Файл: Государственная социальная помощь (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

1.2. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

ГЛАВА 2. ВИДЫ И РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

2. 1. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" предусматривает, прежде всего, большее количество денежных выплат, получатели которых, могут расходовать их как по своему усмотрению, так и в соотношении с целями на которые она предоставлена.

В соответствии со ст.12 закона “О государственной социальной помощи” различают следующие виды её оказания, которые представлены на рис.2.1.1

Рис.2.1.1 Виды социальной помощи.

Под понятием «социальное пособие» понимается – определённые денежные суммы, безвозмездно предоставленные гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Социальным пособиям свойственны следующие характерные признаки:

Первое, это безвозмездность выплаты пособий.

Безвозмездность выплаты пособий означает следующее, граждане, получившие пособия, не возвращают их в соответствующий бюджет, откуда они выдавались. Из этого следует, что получатели пособий могут расходовать их по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.[16,c.67]

Второе это то, что они выплачиваются в размерах, фиксированных законом.

2. 2. РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Виды социальной помощи

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты)

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Рис.2.1.1 Виды социальной помощи.

Источник: Мачульская Е. Е «Право социального обеспечения»// Е. Е Мачульская 2015г.

Денежные выплаты оказываются в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и иных выплат.

Под понятием «социальное пособие» понимается – определённые денежные суммы, безвозмездно предоставленные гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Социальным пособиям свойственны следующие характерные признаки:

Первое, это безвозмездность выплаты пособий.

Безвозмездность выплаты пособий означает следующее, граждане, получившие пособия, не возвращают их в соответствующий бюджет, откуда они выдавались. Из этого следует, что получатели пособий могут расходовать их по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.[16,c.67]

Второе это то, что они выплачиваются в размерах, фиксированных законом.

Под понятием субсидия, подразумевается имеющая целевое назначение оплата материальных благ и оказываемых услуг, которые предоставляются гражданам. Одним из отличительных признаков субсидий является то, что они имеют целевое назначение. Предоставляемые субсидии, назначаются гражданам с определённой целью, и на основании этого граждане, которым предоставлены субсидии, не имеют право расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия. Выделенные средства могут идти только на цели, для осуществления которых они были предназначены, это отличительный признак субсидий от пособий.[16,c.77]

Следующая денежная выплата, это компенсация. Под ней понимается возмещение расходов, произведённых гражданами которым она назначена, в установленных законодательством случаях. Отличительной чертой понятия компенсация, является то, что она предоставляется гражданам за произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер в сравнении с субсидией. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат, государственная социальная помощь может так же предоставляться и в натуральном виде. И при этом органы исполнительной власти на местах, которым закон даёт широкие полномочия, вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме (продукты питания, медикаменты, топливо и др.).


И как показывает жизнь, для малоимущих, одиноко проживающих граждан и малоимущих семей очень важна не только денежная, но и помощь в натуральном виде.

2. 2. РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.


Федеральный закон "О государственной социальной помощи" устанавливает предел на размеры данной помощи, и в нём не указывается определённый размер выплаты пособий.[3]

Каждый субъект Российской Федерации, в соответствии с законодательством, определяет размеры государственной социальной помощи. При определении размера учитывается разница между суммой величин прожиточных минимумов, и общего дохода членов малоимущей семьи, или малоимущего, одиноко проживающего человека, при условии того, что среднедушевой доход этих граждан, ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.На основании этого следует сделать вывод, что размер государственной социальной помощи, в общем, зависит от доходов её получателей, и размеры помощи не могут превышать минимального прожиточного минимума.

Согласно статистике, в настоящее время в России, за чертой бедности проживают большое количество граждан, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение предметов первой необходимости, одежды, лекарств и др. жизненно важных средств. Для людей этой категории, государственная социальная помощь, в виде выплаты пособий, является большой и значимой поддержкой в материальном плане.[32]

Источниками оказания помощи, согласно пятой статье закона, названного выше, являются бюджетные средства всех уровней. Если, в случае нехватки средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, то эти средства выделяются из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны, или дополнительных источников, в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон "О государственной социальной помощи", точно определяет, из каких бюджетов должны выделяться средства на выплату пособий.

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.


Назначение государственной социальной помощи, на основании статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи", осуществляется решением органа социальной защиты населения по месту жительства малоимущей семьи или малоимущего, одиноко проживающего гражданина, либо по их месту пребывания. Назначение помощи выполняется на основании заявления в письменной форме от человека лично (малоимущие, одиноко проживающие граждане) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.[3]

Возникновение права на социальную помощь

Подача заявления в соответствующие органы с целью предоставления различных видов социального обеспечения

Проверка предоставленных сведений

Предоставление документов, подтверждающих право на социальное обеспечение

Принятия решения о предоставлении социального обеспечения

Рис. 3 1. Порядок назначения государственной социальной помощи

Источник:Бульянова М.О. «Право социального обеспечения»

//М.О.Бульянова Учебник 2014 г.

На основании этого можно сказать что, получение малоимущими семьями и малоимущими, одиноко проживающими гражданами, социальной помощи является их сугубо личным и субъективным правом, которым они могут в любой момент воспользоваться. Российская Федерация даёт возможность всем малоимущим слоям населения воплотить в жизнь своё право на получение данной помощи.

Для того чтобы получать социальную помощь данным слоям населения, им необходимо выполнить прописанные законом определённые действия. А именно, нужно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.

Сбор необходимых сведений о доходах не должен вызывает трудностей для граждан, которые рассчитывают на помощь со стороны государства. Своё бедственное положение люди подтверждают необходимым набором документов. Ответственность за необходимые сведения возлагается не на самих граждан, а на организации, которые эти документы предоставляют. Это действие серьёзно регулирует достоверность и быстроту необходимых сведений.[17,c.54]

При заполнении заявления, человек указывает данные о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии со второй главой Закона "О государственной социальной помощи" и принадлежащем ему или его семье, имуществе на праве собственности.


Сведения, предоставленные заявителем, могут быть проверены и подтверждены с помощью проведения дополнительной проверки, самостоятельно произведённой органами социальной защиты населения. Организации, в соответствии с законодательством, несут ответственность за информацию, содержащуюся в выданных ими документах.

Если, например человек преднамеренно занизит свои доходы, а так же количество имущества, которое принадлежит ему на праве собственности, то в этом случае ему будет отказано в оказании социальной помощи. Данное положение очень важно, потому что одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является её адресность и рациональное использование бюджетных средств. Если число получателей социальной помощи будет непрерывно увеличиваться, то это приведёт к тому, что денежные средства в бюджетах будут использоваться не рационально, кроме того, это может также привести к тому, что социальная помощь будет оказываться не только малоимущим слоям населения, но и иным лицам, что напрямую бы противоречило закону. Данный факт непременно приведёт и к тому, что при большом расходовании бюджетных средств, и как результат этого, нехватка денежных средств, государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.

После обращения заявителя о назначении государственной социальной помощи, и предоставления им необходимых документов, ему, не позднее десяти дней в письменной форме, направляется уведомление. В случае необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования), которая проводится органом социальной защиты населения, представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган, в указанный срок, должен дать предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае, окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.[15,c.43]

В случае если граждане имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты одновременно по нескольким основаниям, установленных в одном или в нескольких федеральных законах, то ежемесячная денежная выплата устанавливается по тому, который предусматривает более высокий размер.

Данную выплату, устанавливает и выплачивает территориальный орган Пенсионного фонда РФ, на основании федерального закона “О государственной социальной помощи”.

Граждане, у которых возникло право на выплаты, могут в любое время обратиться за ней путём подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Письменное заявление и необходимые документы, для назначения ежемесячной денежной выплаты, должны подаваться гражданами в орган Пенсионного Фонда России по месту жительства. В этом же органе, им выдаются справки, которые подтверждают их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В выданных справках указываются: категория льготника, сроки назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги, на которые гражданин имеет право.


Список необходимых документов, которые рассматривает территориальный орган Пенсионного Фонда России, установлен приложением №3 к порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата будет начисляться при отказе гражданина от получения набора социальных услуг.[19,c.14]

На основании вышесказанного, можно сделать соответствующий вывод, что для того, чтобы получать государственную социальную помощь, малоимущие граждане самостоятельно, с письменным заявлением и соответствующими документами, должны обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, которые имеют право на получение набора социальных услуг, так же самостоятельно должны подать письменное заявление в территориальный орган ПФР по месту жительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации наиболее остро встала проблема бедности, которая всё стремительней переходит в проблему нищеты. Число лиц, оказавшихся на грани бедности, постоянно растёт. На фоне этого в стране происходит усиление разделения общества по доходам и материальному обеспечению, а также деление населения на социальные слои, носящее стихийный характер.

Поддерживает граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Федеральный Закон ''О государственной социальной помощи”, который регулирует правоотношения в социальной сфере. Данный закон призван поддержать малоимущие семьи, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.

Принятие данного закона говорит нам о том, что социальная политика в Российской Федерации неуклонно развивается. Проблемам бедности тех групп населения, которые до этого не были защищены государством, стало уделяться большое внимание.

Кроме этого, этот закон впервые дал законодательное определение понятию государственной социальной помощи. Под этим определением понимается предоставление малоимущим семьям или малоимущим, одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций и жизненно необходимых товаров.

Главная цель оказания социальной помощи заключается в поддержании уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также направленность данной помощи и рациональное использование бюджетных средств.