Файл: Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 722
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
1.1 Сущность калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
1.2 Принципы калькулирования, его объекты и методы
1.4Сущность и область применения попроцесcного метода учета затрат
1.5 Методы попроцесcного (простого) калькулирования
1.6 Бухгалтерский учет и документирование при попроцессном методе учета затрат
1.5 Методы попроцесcного (простого) калькулирования
В литературных источниках, посвященных изучению попроцессного метода учета затрат, принята классификация методов калькулирования себестоимости в зависимости от количества наименований выпускаемой продукции.
В производствах, где: а) производится один вид продукции; б) не возникают запасы полуфабрикатов; в) не образуются запасы готовой продукции (или присутствуют в ограниченных количествах), - может применяться метод простого калькулирования.
Если у предприятия нет запасов готовой продукции (энергетические, транспортные организации), используется метод простого одноступенчатого калькулирования. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле:
где С - себестоимость единицы продукции, руб.;
З - совокупные затраты за отчетный период, руб.;
Х – количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.д.).
Метод простого одноступенчатого калькулирования может применяться не только в отраслях материального производства, но и в непроизводственной сфере, при оказании услуг. Например, отделения Сбербанка, используя данный метод, рассчитывают себестоимость одной банковской услуги. Для этого общая сумма расходов, включаемых в себестоимость оказываемых услуг, делится на их количество.
В реальности производств, отвечающим всем трем вышеприведенным требованиям немного. Так, в угольной промышленности, производящей один вид продукции и не имеющей запасов полуфабрикатов собственного производства, существует некоторое количество продукции, произведенной, но не реализованной покупателю и хранящейся на складе предприятия. Разница между количеством изготовленной и количеством реализованной продукции существует на предприятиях, производящих продукцию, способную долго храниться. В результате из трех вышеназванных условий соблюдаются два первых. На таких предприятиях применяется метод простого двухступенчатого калькулирования. Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:
1)рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции;
2)сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество проданной за отчетный период продукции;
3) суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.
Себестоимость продукции методом простого двухступенчатого калькулирования рассчитывается по формуле:
где С –полная себестоимость единицы продукции, руб.;
З1 – совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;
З2 – управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
Х1 – количество единиц продукции, произведенной в отчетном периоде;
Х2 – количество единиц продукции, реализованной в отчетном периоде.
Из описания последовательности расчетов себестоимости по методу простого двухступенчатого калькулирования видно, что его практическое использование предполагает наличие на предприятии простейшей системы учета затрат по местам их возникновения. Это позволяет выделить издержки производственной сферы и административно-сбытовые издержки.
Метод простого двухступенчатого калькулирования позволяет:
1) оценить запасы и готовую продукцию по производственной себестоимости;
2) отнести расходы по управлению и сбыту в полном объеме на количество проданной продукции.
Если производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются методом простого многоступенчатого калькулирования. Поскольку количество полуфабрикатов каждого передела не совпадает с количеством готовых продуктов, необходимо организовать учет издержек и количества изготовленных полуфабрикатов по каждому переделу. Расчет себестоимости единицы продукции ведется по следующей формуле:
где С – полная себестоимость единицы продукции, руб.;
Зпр1, Зпр2,…, Зпрn– совокупные производственные издержки каждого передела, руб.;
Зупр– управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
Х1, Х2,…, Хn– количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, шт.;
Хпр – количество проданных единиц продукциив отчетном периоде, шт.
Для повышения аналитичности расчетов затраты сырья и материалов в расчете на единицу продукции целесообразно учитывать отдельно, а в рамках переделов – лишь добавленные затраты (заработную плату плюс общепроизводственные расходы) каждого из них. Такая разновидность простого калькулирования называется калькулированием по стадиям обработки.
В этом случае формула будет иметь следующий вид:
где С – полная себестоимость;
Зм – затраты сырья и материалов в расчете на единицу продукции, руб.;
Здоб1, Здоб2,…, Здобn – добавленные затраты каждого передела, руб.
Зупр– управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
Х1, Х2,…, Хn – количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, шт.;
Хпр – количество проданных единиц продукции в отчетном периоде, шт.
1.6 Бухгалтерский учет и документирование при попроцессном методе учета затрат
Между управленческим и финансовым учетом существует взаимосвязь, поскольку оба они используют информацию учетной системы предприятия. Общепринятые принципы финансового учета могут действовать также и в управленческом учете, поскольку руководители предприятий в своей деятельности не могут руководствоваться исключительно непроверяемыми, субъективными оценками и мнениями. Кроме того, информация обеих подсистем используется для принятия необходимых управленческих решений.
Одним из разделов учетной системы предприятия является учет затрат и доходов, необходимый как в финансовом, так и в управленческом учете.
Особенностью отражения учета затрат на счетах при попроцессном методе учета затрат и калькулирования себестоимости является то, что в течение отчетного периода затраты на производство готовой продукции, работ и услуг собирают на производственных калькуляционных счетах:
Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»,
а по окончании отчетного периода списываются полностью на счет готовой продукции или счет продаж:
Дебет 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» Кредит 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Сальдо на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отсутствует.
Завершающим этапом учетного процесса является составление отчетности. В общем случае отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия за истекший период.
Задача управленческой отчетности заключается в том, чтобы в достаточно аналитическом разрезе, точно и своевременно отразить расходование производственных ресурсов в каждом подразделении и дать качественную оценку целесообразности и эффективности этих затрат.
Результатом учетных записей попроцессной системы калькулированияявляетсяотчет о себестоимости продукции. Отчет составляется за определенный период как в целом по предприятию, так и по подразделениям в разрезе элементов затрат. В результате этого отчет о калькуляции себестоимости при попроцессном методе является обычно более комплексным и детализированным.
Данный отчет не только суммирует затраты по каждому цеху, но и служит для распределения накладных расходов между цехами или процессами, а также для передачи затрат из цеха в цех. Отчет о себестоимостипродукции может использоваться как в качестве планового отчета о производстве одного единственного продукта, так и для суммирования только фактически понесенных затрат. Следует отметить, что у организаций, производящих целый спектр различных продуктов, могут возникать модификации данного отчета.
Статьи отчета о себестоимости продукции составляются на основе данных о материальных, трудовых и накладных расходах за определенный период, что позволяет осуществлять контроль за эффективным использованием ресурсов. Период, охваченный отчетом, зависит от потребностей конкретного предприятия и является предметом управленческого решения. Естественно, чем чаще составляется отчет, тем эффективнее становятся контрольные процедуры.
Отчет о себестоимости показывает:
1) общие затраты и затраты на единицу продукции, переданные из предыдущего процесса;
2) материальные, трудовые и производственные накладные расходы, добавленные в данном процессе;
3) себестоимость единицы продукции, добавленную в данном процессе;
4) общую себестоимость и себестоимость единицы продукции, аккумулированную к концу периода в цехе;
5) себестоимость незавершенного производства на начало и на конец периода;
6) себестоимость полуфабрикатов или готовой продукции, переданных в следующий процесс или на склад готовой продукции.
Вариант № 17
Одно из подразделений предприятия производит из смолы промышленный клей в тюбиках, используя для этого два вида материалов – порошок и химикаты. Все производственные накладные расходы цеха являются постоянными. Будучи помощником главного бухгалтера-аналитика, Вы отвечаете за подготовку месячного отчета о доходах. Ниже приведены данные о сметных и фактических расходах анализируемого подразделения за январь.
Сметные данные за январь
Сметные объемы производства и реализации – 10 000 тюбиков. Нормативные издержки на каждый тюбик:
1. Основные материалы:
порошок – 10 кг по 1 руб. за 1 кг;
химикаты – 5 кг по 5 руб. за 1 кг;
2. Заработная плата – 0,5 час по 3 руб. за час;
3. Производственные накладные расходы списываются по норме 200 % от заработной платы основных производственных рабочих. Сметную цену реализации рассчитывают таким образом, чтобы получить 20 % прибыли от цены реализации.
Фактические затраты за январь
Произведено 9500 тюбиков клея. Фактическая цена реализации превысила сметную на 10 %.
Потреблено основных материалов:
порошка - 96 000 кг по 1 руб. 20 коп. за кг;
химикатов – 48 000 кг по 4 руб. 70 коп. за кг;
Фактическая заработная плата производственных рабочих рассчитывалась исходя из 4600 час по 3 руб. 20 коп. за час труда.
Производственные накладные расходы составили 29000 руб.
Требуется:
1. Подготовить для руководства отчет о доходах цеха в январе исходя из:
а) калькулирования полной себестоимости;
б) калькулирования себестоимости по системе «директ-костинг».
2. Согласовать сметную прибыль с фактической, для чего рассчитать:
- отклонение фактической выручки от реализации продукции от сметной;
- отклонения фактических затрат по основным материалам, основной заработной плате, накладным расходам от сметных.
3. Подготовить схему учетных записей на бухгалтерских счетах.
Решение:
Рассчитаем нормативные издержки за январь на каждый тюбик:
1. Основные материалы:
порошок – 10 кг * 1 руб. = 10 руб.
химикаты – 5 кг * 5 руб. = 25 руб.
2. Заработная плата – 0,5 час * 3 руб. = 1,5 руб.
3. Производственные накладные расходы – 1,5 руб. * 200 % = 3 руб.
Рассчитаем нормативные издержки на весь объем производимой продукции:
1. Основные материалы:
порошок – 10 руб. * 10000 шт. = 100000 руб.
химикаты – 25 руб. * 10000 шт. = 250000 руб.
2. Заработная плата – 1,5 руб. * 10000 шт. = 15000 руб.
3. Производственные накладные расходы – 15000 руб. * 200 % = 30000 руб.