Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Привлечение молодых специалистов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С давних времен залогом успеха существования любого жизненного института был человек. Государственные учреждения не являются исключением. Для того, чтобы государственная служба протекала качественно и эффективно, необходимо, чтобы служащие обладали достаточной квалификацией для занимаемой должности. Одним из способов оценить уровень данной квалификации является аттестация государственных гражданских служащих. [4, С.45]

Истории создания, становления, развития и реформирования системы управления и государственной службы посвящено немало работ. Одним из направлений данных тем служит направление кадровых технологий на государственной гражданской службе. Кадровые технологии – комплекс мер и процедур организации, которые направлены на оптимизацию решений, принимаемых относительно рабочих кадров. Одной из таких мер является технология аттестации.

Поскольку проходящая в настоящее время в стране административная реформа влечёт за собой реструктуризацию органов исполнительной власти, а также усложнение механизма отбора, оценки и обучения кадров, то она затрагивает и главную рабочую силу органов государственной гражданской службы – госслужащих. [4, С.46]

Кадровые технологии и эффективные методы работы являются одним их ключевых направлений реформирования, так как они устанавливают критерии эффективности работы кадров, от которых зависит деятельность всей страны. Именно в этом и заключается актуальность данной работы.

Объект курсовой работы – государственная служба в России.

Предмет – особенности государственной службы в России, ее современное состояние и направления совершенствования.

Целью данной курсовой работы является изучение государственной службы в России, ее современного состояния и направлений совершенствования.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические основы государственной службы.

2. Провести анализ развития реформ государственного управления.

3. Выявить процесс привлечение молодых специалистов как новый этап в функционировании государственной службы.

В работе нашли применение такие методы научного познания, как сравнительный анализ и синтез.

Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. Теоретические основы государственной службы


1.1 Сущность, виды и принципы государственной службы

Термин «государственная служба» сформировалось в России в 90-е годы. Тогда впервые стали приниматься документы, в которых упоминался данный термин. До этого, данный термин характеризовал всех служащих, которые работают в учреждениях и организациях государства. В некоторых странах такое понимание осталось и до сих пор. [5, С.145]

Современное определение формировалось из года в год, претерпевало различные изменения, пока не пришло в сегодняшнюю форму. За эти годы было создано масса нормативным документов, основных из которых было Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы». Именно после принятия данных документов, стали развиваться отношения в области  работы органов государственной службы.

Согласно законам, государственная служба – это деятельность граждан России по обеспечения полномочий: [5, С.145]

- государства Российская Федерация в целом;

- органов власти;

- субъектов России;

- лиц, которые заменяют должности, установленные в правовом порядке Конституцией.

Обеспечение полномочий, в данном определении обозначает непосредственный смысл самой организации и включает в себя организацию, управление, планирование и контроль всех мероприятий.

Итак, исходя из всего вышесказанного, государственная служба подразумевает: [12, С.35]

- значимую для государства деятельность;

- это лишь сектор государственной деятельности, которая обеспечивает выполнений нормативных полномочий;

- к субъектам этой деятельности предъявляют специфические требования, характеризующие государственную политику.

Когда говорится о государственной службе, то необходимо понимать, что это служба государству и конкретным его интересам. Выполняются государственные задачи, осуществляются функции людьми, которые являются штатными единицами в государственных органах. За исключением обслуживающего персонала. . [8, С.77]

Рассмотрим виды и принципы государственной службы.

Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые находятся в ведении России.

Федеральная государственная служба – деятельность служащих, которые реализовывают государственный и правовой статус, имеют определённые полномочия и их компетенция распространяется в пределах Конституции РФ. [7, С.154]


Осуществляется в системе органов судебной и исполнительной власти. К этим органам относят: Аппарат Правительства, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата, и другие.

Государственная служба субъектов подконтрольна законам, которые принимаются органами законодательной власти каждого из субъектов. Поэтому, чтобы понять суть государственной службы каждого субъекта, необходимо изучать каждый субъект в отдельности.

Есть и другие классификации видов. Также государственная служба может быть гражданской и милитаризованной. [8, С.78]

Гражданская бывает общей и специальной. Общая осуществляет общие функции, которые не отличаются специальными факторами. В свою очередь, специальная гражданская служба  реализует конкретные установленные цели, имеющие отраслевую принадлежность.

Милитаризованная государственная служба – служба в вооружённых силах, в органах внутренних дел, отделах правительственной связи, налоговой полиции, и прочих силовых ведомствах. [8, С.78]

Она отличается от гражданской государственной службы следующими аспектами: [11, С.77]

- у неё есть особые уставы, различные дисциплинарные положения;

- служащие этих служб должны соответствовать специализированным условиям.

Принципы государственной службы – это смысловой комплекс, который устанавливает различные правила и законы, задачи и функции, полномочия для субъектов, деятельность которых связана с государственной службой.

Принципы определяют сущность взаимоотношений в области  государственной службы. [11, С.78]

Рис.1. Взаимоотношения в области  государственной службы

Современные аспекты государственной службы отслеживаются в различных документах и реализуются служащими, путём выполнения повседневной профессиональной деятельности. Их можно разделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы отражаются в нормативных актах, документах, постановлениях.

К ним относятся такие принципы: [9, С.121]

- принцип главенства Конституции, как основного документа государства;

- принцип первенства и значимости прав и свобод граждан;

- принцип комплексности и системности государственной службы;

- принцип разграничения трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)

- принцип равноправия граждан при принятии на работу в органы государственной службы.


Организационные принципы включают в себя способы создания и функционирования государственной службы, обеспечивают её эффективность и направленность. К ним относятся следующие принципы:

- принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы, перед другими работниками, которые находятся выше по должностной иерархии; [13, С.133]

- принцип общности основных правил и требований, присущих государственной службе;

- принцип высокой квалификации и профессионализма работников государственной службы;

- политика гласности, осуществляемая государственной службой;

- принцип постоянства кадров, которыми располагает государственная служба. [8, С.66]

1.2 Функции и особенности регулирования государственной службы

Когда речь идёт о функциях государственной службы, то подразумевается непосредственная деятельность государственных служащих. Данная деятельность включает в себя следующие функции: [12, С.66]

- правомерная функция - заключается в осуществлении полномочий регулирующего и распределительного смысла, исполнение государственных полномочий от лица государства, либо органа государственного правления;

- правообразующая функция -состоит в создании и развитии нормативно-правовых актов, создание и использование законов и прочих важных документов;

- регулятивная функция - основана на развитии и выполнении политики государства во всех сферах жизни, реализация юридических полномочий, использование системы государственного принуждения к лицам и обеспечения их интересов; [15, С.112]

- организационная функция – включает в себя реализацию компетенции и правомерности государственных органов, выполнение организационных мер и технических операций, которые способствуют организационным процессам;

- правовая функция – состоит из осуществления мероприятий, которые способствуют обеспечению прав граждан, выполнение обязательств перед государством.

Можно сказать, что государственная служба состоит из деятельности государственных служащих, которая заключается в реализации всех ветвей государственной власти в различных сферах общества, с целью осуществления принципов, задач и функций государства. [11, С.77]

Основами правовой политики и функциональности государственной службы выступают Конституция РФ, законы, указы, постановления, распоряжения и прочие нормативно-правовые акты. Конституция в своём виде не может вобрать в себя все аспекты, которые позволят регулировать деятельность государственной службы, поэтому существует масса других документов, позволяющих усовершенствовать этот процесс.


Теперь рассмотрим, что же означает определение должность государственной службы. Согласно документам, должность государственной службы определяется и утверждается законами или иными актами.

Должности в государственной службе делят на такие:

- должности гражданской федеральной структуры;

- должности гражданской службы субъекта РФ;

- военные должности;

- правоохранительные должности. [6, С.212]

Также должности делятся по категориям согласно федеральным законом. Соотношение вышеуказанных видом должностей определяется различными Указами Президента. Имеется Реестр должностей, который включает:

- список должностей государственной службы;

- перечень существующих военных должностей;

- типовые перечни должностей правоохранительных органов.

Должности государственной службы выделены по следующим аспектам:

- по виду деятельности – управленческие, контролирующие, планирующие и прочее; [8, С.66]

- по масштабам распространения – типовые и индивидуальные.

- по наличию рабочих мест – занятые и вакантные;

- по соотношению между государственными служащими и занимаемыми ими должностями, делятся на группы 5-я группа (высшие должности), 4-я группа (главные должности), 3-я группа (ведущие должности), 2-я группа (старшие должности), 1-я группа (низшие должности). [15, С.23]

Рис.2. Должности государственной службы

Согласно Конституции РФ существует одинаковый доступ граждан страны на поступление на государственную службу. При этом, главными факторами выбора кандидатов является профессионализм, стрессоустойчивость, порядочность и высокая производительность труда. [1]

Не может быть принят гражданин на государственную службу, если:

- признаётся недееспособным по решению уда или имеет ограниченную дееспособность;

- лишается права работать в органах государственной власти по распоряжению суда;

- если имеются заболевания, подтвержденные медицинским заключением, которые не позволяют выполнять должностные обязанности;

- нежелание проходить специальную процедуру допуска к сведениям государственной службы; [11, С.64]

- гражданство иного государства, при исключении особых случаев;

- близкого родства с государственными служащими, кроме отдельных случаев;

- нежелание предоставлять необходимые данные для поступления на государственную службу.

На государственную службу, возможно, поступить посредством назначения, зачисления, выбора либо конкурса. Каждый способ прописан в специальных законах и тщательно контролируется. [10, С.74]