Файл: Налоговая система рф и проблемы ее совершенствования (Понятие и сущность налогов…).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности изучения налогов и налоговой системы
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Налоговая политика государства и ее особенности
1.3. Налоговая система и ее виды
2. Анализ налоговых систем в мировой экономике: отечественный и зарубежный опыт
2.1. Анализ особенностей англосаксонской налоговой системы на примере США
2.2. Анализ специфики налоговой системы на примере Германии
2.3. Анализ латиноамериканской налоговой системы на примере Чили
3.Мировая напряженность. Данный фактор выражается в том, что Правительству РФ необходимо перестраивать бюджетно-налоговую политику, ориентируя ее вместо социально-общественного вектора, в сторону урегулирования мирового хозяйства и налаживая мировых соглашений с крупнейшими странами мира;
3.Иные проблемы.
В системе налогообложения РФ можно выделить ряд проблем, которые сформировались за последние годы:
1.Фискальный характер налоговой политики. Данный аспект характеризуется затруднением регулирующей и стимулирующей функций налогообложения;[15]15
2.Неоптимальность налоговых ставок по ключевым видам налогов;
3.Низкий контроль за эффективностью сборов налогов, в связи с чем, бюджет государства недополучает достаточно большое количество средств;
4.обширный спектр налоговых льгот и вычетов по различным категориям и т.д.
На сегодняшний день, на налоговые поступления от НДС приходится более 40% от всех налоговых поступлений в бюджет государства. Если же говорить о том, на сколько выросла доля налоговых поступлений в бюджете страны за длительный временной отрезок, то здесь можно сказать о увеличении с уровня в 37,39% до 41,09%.
Для того, чтобы преодолеть вышеназванные негативные тенденции, которые ведут к дестабилизации национальной экономики РФ и снижают показатели эффективности бюджета, необходимо:
1.Контролировать целевое расходование бюджетных средств;
2.Усовершенствовать действующее бюджетное законодательство;
3.Улучшение инвестиционного климата за счет упрощения системы налогового администрирования
4.Развивать и инвестировать сферу технологий и инноваций, которые повысят не только статус страны в мировом рейтинге, но и снизят зависимость России от цен на сырье и т.д.
5.Поддерживать малое и среднее предпринимательство и т.д.
Можно выделить несколько путей решения проблем в сфере межбюджетных отношений Российской Федерации. К данным направлениям можно отнести:
1) расширение полномочий региональных и местных органов власти в бюджетно-налоговой сфере;
2)совершенствование межбюджетного механизма распределения налоговых поступлений между федерацией и регионами на долгосрочной основе;
3) контроль за целевым использованием бюджетных средств и межбюджетных трансфертов в субъекты и регионы;
4) ужесточение наказания за нецелевое использование бюджетных средств и т.д.
Важным моментом является формирование системы оперативного и гибкого реагирования на текущие изменения рыночной конъюнктуры и корректировки проводимой долговой политики согласно наиболее достоверным краткосрочным прогнозам.
В последнее время, в РФ и законодательных органах власти в частности, не утихают споры относительно того, как оптимизировать налоговые поступления в бюджет страны, какая ставка по налогу на добавленную стоимость является оптимальной и т.д.
Обобщив все мнения относительно данных споров и обсуждений можно сформулировать ряд перспективных направлений, которые позволят сделать систему налогообложения в РФ более рациональной:[16]16
1. Введение единой ставки НДС на уровне от 14 до 17%. Данное направление позволит устранить бухгалтерские ошибки, которые возникают в большом количестве и так или иначе связаны с объектами налогообложения. Введение единой ставки позволит облегчить проведение процедуры налогового аудита и проверок.
2. Совершенствование механизма налогового администрирования. Экспертами предлагаются следующие меры:
А) максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета;
Б) специальная регистрация плательщиков и т.д.
3. Проведение процедуры переориентации налоговой системы от функционирующей в данный момент к сбалансированной модели, в основе которой будет преобладать доля прямых налогов над косвенными.
4.Ужесточение процедуры контроля и надзора за сбором и уплатой налогов и т.д.
Реализация данных направлений позволит оптимизировать налоговую систему страны и сделать ее рациональной в условиях современного мирового хозяйства.
Заключение
В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Под налогами принято понимать денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды
Налоги классифицируют по различным признакам:
1.Способ обложения – прямые и косвенные
2.По объекту налогообложения – имущественные, стоимостные и т.д.
3.По уровню предоставления в бюджет – федеральные, региональные, местные
4.По уровню использования – общие и специальные.
Сегодня систему в систему налогообложения многих стран мира входят несколько уровней налогов:
1.Федеральный;
2.Региональный;
3.Местный налог;
Согласно общим определениям налоговая система государства – это налоги государственного уровня и местные налоги, уплачиваемые в различные бюджеты, формы и методы их существования и реализации, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, а также обеспечение привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и организация работы налогового контроля.
Налоговая система является одним из важнейших элементов регулирования и обеспечения жизнедеятельности всякого государства. Продуктивность ее существования и реализации оценивается экономическим состоянием, уровнем влияния различных политических сил, налоговой культурой, предпочтениями и достижениями экономической науки и пр. Существенное развитие системы налогообложения происходит как оптимальное соотношение прямых и непрямых налогов в зависимости от конкурентоспособности и экономического состояния конкретного государства.
Определяющей для состояния налоговой системы является структура налогов. Она непрерывно меняется под влиянием экономических, социальных и политических тенденций. В общем, существованию и развитию налоговых систем в любом государстве присущи такие характеристики: расширение налогообложения частных доходов; модернизация доходов, использующихся на нужды потребления; все большее уменьшение влияния налогов на прибыль хозяйствующих субъектов; постоянное увеличение отчислений на социальное страхование.
На сегодняшний день, существует разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:
1.Евроконтинентальная;
2.Англосаксонская;
3.Латиноамеринская;
4.Смешанная.
В структуре федерального бюджета РФ за последние годы можно наблюдать дефицит бюджета, так как расходная часть существенно превышает объем доходных поступлений. Экономическая нестабильность мирового хозяйства негативно отразилась на уровне доходов бюджета, существенно снизив показатель нефтегазовых доходов с отметки в 6534 млрд дол в 2013 году до показателя в 5050 в 2017 году. В системе ненефтегазовых доходов преобладают такие категории как:
1.НДС;
2.Налог на прибыль.
В системе налогообложения РФ можно выделить ряд проблем, которые сформировались за последние годы:
1.Фискальный характер налоговой политики. Данный аспект характеризуется затруднением регулирующей и стимулирующей функций налогообложения;
2.Неоптимальность налоговых ставок по ключевым видам налогов;
3.Низкий контроль за эффективностью сборов налогов, в связи с чем, бюджет государства недополучает достаточно большое количество средств;
4.обширный спектр налоговых льгот и вычетов по различным категориям и т.д.
можно сформулировать ряд перспективных направлений, которые позволят сделать систему налогообложения в РФ более рациональной:
1. Введение единой ставки НДС на уровне от 14 до 17%.
2. Совершенствование механизма налогового администрирования.
3. Проведение процедуры переориентации налоговой системы от функционирующей в данный момент к сбалансированной модели, в основе которой будет преобладать доля прямых налогов над косвенными.
4.Ужесточение процедуры контроля и надзора за сбором и уплатой налогов и т.д.
Данные направления позволят сделать налоговую систему РФ более рациональной и сбалансированной в условиях рынка.
Список использованной литературы
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -: http:// www.consultant.ru
2.Налоговый кодекс Российской Федерации N 117- ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -: http:// www.consultant.ru
3.Аскаров А.О. Тенденции и направления совершенствования налоговой системы государства: Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / А.О Аскаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2015. - 236 c.
4.Бондаренко Е. А. Борьба с использованием «серых» схем при возмещении НДС // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - №121-1 – С.19-23
5.Кораев А.Б. Развитие налоговой системы РФ: текущее состояние и перспективы развития // Банковское дело. -2014. - № 3. –С. 24-58.
6.Кузьмичева И.А. Налог на добавленную стоимость: проблемы и возможные пути развития / И.А. Кузьмичева, М.А. Быкова / Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8– 4. – С. 923–927.
7.Лукьянов О.П., Овчинникова Н.Э. Развитие налоговой системы РФ // Финансы и кредит. - 2014. - № 1 - С. 6-19.
8.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт. - 2015. - 353 c.
9.Мазий В. В., Субачева Е. М. Специфика развития малого бизнеса в условиях кризиса // Инженерный вестник Дона – 2016 - №2 – C.76 – 90
10.Матушкина Ю.Н. Экономическое содержание, особенности и перспективы развития НДС в РФ // Успехи современной науки. - 2017. - № 4. - С. 131-133.
11.Мурычев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. Развитие системы финансового рынка РФ // Деньги и кредит. – 2017 .- № 8. - С. 18-25.
12.Ночевкина Т.А. Налог на добавленную стоимость: сущность и роль в формировании доходной части бюджета / Т.А. Ночевкина // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – № 5 (9). – С. 99–102.
13.Осипов А.Е, Шкодинский С.В. Россия в системе международных финансовых отношений // Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030701.65 Международные отношения / Москва - 2017. - 264c.
14.Осинкин А.Е., Савинова Е.А. Россия в системе международных финансов // Экономика Профессия Бизнес.- 2017.- № 1.- С. 72-75.
15.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт - 2014. – 145с
16.Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для вузов / В. Г. Пан¬сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт. - 2015. — 319 с.
17.Петров А.Е, Запольский С.В. О природе понятия «налоговая система России» // Финансовое право. - 2016. - № 8.- С. 2-18.
18.Подковыркина И.Д. Проблемы возмещения НДС при проведении экспортных операций [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №5 – С.54-65.
19.Попазова Ю.Т., Марзабекова А.Р. Порядок исчисления НДС в РФ // В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста Материалы VII Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 133-134.
20.Розанова Н.М. Макроэкономика: учебник для магистров / Н. М. Розанова. — Москва: Юрайт - 2015. — 813 с.
21.Савченко Н.Г., Ефременко И.Н., Горбачева О.А. Влияние финансовой глобализации на трансформацию банковской системы // Банковское дело. -2016. - № 12. –С. 44-48.
22.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Форум - 2015. – 608 с.
23.Семенов А.О Налоговая система государства // В сборнике: Экономика и финансы – 2015- №12 – С.12-32.
24.Симкина Л.Г. Макроэкономика: учебное пособие / Л. Г. Симкина. — Москва: КноРус - 2016. — 336 с
25.Ткачук А.О. Финансы и налоговая система государства // Финансовое право. - 2015. - № 18. - С. 12-38.
26.Толстоброва Н.А. Расстановка приоритетов в совершенствовании механизма НДС / Н.А. Толстоброва, Е.К. Климова / Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 46–53.
27.Ульянов В.И. Государственные финансы // Банковское дело. -2015. - № 2. –С. 24-48.
28.Чумакова Е.А. Место и роль НДС в налоговой системе в формировании доходных источников бюджетов / Е.А. Чумакова // Налогообложение. 2014. – № 8. – С. 43–53.
29.Шпинчевский В. В. Оптимизация налоговой нагрузки на экономику России для увеличения налоговых доходов бюджетной системы // Горизонты экономики. - 2016. - №1 .- С. 90-93.
30.Яблоков Д.Ю. Применение технологии больших данных в налоговом администрировании / Д.Ю. Яблоков //Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. – 2015. – № 33. – С. 174–179.
-
2 Налоговый кодекс Российской Федерации N 117- ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - : http:// www.consultant.ru ↑
-
3 Аскаров А.О. Тенденции и направления совершенствования налоговой системы государства: Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / А.О Аскаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2015. – С.23 ↑
-
4 Бондаренко Е. А. Борьба с использованием «серых» схем при возмещении НДС // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - №121-1 – С.19 ↑
-
5 Кораев А.Б. Развитие налоговой системы РФ: текущее состояние и перспективы развития // Банковское дело. -2014. - № 3. –С. 24 ↑
-
6 Кузьмичева И.А. Налог на добавленную стоимость: проблемы и возможные пути развития / И.А. Кузьмичева, М.А. Быкова / Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8– 4. – С. 923 ↑
-
7 Лукьянов О.П., Овчинникова Н.Э. Развитие налоговой системы РФ // Финансы и кредит. - 2014. - № 1 - С. 16 ↑
-
8 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт. - 2015. – С.35 ↑
-
9 Мазий В. В., Субачева Е. М. Специфика развития малого бизнеса в условиях кризиса // Инженерный вестник Дона – 2016 - №2 – C.76 ↑
-
10Матушкина Ю.Н. Экономическое содержание, особенности и перспективы развития НДС в РФ // Успехи современной науки. - 2017. - № 4. - С. 131 ↑
-
11 Мурычев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. Развитие системы финансового рынка РФ // Деньги и кредит. – 2017 .- № 8. - С. 18 ↑
-
12 Ночевкина Т.А. Налог на добавленную стоимость: сущность и роль в формировании доходной части бюджета / Т.А. Ночевкина // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – № 5 (9). – С. 99 ↑
-
14 Макроэкономика: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — Москва : КноРус - 2016. — С.31 ↑
-
13 Осипов А.Е, Шкодинский С.В. Россия в системе международных финансовых отношений // Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030701.65 Международные отношения / Москва - 2017.- С.26 ↑
-
14 Осинкин А.Е., Савинова Е.А. Россия в системе международных финансов // Экономика Профессия Бизнес.- 2017.- № 1.- С. 72 ↑
-
15 Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт - 2014. – С.16 ↑
-
16 Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для вузов / В. Г. Пан¬сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт. - 2015. — С.31 ↑