Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
- Изучить стадии жизненного цикла,
Глава 1. Понятие и суть жизненного цикла организации
Таблица 1. Примеры жизненного цикла объектов
Глава 2. Стадии жизненного цикла
Глава 3. Современные подходы к проблеме жизненного цикла организации
Таблица 2. Исходные данные для расчета пенсионного фонда[17]
Введение
Актуальность темы исследования. Часто организацию отождествляют с живым существом - ведь она проходит все соответствующие циклы. Безусловно, каждая компания развивается по-своему, на это влияет множество внешних и внутренних факторов. Однако все компании эволюционируют согласно определенным закономерностям и проходят несколько стадий в своем развитии.
Современные реалии рыночной экономики акцентируют внимание на проблеме жизненных циклов организаций. Как показывает новейшая экономическая теория и практика, часть современных компаний, проходя через ключевые этапы, стадии своего развития, оказываются в итоге в кризисной ситуации, что часто приводит к реструктуризации или "смерти" компании.
Исследователи отмечают, что компании и промышленные объекты - это реально существующие, но преходящие и "смертные" образования, которые функционируют не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут "сжиматься" и "растягиваться" в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (промышленный объект), от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет
В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с целью увеличить эффективность работы организации. При этом одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, вторые – словно стоят на месте, третьи – переживают не проходящий кризис.
Научная разработанность темы исследования: Работы следующих авторов легли в основу настоящего исследования: Адизес И., Акулов В.Б., Рудаков В.М., Богачек, Н.Л., Герш М.В., и др.[1] В значительной части эти исследования всесторонне рассматривают сущность жизненного цикла организации.
Цель настоящего исследования – исследование теории жизненного цикл организации и его влияния на управление организацией.
Для достижения цели необходимо разрешить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и суть жизненного цикла организации,
- Изучить стадии жизненного цикла,
- Охарактеризовать современные подходы к проблеме жизненного цикла организации.
Предметом настоящей курсовой работы будет рассмотрение основных подходов к пониманию организационного развития, при этом под развитием организации будем понимать естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют жизненным циклом организации.
Глава 1. Понятие и суть жизненного цикла организации
Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. В 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости… Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками». Такое сравнение, как: «Подобно людям, организации имеют свой «взгляд» на смысл жизни, на то, чем для них являются люди, персонал…», наводит на размышления о том, что организации, как и люди, живут и развиваются по своим внутренним психологическим законам. Если и далее следовать логике таких рассуждений, то можно предположить, что организации в своем развитии преодолевают кризисы, переходя на новые этапы развития, достигают своего расцвета и, в конце концов, умирают. Уместно привести еще одно сравнение: «…смотришь на иную фирму: ей отроду три года, а она уже как постаревший ребенок – дряхлое руководство, апатичные сотрудники, никому ничего не надо…». Напрашивается вывод о том, что все организации индивидуальны в своем развитии, и психологический возраст организации может сильно отличаться от физического. Наблюдение Л. Грейнера за организациями почти в течение 27 лет (с момента выхода его статьи «Evolution and revolution as organizations grow» в 1972 году) и анализ этапов развития различных организаций позволяет ему утверждать, что «смертей» организаций на сегодняшний день стало гораздо больше.[2]
Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования.
Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития.
Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже – других стадиях). Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.
Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.[3]
Введем некоторые определения, которые будем использовать в дальнейшем.
Любой объект в определенный момент должен завершить свой жизненный цикл. Это завершение жизненного цикла объекта (ликвидация, снятие с эксплуатации, захоронение, эксплуатация объекта захоронения) будем называть омертвлением объекта. Соответственно, расходы, связанные с омертвлением объекта, будем называть омертвленной стоимостью объекта. В такую стоимость можно включить:
- при ликвидации компании - юридические расходы, связанные с ликвидацией компании, а также, возможно, потери, возникающие от реализации имущества ликвидируемой компании;
- при уходе товара с рынка - возможной составляющей омертвленной стоимости товара можно назвать расходы, связанные с реализацией более не являющегося необходимым оборудования;
- при снятии с эксплуатации промышленного объекта - расходы по утилизации оборудования, перепрофилированию помещений, перепрофилированию персонала. В случае сложных промышленных объектов омертвленная стоимость может быть соизмеримой со стоимостью создания промышленного объекта.
Отклонения от обычного режима жизненного цикла объекта, в результате которых существенно сокращается жизненный цикл объекта, будем называть авариями жизненного цикла. Аварии жизненного цикла в зависимости от объекта исследования имеют вероятностный характер. Дополнительные расходы, связанные с аварийностью жизненного цикла, будем называть аварийной стоимостью объекта.
Доходы, недополученные в результате сокращения жизненного цикла объекта, будем называть омертвленной аварийной стоимостью объекта. Например:
- при ликвидации банка в результате отзыва лицензии существенную часть аварийной стоимости банка будут составлять расходы, связанные с компенсацией потерь вкладчикам банка;
- при ликвидации промышленного объекта в результате техногенной катастрофы к аварийной стоимости объекта будет отнесена стоимость компенсации всех последствий аварии как для людей, так и для окружающей среды.
Омертвленная аварийная стоимость будет равна расчетной суммарной недополученной прибыли от эксплуатации промышленного объекта, рассчитанной из предположения об эксплуатации в течение всего срока, предусмотренного проектом.
Рассмотрим методику расчета, а также существующие системы компенсации омертвленной, аварийной и омертвленной аварийной стоимости.
В методике расчета важной характеристикой является продолжительность жизненного цикла. Это может быть некий условный показатель, например: пенсионный возраст (возраст выхода на государственную пенсию) или средняя продолжительность жизни (для пенсионной программы человека), проектная продолжительность жизненного цикла (для промышленного объекта), стоимость привлечения денежных средств (для банковской системы).
Ни одна фирма не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии. Компании создаются, растут и развиваются, добиваются успехов, ослабевают и прекращают свое существование. Совокупность этих стадий развития - от замысла до исчезновения - и называют жизненным циклом организации. Происходящие изменения, хоть и предсказуемые, не следуют по заранее просчитанному плану, поскольку во многом зависят от внешних воздействий. Периоды пребывания на той или иной стадии цикла у разных организаций значительно различаются. На средний срок жизни компании влияет множество факторов: состав работников, отрасль деятельности, тип изготавливаемого товара (оказываемых услуг, выполняемых работ), технический уровень, общее состояние национального и мирового рынка, успешность менеджмента самой компании и др.
Следует отметить, что в отечественной практической, научной и учебной литературе термин "факт хозяйственной жизни" до принятия Закона 402-ФЗ, широко не использовался, чаще применялись термины - "факт хозяйственной деятельности", "хозяйственная операция". Ученые раскрывали суть терминов "факт хозяйственной деятельности" и "хозяйственная операция". Например, В.Ф. Палий и Я.В. Соколов писали: "Факты хозяйственной деятельности проявляются, в основном, в виде хозяйственных операций, каждая из которых является элементом более общих хозяйственных процессов, протекающих ... на предприятиях"[4].
В российских нормативных актах, как отмечает М.Л. Пятов, термин "факт хозяйственной жизни" впервые появился в "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации на среднесрочную перспективу", одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180[5].
Можно предположить, что в контексте бухгалтерского учета использование в трактовке "факт хозяйственной жизни" биологического термина "жизнь" связано с активным изучением с начала 90-х гг. прошлого века западного опыта управления, где широко используются понятия "жизненный цикл товара", "жизненный цикл фирмы", что представлено в исследованиях И. Адизеса[6], К. Уорда [7] и др.
По мнению М.Л. Пятова: "Следует говорить о хозяйственных (экономических) фактах в целом как о действиях и/или событиях, способных изменить положение дел фирмы и/или мнение о нем заинтересованных лиц, и фактах хозяйственной жизни как части хозяйственных (экономических) фактов, отражаемых в бухгалтерском учете в целях формирования бухгалтерской отчетности".
Итак, жизненный цикл организации - это период, в течение которого она проходит четыре основных стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок (спад). В течение цикла система управления персоналом проходит все стадии вместе с самой компанией - ведь состояние дел в коллективе находится в прямой зависимости от состояния производства. Если последнее модернизируется, это влечет за собой изменения в рабочих процессах, появление новых требований к структуре и характеристикам персонала.
Теория жизненного цикла организации в настоящее время считается одной из наиболее популярных тем. Ведь выявленные закономерности не только помогают объяснить ошибки прошлого, но и позволяют прогнозировать будущее развитие.
Стоит отметить, что каждому руководителю нужно не просто знать определенные стадии развития компании, но и учитывать те цели и задачи, которые стоят перед ней на каждом этапе. Успешный жизненный цикл многих известных компаний доказывает, что при грамотном руководстве можно оставаться на плаву в течение многих десятилетий после основания фирмы. Важно применять гибкий подход, формировать оптимальную маркетинговую стратегию, подстраиваться под изменения потребностей клиентов.
Период существования организации можно разбить на основные этапы, стадии развития. При переходе с этапа на этап принципиально меняются многие ценности и ориентиры.[8]
Современные реалии рыночной экономики акцентируют внимание на проблеме жизненных циклов организаций. Как показывает новейшая экономическая теория и практика, часть современных компаний, проходя через ключевые этапы, стадии своего развития, оказываются в итоге в кризисной ситуации, что часто приводит к реструктуризации или "смерти" компании.