для табачной продукции - 50%.


Важная особенность - налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии. [8]9

4.Смешанная. Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов.

Смешанная налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Для нее характерны три уровня налогов: федеральный, региональный, местный.

Характерна для Российской Федерации.

Таким образом, завершая исследование по первой главе можно сказать о том, что в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия и сущности налогов, а также исследована налоговая система и ее виды.

2. Анализ налоговых систем в мировой экономике: отечественный и зарубежный опыт

2.1. Анализ особенностей англосаксонской налоговой системы на примере США

Для современной американской налоговой системы характерным является преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги.

Система налогов и сборов США больше ориентирована на прямые налоги, а поступления от налога на доходы физических лиц существенно превышают объем средств, получаемых от сбора корпорационного налога. Налоговое законодательство США не содержит перечня федеральных, региональных и местных налогов.

Штаты США обладают правом по установлению на своей территории любых налогов главное при этом, чтобы они соблюдали конституционные принципы налогообложения.[9]10

Налоговой системе США присуще параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти налогообложения.


К примеру, граждане США уплачивает 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится 5 видов акциза (федеральный, штатный, смежные, универсальные и специфические акцизы).

Посредством налоговой системы США в государственный бюджет поступает свыше 90 процентов всех доходов. Налоговое бремя (это доля суммарных налоговых поступлений в ВВП) в США – около 30 процентов. Структура и состав налоговой системы США определяются масштабами использования всех видов налогообложения. В системе налогообложения используются основные виды налогов по всем уровням власти: верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; среднего, где собираются налоги, сборы, вводимые законами штатов и поступающие в бюджеты штатов; нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты.

Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законами штатов. В США за последние десятилетия наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде средств. В тоже время на местные финансы перекладывается существенная часть расходов.

В налоговой системе США одновременно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий. На практике это означает, что штаты обладают фактически неограниченной самостоятельностью в установлении налогов, т.к. федеральное налоговое законодательство США, в отличие от российского, не содержит перечня налогов, разрешенных для введения в штатах. Названная ситуация заставляет жителей штатов проявлять большой интерес к выборам своего губернатора и парламента, так как от этого напрямую зависит их налоговое бремя.

Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. Прогрессивный характер имеют федеральные налоги, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, а штатные и местные налоги исчисляются по регрессивной ставке.

Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. Косвенные налоги в США занимают значительно меньшую долю по сравнению с прямыми. Среди косвенных налогов предпочтение отдается налогу с продаж и акцизам. На определенные товары вводятся акцизы. На федеральном уровне - на алкогольные напитки, на табачные изделия, телефонные переговоры, авиабилеты и др. НДС в США не установлен, а в европейских государствах он является основным источником доходов государств. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. Из них наибольшую роль в формировании доходов федерального бюджета играют подоходный налог с населения, налоги на прибыль с корпораций, взносы в фонды социального страхования


2.2. Анализ специфики налоговой системы на примере Германии

Налоговая система Германии прошла длинный путь до еѐ прежнего состояния. В 1817 году Немецкой империи было передано право устанавливать таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления. Источниками средств являлись доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога.

Регулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьезную зависимость от них. Это и определило путь развития нынешней налоговой системы Германии. Были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, налог на наследство, налог на имущество и на прирост имущества. В настоящее время налоги в Германии делятся на федеральные, земельные, совместные, муниципальные, общинные и церковные.

Ключевые позиции принадлежат федерации. Для финансового обеспечения трех уровней налоговая система построена таким образом, что наиболее крупные источники формирует сразу три или два бюджета. Подоходный налог с физических лиц распределялся таким образом, что 42,5 % направляются в федеральный бюджет, 42,5 % в бюджет соответствующих земель и 15 % в местный.

Налог на корпорации делится в равных частях между федеральным и земельным бюджетом. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но делится между федеральным, земельным и местным бюджетом. Таким же образом налог на добавленную стоимость распределяется по трем бюджетам. [10]11

Немецкое законодательство имеет право на взимание налога со всех граждан. Почти по каждому налогу в Германии существует налоговый закон. Они призваны учитывать специальные экономические факторы и особые обстоятельства, как доходы, чрезмерно высокие прибыли и расходы. Гражданство не играет роль при взимании налогов. О них сообщают в письменных извещениях. При несогласии сумму налогов можно обжаловать.

Налоги в Германии следующие:

1 налоги на владения носят прямой характер. Доля в налоговых поступления более чем 55 %;

2 подоходный налог важнейший налог в Германии, его минимальная ставка -19 %, максимальная – 51 %;

3 базовая ставка налога с корпораций составляет 15 %, она была уменьшена с 25 % в 2007 г. Если прибыль не распределяется тогда используется ставка в 29-31 %, также он делится в пропорции между федеральным и земельным бюджетом;