Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли ООО «ХАБАР».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне и т.д. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.

Ассортиментная политика — одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

К сожалению, руководство многих предприятий еще плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

Формирование ассортимента интернет-магазина — важнейшая часть коммерческой деятельности торгового предприятия. Ассортимент магазина должен быть шире номенклатуры бестселлеров — товаров, которые лучше всего продаются. Широкий ассортимент обеспечивает большой выбор, стимулирует спрос и возникновение новых потребностей у покупателей. А это в свою очередь ведет к общему росту продаж.

Предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.


Актуальность темы курсовой работы подтверждается повышенным вниманием к проблеме формирования товарного ассортимента разных ученых. Отдельного внимания заслуживают работы В.В. Жарикова, П.С. Завьялова, В.Я. Кардаш, Ю.В. Корокошко, А.А.Старостина, М.Л. Халявиной, Х. Хершген, Ф. Котлер, Е. Дихтль и др.

Цель исследования — изучить и проанализировать ассортиментную политику предприятия и разработать программу по стимулированию сбыта и увеличению продаж.

Достижение вышеуказанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

  • рассмотреть сущность понятия «ассортимент», его виды и классификацию;
  • изучить формирование товарного ассортимента с позиции жизненного цикла товара: понятие, стадии, виды кривых;
  • рассмотреть основные методы анализа оценки ассортимента торгового интернет-магазина;
  • провести анализ динамики и прогноз рынка товаров туристического снаряжения в Российской Федерации и Иркутской области;
  • описать деятельность и основные технико-экономические показатели ООО «ХАБАР»;
  • дать оценку эффективности существующего товарного ассортимента предприятия;
  • провести описание проекта по открытию собственной розничной точки продаж и расширению ассортимента интернет-магазина;
  • оценить эффективность предлагаемого проекта;
  • провести анализ чувствительности проекта к изменениям внешней среды.

Объектом исследования является товарная политика предприятия ООО «ХАБАР».

Предметом исследования является ассортиментная политика предприятия.

Теоретико-методологическую основу исследования составили отдельные положения экономической теории, методы анализа, прогнозирования и моделирования экономических процессов.

В качестве инструмента исследования использовались различные методы экономико-статистического анализа, методы математической статистики, аппарат теории производственных функций, методы и модели управления запасами.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ


1.1 Ассортимент: сущность, понятие, виды, классификация

В связи с тем, что в настоящее время ключевым моментов в розничной торговле является ассортимент, будет целесообразно, разобрать, как представлено в теории понятие «ассортимент».

Прежде всего, целесообразно сравнить взгляды различных зарубежных исследователей на определение понятия «товарный ассортимент предприятия». Результаты анализа приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Анализ существующих определений понятия

«товарный ассортимент» зарубежными авторами

Автор

Определение

Ключевые слова

Ф. Котлер [22 с. 18]

Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и то же типы торговых заведенный, или в рамках одного и того же диапазона цен

Группа товаров, схожесть

функционирования, диапазон цен

Г. Ассэль [20 с. 15]

Товарный ассортимент - группа товаров одной товарной категории, выпускаемых под одной маркой. Ассортимент товаров может состоять и из различных марок

Группа товаров, марка

Е. Дихтль, Х. Хершген [32 с. 24]

Ассортимент продукции - это определенная совокупность продукции, объединенная в группы по какому-либо признаку. Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и (или) наименования продукции в общем наборе

Совокупность продукции, группа

Б. Райзберг [32 с. 25]

Товарный ассортимент это:

1) виды товаров, перечень товаров, представленных в магазине, на рынке, в торговой сети;

2) группа однородных товаров, предназначенных для определенного крута покупателей, удовлетворяющих сходные потребности, либо связанных между собой в рамках одного и того же диапазона цен

виды, перечень, круг потребителей, потребности, диапазон цен

Понятие ассортимент была исследована такими отечественным авторами, как Астрахан А. С., Брагин Л. А., Брилевский О. А., Волошко Н. И., Данько Т. П., Калачев С. Л., Кеварков В. В., Куликова Н. Р., Локтев А. В., Ляшко А. А., Микулович Л. С., Моисеенко Н. С., Надин Б. Е., Новопавловская В. П., Носова Н. С., Памбухчиянц О. В., Снитко А. П., Стукалова И. Б., Труханович Л. В., Фурс И. Н., Ходыкин А. П., Шарковский Е. К., Щур Д. Л. Иностранные ученые также посвящали свои труды исследованию понятия ассортимент - Вейтц Б. А., Джоббер Д., Леви М. и др. [32 с. 28].


В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе нет единого понятия категории ассортимент, помимо этого различные экономисты по-разному называют это определение, например, ассортимент, розничный ассортимент, торговый ассортимент, товарный ассортимент, ассортимент товаров, товарная номенклатура. Прочитав труды вышеизложенных ученых понятие ассортимент можно рассматривать с трех подходов, а именно, ассортимент как «набор товаров», ассортимент как «часть товаров» и ассортимент как «совокупность товаров».

Ассортимент как «набор товаров» можно встретить, как правило, у большинства отечественных авторов - Брагин Л. А., Брилевский О. А., Волошко Н. И., Данько Т. П., Калачев С. Л., Куликова Н. Р., Локтев А. В., Ляшко А.А., Микулович Л. С., Моисеенко Н. С., Надин Б. Е., Новопавловская В. П., Носова Н. С., Памбухчиянц О. В., Снитко А. П., Стукалова И. Б., Фурс И. Н., Ходыкин А. П., Шарковский Е. К. При чем, стоит отметить, что такие авторы, как Брагин Л. А., Брилевский О. А., Волошко Н. И., Данько Т. П., Куликова Н. Р., Локтев А. В., Ляшко А. А., Микулович Л. С., Надин Б. Е., Новопавловская В. П., Носова Н. С., Снитко А. П., Стукалова И. Б., Фурс И. Н., Ходыкин А. П., Шарковский Е. К. полностью согласны с трактовкой ассортимента, которая представлена в ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения» [43 с. 49], которая звучит следующим образом: «ассортимент товаров (товарный ассортимент, товарная номенклатура): набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков» [40 с. 22]. На наш взгляд, данное определение в такой трактовке отражает слишком широкий смысл. В более узком смысле понятие ассортимент можно найти у Моисеенко Н.С.: «Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы» [35 с. 19]. Самой оптимальной трактовкой ассортимента на наш взгляд будет объединение понятия, которое изложено в ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения» [43 с. 51] и понятия Н. С. Моисеенко. Таким образом, в данном подходе понятие ассортимент должно звучать следующим образом: ассортимент – набор товаров, объединенных по какому-либо одному и совокупности признаков, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

Второй подход к понятию ассортимент, который раскрывает его как «часть товаров», рассматривали такие отечественные авторы, как Кеворков В. В., Куликова Н. Р., Новопавловская В. П., Носова Н. С., Труханович Л. В., Щур Д. Л., и зарубежные авторы – Вейтц Б. А., Леви М. В частности, Вейтц Б. А. и Леви М говорят, что «ассортимент – число различных наименований продуктов в одной товарной категории». Труханович Л. В. и Щур Д. Л. под ассортиментом понимали часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже [43 с. 29]. На наш взгляд, ограничивать понятие ассортимент лишь только товарами, которые должны быть постоянно в продаже некорректно, т.к. это не учитывает ассортиментных позиций, который носят дополнительный, сезонный и импульсный характер, также как и приравнивать ассортимент к товарной категории, ведь понятие товарная категория намного уже понятия ассортимент.


Третий подход, определяет ассортимент «как совокупность товаров». Данный подход можно встретить в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как, Астрахан А. С., Брагин Л. А., Данько Т. П., Джоббер Д., Кеворков В. В., Стукалова И. Б [2 с. 14]. На определение Джоббера Д.: «Ассортимент - это группа марок, тесно связанных между собой как функционально, так и на основе обеспечиваемых ими выгод» [15 с. 34] опирается определение российского ученого Астрахан А. С., который под ассортиментом понимает совокупность товаров разных групп, подгрупп, брендов, цветов, моделей, размеров и других характеристик, связанных между собой как функционально, так и концепцией предполагаемых выгод целевого потребителя, а также возможностями и ожидаемыми выгодами продавца [1 с. 12]. Брагин Л. А., Данько Т. П., Стукалова И. Б. рассматривают ассортимент как определенную совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли [12 с. 27]. Данная трактовка отражает понятие ассортимент в общем смысле, который шире трактовки представленной в ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения».

Кеворков В.В. приводит следующее определение: «ассортимент — группа товаров (услуг), либо связанных общностью использования и функционирования, либо реализуемых через одни и те же торговые точки, либо продающихся в пределах одинакового диапазона цен» [24 с. 38] . В связи с тем, что автор рассматривает ассортимент с точки зрения «совокупности товаров», и при этом, опираясь на вышеизложенные определения, ассортимент можно трактовать, как совокупность товаров, объединенных и сформированных торговой организацией по какому-либо признаку, свойству, характеристики, или ряду признаков, свойств, характеристик, а также специализации, связанных между собой функционально, при этом удовлетворяющая различные потребности спроса покупателей и обеспечивающая ожидаемые выгоды продавца и поддержания им необходимой материально-технической базы.

Исходя из анализа многообразия определений «товарного ассортимента», можно утверждать, что ученые по-разному подходят к конкретизации исследуемого определения. Общим является подход, который предполагает понимание товарного ассортимента как совокупности товаров, а вот признаки, по которым совокупность формируется, могут быть различными (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Определение понятия «товарный ассортимент»

Факторы, которые требуют анализа во внешней и внутренней среде, приведены в табл. 1.2.